Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.09.2004 N КАС04-442. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.01.2004 N ГКПИ03-1422, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦЕВ 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 ПУНКТА 16 ИНСТРУКЦИИ МНС РФ ОТ 21.02.2000 N 56 ''ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ''О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ''. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2004 N КАС04-442. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 20.01.2004 N ГКПИ03-1422, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 пункта 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 ''По применению Закона Российской Федерации ''О плате за землю'')






Частью первой ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
В соответствии с частью 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Правовой анализ содержания вышеприведенной нормы Закона позволяет сделать вывод, что она (норма) не устанавливает порядка расчета налогов за землю, а лишь определяет минимальный размер ставки земельного налога, распространяющийся на всю территорию РФ, и делает ссылку на соответствующие приложения, в которых указаны ставки, касающиеся отдельных регионов. В связи с чем довод заявителя о противоречии положений п. 16 Инструкции порядку, установленному законом, а именно ч. 1 и ч. 5 Закона РФ "О плате за землю" несостоятелен.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" на Правительство РФ была возложена обязанность по индексации, начиная с 1995 года, ставки земельного налога.
Заявитель также указал на то, что ставки земельного налога незаконно индексировались по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году. Данный довод также был правильно признан судом первой инстанции необоснованным.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О подтверждено право федерального законодателя вводить учитывающий изменения минимального размера оплаты труда коэффициент индексирования ставок земельного налога.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендная плата, действующие в 2001 году, применяются и в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Из вышеприведенных положений Федерального закона следует, что коэффициент 2 в 2002 году применяется к проиндексированным ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 году. Таким образом, законодатель подтвердил, что перерасчет ставок земельного налога, установленных с учетом их индексации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, должен производиться исходя из ставок, применяемых в предшествующем году, причем ставок проиндексированных. То есть установление ставок земельного налога должно производиться с одновременным применением всех коэффициентов предшествующих годов, а не по отдельности на соответствующий финансовый год.
Как следует из возражений на кассационную жалобу Министерства РФ по налогам и сборам (л.д. 241 - 244), установление ставки земельного налога без учета одновременного применения всех установленных законом коэффициентов и отдельное их применение только на соответствующий финансовый год (как указал заявитель) привело бы к тому, что, в частности, сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2001 год, была бы в 2 раза ниже суммы, учитываемой на 1999 год, и равна сумме, учитываемой на 2002 год.
Довод заявителя о том, что в 1994 году для рассматриваемой в данном деле категории налогоплательщиков была установлена минимальная ставка земельного налога менее 10 руб. за квадратный метр, опровергается содержанием ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю"), из которой следует, что в 1994 году была установлена для указанной в ней категории налогоплательщиков минимальная ставка земельного налога в сумме 10 рублей за квадратный метр.
Каких-либо иных правовых доводов, которые не были бы рассмотрены судом первой инстанции и которые не получили бы оценку в решении суда, в кассационной жалобе не содержится.
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->