Официальные документы

СТАТЬЯМИ 146 И 162 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО С 1 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ОБЛАГАЮТСЯ ОПЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), А ТАКЖЕ ПОЛУЧЕННЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ИНАЧЕ СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ РЕАЛИЗОВАННЫХ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ).. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Письмо МНС РФ от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807@. Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за I-е полугодие 2003 года)






В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ и со статьей 24 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ доходы, получаемые системой государственного материального резерва от взимания в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва, перечисляются Российским агентством по государственным резервам в доходы федерального бюджета в установленной законами сумме. Плата, получаемая сверх этих сумм, а также прочие доходы, получаемые системой государственного резерва от проведения операций с государственным резервом, зачисляются на счета Российского агентства по государственным резервам и его территориальных органов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и в установленном порядке используются ими исключительно для формирования государственного материального резерва и содержания системы государственного материального резерва.
Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость по операциям, являющимся объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 Кодекса, должен быть исчислен и уплачен в бюджет в общеустановленном порядке организациями, входящими в систему Российского агентства по государственным резервам, так как указанными Федеральными законами не предусмотрено его зачисление на счета Российского агентства по государственным резервам и его территориальных органов. (Письмо МНС России от 07.02.2003 N 03-1-08/452/14-Д911)
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
При этом статьей 11 Кодекса установлено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плательщиками налога на добавленную стоимость признаются все организации, имеющие статус юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.
Согласно статье 39 Кодекса в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Земельные участки согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к недвижимому имуществу.
В соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса операции по реализации земельных участков не освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, операции по передаче (продаже) земельных участков, в том числе выкупаемых в процессе приватизации земель, находящихся в государственной собственности, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом плательщиком налога является лицо, выступающее в договоре купли-продажи земли продавцом.
В соответствии со статьей 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
Согласно статье 166 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Пунктом 1 статьи 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, продавец дополнительно к стоимости (цене) выкупаемого земельного участка должен предъявить покупателю сумму НДС, исчисленную по налоговой ставке 20 процентов.
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 169 Кодекса при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Таким образом, при продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, продавец должен выставить не позднее пяти дней, считая со дня продажи земельного участка, счет-фактуру в двух экземплярах, первый экземпляр которого передается покупателю данного участка.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 174 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям, признаваемым объектом налогообложения, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость, представляемой в налоговый орган в установленные данной статьей сроки, и уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. (Письмо МНС России от 07.02.2003 N 03-1-08/453/16-Д915)


Страницы: 5 из 33  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->