Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2017 N 15АП-6002/2017 ПО ДЕЛУ N А32-45173/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2017 г. N 15АП-6002/2017

Дело N А32-45173/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.02.2017 по делу N А32-45173/2016, принятое судьей Колодкиной В.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - жилищная инспекция, заинтересованное лицо) от 06.12.2016 N 001245 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2017 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован пропуском срока давности привлечения к административной ответственности. При этом суд исходил из того, прокуратуре было известно о допущенном обществом правонарушении с 10.06.2016 - даты вынесения предписания об устранении выявленного нарушения. В связи с чем на момент принятия оспариваемого постановления - 06.12.2016, истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, жилищная инспекция обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение, сославшись на то, что спорное правонарушение посягает на права потребителей, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Водоканал" не согласилось с доводами жилищной инспекции, указав, что состав правонарушения, предусмотренный статьей 7.23 КоАП РФ, не относится к правонарушениям, посягающим на охраняемые законом правоотношения в сфере защиты прав потребителей.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с поступившей заявкой об утечке воды на основании акта от 08.05.2016 сотрудниками ООО "Водоканал" произведено отключение домовладения N 87 по ул. Красноармейской станицы Динской Краснодарского края от холодного водоснабжения (том 1, л.д. 13).
В связи с обращением собственника указанного домовладения Фоминских Л.Ф. прокуратурой Динского района в адрес общества вынесено представление от 10.06.2016 N 7-01-2016 о немедленном устранении выявленных нарушений путем осуществления замены аварийного участка водопровода, идущего от сети центрального водоснабжения к земельному участку домовладения, расположенного по адресу: станица Динская, ул. Красноармейская, 87 (том 1, л.д. 17-20). Прокуратура пришла к выводу, что аварийный участок находится в границах эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.
В этой связи Фоминских Л.Ф. 27.07.2016 обратилась в ООО "Водоканал" с заявлением о восстановлении водопроводного колодца и возобновлении водоснабжения (том 1, л.д. 88).
В ответ на обращение абонента ООО "Водоканал" письмом от 29.07.2016 N 375 сообщил, что отключение произведено в связи с нарушением абонентом требований пункта 4.4 и пункта 11.20 СП 31.13330 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Для восстановления водоснабжения абоненту предложено обратиться в ООО "Водоканал" для получения технических условий и их полного выполнения. ООО "Водоканал" сообщило, что после выполнения технических условий и замены подводящей абонентской линии будет произведено подключение (том 1, л.д. 16).
Фоминских Л.Ф. 09.09.2016 обратилась в прокуратуру Динского района Краснодарского края с жалобой на действия ООО "Водоканал", в которой указала, что отключение ее домовладения от водоснабжения осуществлялось в ее отсутствие, по словам соседа утечки воды не было. Водопроводный колодец разрушен.
По данному факту заместителем прокурора Динского района в отношении ООО "Водоканал" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ. Прокуратура пришла к выводу, что ООО "Водоканал" произведено отключение домовладения от системы холодного водоснабжения с нарушением процедуры, установленной действующим законодательством.
Материалы проверки переданы в жилищную инспекцию для рассмотрения по существу вопроса о привлечении ООО "Водоканал" к административной ответственности.
Постановлением жилищной инспекции от 06.12.2016 N 001245 ООО "Водоканал" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляют нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Пунктом 5 части 3 статьи 21 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей.
В указанном случае прекращение или ограничение водоснабжения осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (часть 4 статьи 21 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 21 Закона N 416-ФЗ особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 115 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.
В указанном случае согласно пункту 116 Правил N 354 исполнитель обязан в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пунктом 120 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпункте "а" пункта 115 Правил N 354.
В рассматриваемом случае ООО "Водоканал", как лицо, осуществляющее непосредственное водоснабжение потребителя, является по отношению к нему исполнителем коммунальных услуг и обязано соблюдать требования, установленные Правилами N 354.
Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 21 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 644).
Согласно пунктам 62 и 64 Правил N 644 прекращение холодного водоснабжения и (или) приема сточных вод осуществляется путем выполнения переключений, закрытия и опломбирования задвижек, опломбирования иных запорных устройств на объектах водоснабжения и водоотведения лица, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации. При отсутствии такой возможности временное прекращение или ограничение подачи воды и (или) приема сточных вод осуществляется путем отсоединения объектов водоснабжения и (или) водоотведения абонента от централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. В этом случае отсоединение обязан осуществить абонент в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства, по инициативе которой вводится временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а в случае невыполнения абонентом указанной обязанности - лицо, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства при обнаружении оснований для временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с действиями (бездействием) абонента составляет акт с участием представителя абонента и вручает его абоненту, а при неявке абонента - составляет акт и в течение 3 рабочих дней направляет его соответствующему абоненту с требованием устранить выявленные нарушения в течение срока, определенного организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Абонент в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае несогласия с содержанием акта абонент вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Одновременно с направлением подписанного акта абонент направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства информацию о возможности или невозможности устранения выявленных нарушений в предложенные сроки. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные организацией водопроводно-канализационного хозяйства, абонент предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что отключение домовладения N 87 по ул. Красноармейской станицы Динской Краснодарского края (потребитель Фоминских Л.Ф.) осуществлено в связи с аварийной ситуацией на основании акта от 08.05.2016 в отсутствие абонента.
В связи с чем в целях надлежащего извещения абонента о факте отключения домовладения от системы водоснабжения и о причинах такого отключения общество обязано было не позднее следующего дня (с учетом особенностей, установленных Правилами N 354) направить абоненту соответствующий акт с требованием устранить выявленные нарушения в течение срока, определенного организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Соблюдение вышеуказанного порядка обеспечивает соблюдение прав абонента, в том числе на своевременное извещение о факте отключения и его причинах, а также возможности абонента предпринять все необходимые и своевременные меры для устранения причин, явившихся основанием для отключения, в целях восстановления водоснабжения жилого помещения.
Таким образом, обществом существенно нарушена процедура и порядок временного прекращения водоснабжения, установленные Правилами NN 354 и 644, что повлекло за собой нарушение прав потребителя.
При этом суд учитывает, что письмо с указанием причин отключения абонента от системы холодного водоснабжения составлено ООО "Водоканал" только 29.07.2016 (отключение произведено 08.05.2016), данное письмо, направленное абоненту по почте, получено им только 20.08.2016 (том 1, л.д. 14-16).
В течение трех недель с даты получения вышеуказанного письма ООО "Водоканал" от 29.07.2016 N 375 водоснабжение восстановлено, о чем свидетельствует, в частности, акт приемки в эксплуатацию прибора учета потребителя от 12.09.2016 (том 1, л.д. 21).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Водоканал" состава вмененного ему правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Вместе с тем, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным органом двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает вышеуказанный вывод суда неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей составляет 1 год.
В особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем при квалификации объективной стороны состава правонарушения следует исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества.
Как следует из материалов дела, вмененное обществу правонарушение совершено в рамках правоотношений по обеспечению гражданина коммунальной услугой по водоснабжению.
Следовательно, к рассматриваемому правонарушению подлежал применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, правонарушение, выразившееся в отключении домовладения потребителя от системы холодного водоснабжения длилось с 08.05.2016 по 12.09.2016.
О факте данного правонарушения прокуратуре Динского района стало известно до окончания правонарушения 10.06.2016 в момент вынесения представления об устранении нарушений жилищного законодательства.
Следовательно, на момент принятия 06.12.2016 оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления ООО "Водоканал" надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2017 по делу N А32-45173/2016 отменить. В удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)