Статьи

ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ПРИ СМЕНЕ АДРЕСА: НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ

("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 9)

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)






По мнению контролирующих органов, все организации должны иметь тот адрес, по которому их можно легко найти и проверить. Можно ли ликвидировать организацию, являющуюся законопослушным налогоплательщиком, если ее фактический адрес не соответствует юридическому? Насколько такая ликвидация необходима и служит ли она обеспечению государственных интересов?

Рассмотрим конкретную ситуацию, сложившуюся после того, как инспекция ФНС России направила организации-налогоплательщику письмо, в котором, сославшись на ст. 83 НК РФ и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), потребовала, чтобы организация привела в соответствие с указанными нормами свои юридические документы. Организация была предупреждена, что в случае неисполнения этих требований ИФНС имеет право обратиться в суд с требованием о ее ликвидации.
В связи с получением данного письма из налоговой инспекции, направленного по месту жительства одного из руководителей организации (учредителя), стало ясно, что ИФНС не обнаружила организацию по адресу, указанному в ее учредительных документах, поскольку некоторое время назад организация сменила место деятельности.
Правомерны ли требования ИФНС по срочному изменению юридических документов в связи с изменением фактического места деятельности организации и применению ответственности в виде ее ликвидации по инициативе налоговиков, если результаты деятельности организации отражаются в налоговой отчетности и налоги уплачиваются в установленном порядке? Как следует реагировать на подобные требования ИФНС?
Для ответа на эти вопросы прокомментируем нормы законодательства и последовательно представим выводы. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики в целях проведения налогового контроля подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по иным основаниям.

Библиографический список и примечания:
1. См. п. 3 ст. 83 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
2. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц".
3. Пункт 8 ст. 84 НК РФ; Правила ведения ЕГРН, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
4. Пункт 10 ст. 83 НК РФ.
5. Пункты 2 и 3 ст. 52 ГК РФ, ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
6. Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
7. Пункт 2 ст. 54 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 17.05.2002 N 14-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
8. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
9. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2793/2005(11123-А70-35).
10. См., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2002 N Ф04/3361-633/А03-2002; ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2005 по делу N А56-21933/04 и др.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)