Статьи

О ПРИЗНАНИИ ЗАТРАТ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОФИСА В АРЕНДОВАННОЙ КВАРТИРЕ

("Финансовая газета", 2010, N 4)

Разделы:
Управление многоквартирным домом






Нередко между предприятиями и налоговыми органами возникают следующие конфликтные ситуации. Хозяйственная операция, совершенная налогоплательщиком, выходит за рамки разрешенного нормативного регулирования, но при этом правонарушение осталось "безнаказанным": либо не получило надлежащей правовой оценки со стороны соответствующего государственного контролирующего органа, либо лицо, чьи права и законные интересы нарушены, не приняло мер по их защите. Например, это такие операции, как использование арендованной квартиры в качестве офиса; размещение ненадлежащей рекламы; расчеты наличными без применения контрольно-кассовой техники или с превышением нормативно установленного лимита.
Налоговые органы не признают затраты предприятий по подобным операциям для целей налогообложения, что вынуждает налогоплательщиков обращаться в арбитражные суды, которые весьма часто принимают в этом споре сторону предприятий. Детальный правовой анализ обстоятельств подобных конфликтов, в том числе выводов арбитражных судов, дает все основания усомниться в законности и обоснованности судебных актов. Покажем это на примере использования арендованной квартиры в качестве офиса.
Итак, проведем правовой анализ следующей ситуации: предприятие заключило договор аренды с собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме, использует это жилое помещение как свой офис; на сумму арендных платежей уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Согласно ст. 288 ГК РФ "жилые помещения предназначены для проживания граждан... Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое". Аналогичная норма (с незначительными отличиями) содержится в ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Дело в том, что при планировке территории размер земельного участка, необходимого для эксплуатации дома (подъездные пути, гостевая автостоянка, детская игровая площадка и т.п.), рассчитывается исходя из бытовых потребностей проживающих в нем граждан (а также коммерческой эксплуатации встроенно-пристроенных нежилых помещений - при их наличии). Коммуникации жилого дома (в первую очередь - складирование и вывоз твердых бытовых отходов) также не рассчитаны на самовольное изменение целевого использования даже одной квартиры. Поэтому размещение (в обход установленного порядка) в квартире многоквартирного жилого дома офиса предприятия создает дополнительную "нагрузку" на весь эксплуатационный комплекс этого дома. Правовые нормы ст. 288 ГК РФ и ст. 17 ЖК РФ направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов владельцев (собственников, нанимателей, арендаторов и т.п.) жилых и нежилых помещений этого дома.

Библиографический список и примечания:









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)