ДОХОДЫ БЮДЖЕТА РАСШИРЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ЭКСПОРТА НЕФТИ
(Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов)При этом анализ влияния уровня налогообложения предприятий на инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.
В результате, после учета всех вышеперечисленных факторов может оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогоплательщиком налогов в выручке или добавленной стоимости может оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со значительно более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.
С учетом приведенных обстоятельств рассмотрение уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы является важным, прежде всего с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
В Таблице 1 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 - 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер) на протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.
При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
Российской Федерации в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Доходы всего | 39,7% | 39,5% | 39,9% | 38,8% | 35,1% | 35,3% |
Налоговые доходы и платежи | 36,5% | 36,1% | 36,2% | 36,2% | 31,0% | 31,7% |
в том числе | ||||||
Налог на прибыль организаций | 6,2% | 6,2% | 6,5% | 6,1% | 3,3% | 4,0% |
Налог на доходы физических лиц | 3,3% | 3,5% | 3,8% | 4,0% | 4,3% | 4,0% |
Налог на добавленную стоимость | 6,8% | 5,6% | 6,8% | 5,2% | 5,3% | 5,6% |
Акцизы | 1,2% | 1,0% | 0,9% | 0,8% | 0,9% | 1,1% |
Таможенные пошлины | 7,5% | 8,3% | 7,0% | 8,4% | 6,5% | 6,4% |
Налог на добычу полезных ископаемых | 4,2% | 4,3% | 3,6% | 4,1% | 2,7% | 3,2% |
Единый социальный налог и страховые взносы | 5,5% | 5,4% | 5,6% | 5,5% | 5,9% | 5,2% |
Прочие налоги и сборы <*> | 1,9% | 1,9% | 2,0% | 1,9% | 2,2% | 2,2% |
<*> Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина, таможенные сборы.
от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти
и нефтепродуктов в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Налоговые доходы и платежи | 36,5% | 36,1% | 36,2% | 36,2% | 31,0% | 31,7% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов | 9,2% | 10,0% | 8,1% | 9,7% | 6,0% | 8,3% |
из них: | ||||||
НДПИ на нефть | 3,7% | 3,9% | 3,2% | 3,8% | 2,1% | 2,8% |
Акцизы на нефтепродукты | 0,6% | 0,5% | 0,4% | 0,3% | 0,3% | 0,4% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть | 4,0% | 4,5% | 3,5% | 4,3% | 2,7% | 3,8% |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты | 0,9% | 1,2% | 1,0% | 1,3% | 0,9% | 1,4% |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов | 27,2% | 26,2% | 28,1% | 26,5% | 25,0% | 23,4% |