Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2017 N 15АП-1968/2017 ПО ДЕЛУ N А53-20868/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2017 г. N 15АП-1968/2017

Дело N А53-20868/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Новик В.Л., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
- от истца: представитель Боряк А.А., паспорт, по доверенности от 01.09.2015; представитель Приходько Ю.А., паспорт, по доверенности от 01.09.2015;
- от ответчика: представитель Власенко М.В., паспорт, по доверенности от 14.09.2016; представитель Цукерт А.Г., паспорт, по доверенности от 20.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-Юг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.12.2016 по делу N А53-20868/2016 (судья Чебанова Л.В.)
по иску открытого акционерного общества "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (ИНН 6154023009, ОГРН 1026102573562)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-Юг" (ИНН 6154130498, ОГРН 1136154009727)
о взыскании задолженности, пени,
установил:

открытое акционерное общество "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-Юг" (далее - ответчик) о взыскании 4 810 232,35 руб. основного долга, 856 485 руб. пени по договору теплоснабжения N 13П/Р643-272 от 30.12.2013 г. за период март - сентябрь 2015 г. (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 3-5, т. 4).
Решением от 09.12.2016 иск в уточненном размере удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 09.12.2016 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд не проверил обоснованность и законность расчета задолженности, произведенного заводом. Представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме; представили письменные пояснения к апелляционной жалобе, из которых следует, что между сторонами имеется разногласие относительно объема тепловой энергии, поставленной в спорный период, а также тарифа на тепловую энергию, который следовало применять в расчетах. Позиция завода, согласно которой при расчетах платы необходимо использовать общеполезную площадь, а не благоустроенную не основана на законе. Истец выполнил расчет платы за тепловую энергию, поставленную на нужды ГВС, для квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления. Суд первой инстанции согласился с позицией истца и указал, что ответчик не представлял истцу достоверные сведения о показаниях индивидуальных приборов учета горячей воды, при том, что потребители вправе передавать показания приборов учета любым способом. Если какие-либо показания индивидуальных приборов учета не были учтены в текущем периоде, то эти показания будут учтены в следующих периодах при передаче потребителем таких данных.
Представители истца представили письменные пояснения к отзыву на апелляционную жалобу, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, а также в дополнительных пояснениях к отзыву, из которых следует, что площадь многоквартирных домов взята для расчета согласно сведениям из технических паспортов (приложения N 2-8 к исковому заявлению). В таблицах расчетов, представленных ответчиком, для расчета тепловой энергии на отопление (март, апрель 2015 г.) самостоятельно берутся иные площади (как указывает ответчик благоустроенные), не совпадающие с площадями, указанными в технических паспортах на МКД. находящихся в управлении ответчика. Ответчиком не берутся во внимание квартиры с показаниями ИПУ равными нулю. По квартирам, в которых отсутствуют показания индивидуальных приборов учета расчет произведен истцом по нормативу потребления исходя из количества жильцов, т. к. отсутствуют первичные документы (квитанции) за предшествующие 6 месяцев, в связи с чем расчет по п. 59 Правил N 354 (исходя из среднемесячного объема потребления) произведен быть не может и подлежит применению п. 60 Правил N 354 (исходя из норматива потребления). Согласно правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлении от 29.04.2015 по делу N А53-6126/2014, для признания сведений, составленных иным лицом - МУП "Управление Водоканал", достоверным доказательством необходимо выяснить, снимались ли непосредственно показания приборов учета либо сведения составлены МУП "Управление Водоканал" только на основании квитанций по оплате. Между тем, последние могут отражать реальное ежемесячное потребление энергии собственниками помещений в многоквартирном жилом доме только в том случае, если имела место полная (стопроцентная) оплата задолженности всеми собственниками. В связи с вышеизложенным, расчет по данным квартирам (в которых отсутствовали показания индивидуальных приборов учета) произведен истцом по нормативу потребления исходя из количества жильцов. По оставшимся квартирам, после предоставления ответчиком в ходе рассмотрения данного дела в суде первой инстанции показаний индивидуальных приборов учета горячей воды, истцом был произведен расчет согласно данным показаниям. Данные о количестве человек были получены истцом по электронной почте 25.10.2016 в 15-03 ч., присланные директором ООО УК "Сервис-Юг" Сергеем Лесиным. Согласно произведенному расчету, сумма задолженности составляла 4 930 425,77 руб., а при подаче искового заявления при расчете тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения исходя из нормативов потребления - 4 810 232,35 руб. В связи с тем, что после произведенного расчета задолженности согласно данным индивидуальных приборов учета горячей воды, сумма задолженности ответчика увеличилась по сравнению с суммой заявленных исковых требований, судом были удовлетворены исковые требования, заявленные истцом первоначально. Размер платы граждан за тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) в отношении жилых помещений при выставлении счетов, начиная с августа 2015 г., был снижен с учетом требований данных нормативных актов.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 13П/Р643-272 от 30.012.2013, в силу п. 1.1. которого истец осуществляет поставку тепловой энергии в точку поставки, а ответчик принимает и обязуется ее оплатить.
В соответствии с п. 1.3. договора, датой начала поставки является 01.11.2013.
Как следует из искового заявления, в марте - сентябре 2015 г. истцом в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, была осуществлена поставка тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в общем объеме 4 767,83 Гкал, в том числе на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения.
Определение объема поставленной тепловой энергии на нужды отопления производилось истцом в соответствии с действующим законодательством. В многоквартирных домах оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии исходя из показаний таких приборов учета тепловой энергии по адресам: ул. П.Тольятти, 14, 14/1, 24/4, 34/1. В многоквартирных домах, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, расчетным методом в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 19 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" (утв. Постановления Правительства от 23.05.2006 N 307) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам" (утв. Постановления Правительства от 23.05.2006 N 307).
Согласно данным технической инвентаризации, площадь многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, составляет 108 988,02 кв. м.
Постановлением РСТ РО от 30.04.2015 N 22/1 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" с 01 апреля 2015 года установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области.
Постановлением РСТ РО от 11.12.2014 N 80/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога" тариф на тепловую энергию установлен в размере 1391,99 руб. / Гкал (без НДС 18%) на период с января 2015 г. по июнь 2015 г.
Постановлением РСТ РО от 28.04.2015 N 20/5 "О внесении изменений в Постановление РСТ РО от 11.12.2014 N 80/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога" тариф на тепловую энергию установлен в размере 2153,86 руб. /Гкал (без НДС 18%) на период с июля 2015 г. по декабрь 2015 г.
В соответствии с Постановлением администрации города Таганрога N 2372 от 05.08.2015, тариф на тепловую энергию для населения с августа 2015 г. установлен в размере 1532,51 руб. /Гкал (без НДС 18%).
Таким образом, объем тепловой энергии, поставляемой на нужды центрального отопления с марта по сентябрь 2015 г., составил 4 200,18 Гкал.
Определение объема поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения производилось истцом в соответствии с действующим законодательством расчетным способом.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя установлен "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, (далее Правила N 1034), вступившими в силу 29.11.2013.
В соответствии с п. 24 Правил N 1034 потребитель или теплосетевая организация предоставляют теплоснабжающей организации до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации.
В указанный срок ответчик такие сведения истцу не представил, кроме дома, находящегося в управлении ответчика по адресу: ул. П.Тольятти, 24/4.
Правовые последствия неисполнения обязательств по предоставлению сведений о показаниях приборов учета предусмотрены п. 31 Правил N 1034.
Согласно п. п. "в" п. 31 Правил N 1034 в случае нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета допускается коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Согласно п. 119 Правил N 1034, в случае, если данные за предыдущий период отсутствуют, производится пересчет количества тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил.
В силу п. 121 Правил N 1034, в случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение).
Таким образом, в отсутствие у истца сведений о показаниях приборов учета, истцом был произведен расчет потребленного коммунального ресурса расчетным путем с применением нормы закона, подлежащей применению.
Расчет объема потребленной тепловой энергии произведен истцом по формуле, указанной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124.
Объем поставленной тепловой энергии на нужды ГВС в период марта по сентябрь 2015 г. составил 567,65 Гкал.
Общая стоимость поставленной тепловой энергии в период с марта по сентябрь 2015 г. составляет 7 903 424,51 руб. и рассчитывается как произведение общего количества тепловой энергии и тарифа на потребление тепловой энергии (без НДС) и прибавление к итогу НДС в размере 18%:
В адрес ответчика были выставлены счета-фактуры на общую сумму 7 903 424,51 руб.
Частично оплата была произведена ответчиком на сумму 3 084 423,34 руб.
Таким образом, сумма задолженности ответчика составила 4 819 001,17 руб.
Согласно п. 3.3.12. договора теплоснабжения, ответчик взял на себя обязанность по оплате истцу за принятую тепловую энергию. Однако ответчиком, на текущую дату обязательство по оплате принятой тепловой энергии не исполнено.
В соответствии с п. 5.5 договора теплоснабжения, оплата за фактически потребленную тепловую энергию производится в течение 15 банковских дней после выставления счета-фактуры при наличии акта за отчетный период.
В соответствии с п. 6.7. договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате за принятую тепловую энергию, Потребитель обязан уплатить Поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Таким образом, по расчету истца на 22.07.2016 пеня составила 658 418,44 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании с ответчика 4 819 001, 17 руб. задолженности и 658 418,44 руб. пени по договору теплоснабжения N 13П/Р643-272 от 30.12.2013 за период март - сентябрь 2015 г.
В ходе рассмотрения спора истец, в том числе, в связи с предоставлением ответчиком сведений о показаниях приборов учета, произвел перерасчет суммы иска, в связи с чем уточнил исковые требования, заявив о взыскании с ответчика 4 810 232,35 руб. основного долга, 856 485 руб. пени по договору теплоснабжения N 13П/Р643-272 от 30.12.2013 за период март - сентябрь 2015 г.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также подлежат специальному регулированию нормами главы 30 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с требованиями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений.
Положениями пункта 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.06.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие компании выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Управляющая компания несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491 (указанная правовая позиция подтверждена постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.08.2014 по делу N А53-23267/2013).
Согласно подпункту "в" пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124) при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной далее формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Таким образом, при отсутствии общедомового прибора учета объем отпущенной тепловой энергии определяется по показаниям индивидуальных (поквартирных) приборов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления.
Между сторонами имеются разногласия по объему потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
Как следует из материалов дела, истцом расчет объема поставленных коммунальных ресурсов осуществлен расчетным методом по нормативам потребления соответствующих коммунальных услуг.
Ответчик полагает, что определять объем поставленных коммунальных ресурсов необходимо с учетом данных, установленных в жилых помещениях индивидуальных водомеров.
Постановлением РСТ РО от 24.08.2012 N 29/14 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" установлен норматив потребления горячей воды в размере 3,19 куб. м/чел. и 1,22 куб. м/чел. в зависимости от благоустройства жилых помещений.
Постановлением администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11.2009 установлен норматив количества тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,045 гкал за 1 куб. м.
В соответствии с нормами Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитываются также показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
В силу подпункта "д" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 59 Правил N 354 определено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
в) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно пункту 60 Правил по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
По истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Судом первой инстанции отмечено, что в установленный законом срок, а также при рассмотрении дела в суде, ответчиком не представлено сведений, необходимых для расчета потребленного коммунального ресурса с учетом показаний индивидуальных приборов учета, в связи с чем, истцом был произведен расчет потребленного коммунального ресурса расчетным путем, исходя из нормативов потребления.
По квартирам, в которых отсутствуют показания индивидуальных приборов учета, расчет произведен истцом по нормативу потребления, исходя из количества жильцов в соответствии с п. 60 Правил N 354.
Также спорным в расчетах сторон является определение объемов потребленного ресурса с учетом площадей спорных помещений (домов). Ответчик полагает, что часть помещений в спорных жилых домах является неотапливаемой и подлежит исключению из расчета.
Суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод ответчика в силу следующего.
Общеобязательные разъяснения содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10. В частности, в постановлении указано, что пунктом 19 Правил N 307 аналогичным статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии при установлении размера платы за отопление и горячее водоснабжение в отсутствие в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ наделяла полномочием по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением электроснабжения и газоснабжения) органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам, в которых установлены формулы определения размера платы, предусматривающие определение объемов потребленного коммунального ресурса по отоплению исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги и общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 количество тепловой энергии на отопление определяется путем умножения общей площади помещений на соответствующий норматив и на тариф, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации дано понятие общей площади жилого помещения - сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Из приведенной в приложении N 2 к Правилам N 307 формулы определения размера платы за коммунальные услуги следует, что в расчет принимаются: общая площадь помещения (квартиры) многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м); тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно формуле 2 (пункт 3) приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, расчет отопления для населения определяется из общей площади жилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома (кв. м).
При расчете задолженности по отоплению истец исходил из общеполезной площади многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика согласно техническим паспортам помещений, и использовал тариф на тепловую энергию для поставщика, утвержденный Региональной службой по тарифам Ростовской области.
Доводы заявителя жалобы о необходимости исчисления платы от иной площади и по иному тарифу подлежат отклонению.
Нормативы потребления установлены администрацией г. Таганрога В соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 количество тепловой энергии на отопление определяется путем умножения отапливаемой площади помещений на соответствующий норматив и на тариф, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации дано понятие общей площади жилого помещения - сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Из приведенной в приложении N 2 к Правилам N 307 формулы определения размера платы за коммунальные услуги следует, что в расчет принимаются: общая площадь помещения (квартиры) многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м); тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно формуле 2 (пункт 3) приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, расчет отопления для населения определяется из общей площади жилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома (кв. м).
Норматив на отопление - 0,013 Гкал на 1 кв. м площади - установлен постановлением мэра г. Таганрога от 20.12.2006 N 5380, т.е. в период действия прежней редакции статьи 157 ЖК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ, которым установление нормативов отнесено к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 7 Правил N 306, при выборе единицы измерения норматива потребления в отношении отопления используются показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома; на общедомовые нужды - Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме. В приложении N 2 к Правилам N 307 в формулу, применяемую для определения размера платы за отопление, введен показатель - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (Постановление ФАС СКО от 31.01.2013 г. N 7514/12).
Таким образом, применение при расчете стоимости тепловой энергии на отопление значений - вся площадь многоквартирного дома или только площадь квартир - зависит от цели расчета. В рассматриваемом деле тепловая энергия потреблялась как на отопление квартир, так и на общедомовые нужды.
Поскольку указанный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен органом, который на день их установления обладал в силу закона соответствующими полномочиями, а после внесения изменений в часть 1 статьи 157 ЖК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ уполномоченным органом государственной власти Ростовской области не были установлены иные нормативы, постольку при определении объема потребленной ответчиком в спорный период тепловой энергии подлежит применению норматив, установленный постановлением Мэра г. Таганрога от 20.12.2006 N 5380.
Таким образом, при расчете задолженности по отоплению истец обоснованно исходил из общеполезной площади многоквартирных домов.
Поскольку факт потребления тепловой энергии ответчиком не опровергается, документов, опровергающих отсутствие подключения, в том числе спорных помещений, к системе отопления не представлено, а потребленная тепловая энергия должна оплачиваться, суд счел требования истца о взыскании основного долга обоснованными.
Суд также отклонил доводы ответчика о необоснованности расчета истца в связи с тем, что отдельные квартиры в жилых домах, находящихся в управлении ответчика, оборудованы газовыми котлами для целей отопления, поскольку такие помещения не могут быть исключены их расчета в силу следующего.
Установка в помещении газового оборудования (отопительных котлов), само по себе не свидетельствует о его фактическом использовании и/или неиспользовании системы центрального отопления.
Иной подход к данному вопросу позволил бы потребителю необоснованно уклоняться от оплаты потребляемого коммунального ресурса исключительно на основании факта наличия в помещении обогревательного прибора, каким может быть любое устройство, конструктивно предназначенное для получения тепловой энергии.
В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства того, что в спорный период и ранее в указанных квартирах отсутствовало отопление. Акт о переоборудовании помещения не представлен, акт об отключении от отопления до спорного периода также не представлен. Ответчиком не представлено доказательств, что спорное помещение ранее не отапливалось и указанная площадь не входила в отапливаемую согласно техническому паспорту. Отсутствие в спорных помещениях теплопотребляющих установок, их полный демонтаж, опечатывание запорно-регулировочных устройств на трубах теплоснабжения в присутствии представителя теплоснабжающей организации, составление актов о прекращении теплоснабжения ответчиком не доказано.
Таким образом, в отсутствие указанных доказательств, установить отсутствие отопления в спорный период не представляется возможным. Данная площадь подлежит учету как отапливаемая.
Таким образом, проверив уточненный расчет истца, суд пришел к выводу о его обоснованности, в связи с чем требования истца о взыскании 4 810 232, 35 руб. основной задолженности удовлетворены судом в полном объеме.
В таблицах расчетов, представленных ответчиком, для расчета тепловой энергии на отопление (март, апрель 2015 г.) ответчиком используются иные площади (как указывает ответчик благоустроенные), не совпадающие с площадями, указанными в технических паспортах на МКД. находящихся в управлении ответчика, что не является правомерным.
Суд принял во внимание сложившуюся в г. Таганроге схему теплоснабжения, в соответствии с которой холодная вода, поступающая из городского водопровода, нагревается посредством теплоносителя, поступающего от ресурсоснабжающих организаций, с помощью водоподогревателей, установленных на тепловом пункте жилого дома либо на центральном тепловом пункте, обслуживающем группу домов. Граждане оплачивают поставку холодной воды МУП "Управление "Водоканал", а поставку теплоносителя, затраченного на подогрев этой воды - заводу.
Судом первой инстанции правомерно произведена оценка достоверности показаний ИПУ по отдельным квартирам и достаточности доказательств по данным водоканала, основания их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Также судом обоснованно принято во внимание, что в соответствии с пунктом 59 Правил N 354 в случаях, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в" (в том числе при непредставлении показаний ИПУ), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса и по истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата определяется по среднемесячному объему, возможен расчет платы за коммунальную услугу исходя из нормативов потребления (пункт 60 Правил).
Кроме того, следует учитывать, что согласно произведенному расчету, сумма задолженности по показаниям ИПУ составила 4 930 425,77 руб., а при подаче искового заявления при расчете тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения исходя из нормативов потребления составила 4 810 232,35 руб. В связи с тем, что после произведенного расчета задолженности согласно данным индивидуальных приборов учета (ИПУ) горячей воды, сумма задолженности ответчика фактически увеличилась по сравнению с суммой заявленных исковых требований по нормативу, судом были правомерно удовлетворены исковые требования, заявленные истцом первоначально.
Истцом также заявлено требование о взыскании 856 485 руб. пени по договору за общий период с 22.04.2015 по 08.11.2016.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Исполнение обязательства по оплате за принятую тепловую энергию стороны обеспечили неустойкой в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (пункты 6.7. договоров).
Вместе с тем, в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" вступившей в силу 01.01.2016 г. (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ) управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку ответчик является организацией, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, ввиду чего, в рассматриваемом случае при расчете неустойки за период с 01.01.2016 подлежат применению именно положения части 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Нарушение ответчиком обязательств по оплате потребленного ресурса установлено материалами дела, в связи с чем, требование о взыскании пени заявлено истцом правомерно.
Суд проверил расчет пени, произведенный истцом, и признал его произведенным неверно, без учета того, что к периоду с 01.01.2016 подлежит применению не договорная, а законная пеня, вместе с тем, поскольку суд связан заявленным размером требований о взыскании пени, он не может выйти за его пределы.
Установив неисправность ответчика в оплате потребленного ресурса, учитывая положения спорного договора, части 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования истца о взыскании пени в заявленном размере 856 485 руб.
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2016 по делу N А53-20868/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.ВЕЛИЧКО
Судьи
В.Л.НОВИК
И.В.ПОНОМАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)