Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт": Новосельцева Е.И., представитель по доверенности от 27.12.2016, паспорт;
- от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Цикиной Елены Юрьевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.2017 по делу N А48-476/2017 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600) к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687) о признании недействительным ненормативного акта,
третьи лица: Цикина Елена Юрьевна, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - заявитель, Общество, ООО "Орловский энергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 29.12.2016 N 1310.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены - Цикина Елена Юрьевна, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2017, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Орловский энергосбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что у потребителя установлен семиразрядный прибор учета. Указывая шесть цифр показания прибора учета, потребитель предоставлял недостоверные сведения о фактическом объеме потребления электроэнергии.
Полагает, что осуществление перерасчета размера платы потребителю на основании проведенной проверки и снятых фактических показаний прибора учета не может нарушать права потребителей.
Считает, что установленный в оспариваемом предписании запрет выставления в платежных документах перерасчета размера платы за объем потребляемой энергии, зафиксированный показаниями прибора учета, не соответствует нормам действующего жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности на получение платы за весь объем электроэнергии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган соглашается с выводами суда первой инстанции, указывает, что Обществом не доказано, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает оспариваемое предписание.
Цикина Елена Юрьевна в представленном суду отзыве указывает, что акт о неучтенном потреблении электроэнергии не составлялся, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания стоимости некой выявленной безучетной электроэнергии. Просит отказать Обществу в удовлетворении заявленных в апелляционной жалобе требованиях.
Управление государственной жилищной инспекции Орловской области, Цикина Елена Юрьевна, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.09.2017 по 14.09.2017.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнение лица участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2016 в адрес Управления из Прокуратуры Орловского района Орловской области поступила жалоба Цикиной Е.Ю. от 24.11.2016, в которой она указывала на противоправные действия со стороны ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт", выразившиеся в выставлении в платежном документе за октябрь 2016 задолженности за потребленную электроэнергию в сумме 173946,74 руб.
На основании указанного обращения заместителем начальника Управления - начальником отдела надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда Управления Горбашевой Т.В. издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" от 09.12.2016 N 2718.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 29.12.2016, из которого усматривается следующее.
В ходе проверки установлено, что ООО "Орловский энергосбыт" производит начисления размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам жилого дома N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области на основании публичного договора.
Ранее Управлением проводилась внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что жилой дом N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области оборудован индивидуальным прибором учета электрической энергии ЦЭ 6803В 3*220/380V 10-100А. Согласно акту технической проверки средств учета электроэнергии Филиала ОАО "МРСК Центра - "Орелэнерго" от 25.08.2011: тип счетчика - ЦЭ 6803В N 009026037007894 напряжение - 380V. вольт 10-110А год выпуска 2010; контрольные показания 000000.0, значность - 7, N пломбы 57024818.
С 25.07.2011 (момент установки индивидуального прибора учета электроэнергии и ввода в эксплуатацию) специалисты филиала ОАО "МРСК ЦЕНТРА - "Орелэнерго" не осуществляли выезд по данному адресу и не производили снятие контрольных показаний данного прибора учета электрической энергии до 10.06.2016.
Согласно акту N 57-ИФ 0047092 от 10.06.2016, составленному ОАО "МРСК ЦЕНТРА - "Орелэнерго" установлено, что абонент передавал некорректные показания индивидуального прибора учета, а именно - прибор учета имеет разрядность 7, потребитель передавал показания исходя из 6 знаков. Контрольные показания составили 0066597.
Также в ходе выездной проверки установлено, что согласно паспорта, предоставленного заявителем, индивидуальный прибор учета электрической энергии ЦЭ 6803В/1 IT 220В 10-100А 3ф. 4пр. М7 Р32 N 009026037007894 является семиразрядным отсчетным устройством и для расчета необходимо принимать 7 знаков. На момент проверки показания следующие: 0068575. Потребитель необоснованно считает, что показания составляют - 006857.
ООО "Орловский энергосбыт" произвело перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику жилого дома N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области за период с декабря 2015 по 10 июня 2016 исходя из норматива потребления коммунального ресурса 204 кВт*час. 2 чел. проживающих; 6 комнат), с 10.06.2016 исходя из фактических показаний индивидуального прибора учета.
В ходе проверки также установлено, что в расчетном периоде "октябрь 2016" ООО "Орловский энергосбыт" произвело собственнику домовладения N 24 по ул. Центральная д. Киреевка Орловского района Орловской области доначисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из первоначальных показаний вышеуказанного семизначного индивидуального прибора учета в размере 172007,08 руб. (58997 кВт*ч).
Исходя из установленных обстоятельств, Управлением сделан вывод, что ресурсоснабжающей организацией нарушены обязательные требования п. п. 82, 83 Правил N 354 согласно которым исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Вместе с тем, с 25.07.2011 (с момента установки индивидуального прибора учета электроэнергии и ввода в эксплуатацию) специалисты не осуществляли выезд по вышеуказанному адресу и не производили снятие контрольных показаний данного прибора учета электрической энергии до 10.06.2016, что свидетельствует о нарушении вышеприведенных норм.
Управление пришло к выводу, что первоначальный перерасчет за коммунальную услугу по электроснабжению произведенный за 6 месяцев после последнего контрольного снятия показаний 10.06.2016 в размере 6321,73 руб. ресурсоснабжающей организацией является законным.
Из п. п. "в" п. 32 Правил N 354 следует, что исполнитель имеет право, в том числе, требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб в случаях, указанных в подпункте "е" пункта 34 настоящих Правил).
Согласно материалам проверки фактов невыполнения обязанности, выразившейся в недопуске в занимаемое жилое помещение со стороны собственника, выявлено не было, в связи с чем требовать возмещения убытков (выплаты суммы), путем осуществления перерасчета в платежных документах ООО "Орловский энергосбыт" не имеет права, так как не были исполнены обязанности, указанные в п. п. 82, 83 Правил N 354.
По результатам проведенной проверки Управлением государственной жилищной инспекцией Орловской области 29.12.2016 было выдано предписание N 1310, согласно которому "Орловский энергосбыт" должно прекратить выставлять в платежных документах собственнику домовладения N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в размере 172007,08 руб. за объем 58997 кВт*ч.
Срок исполнения предписания установлен до 01.02.2017.
Полагая, что оспариваемое предписание от 23.12.2016 N 3386 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Орловский энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания административного органа.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из содержания п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Управление Госжилинспекции Орловской области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (далее - Закон N 294-ФЗ).
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в редакции, действующей на момент начала проверки) предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что основания для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
С учетом приведенных норм апелляционная инстанция считает, что Управлением соблюдены требования законодательства при организации и проведении внеплановой проверки в отношении Общества.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Пункт 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) предусматривает, что вышеуказанное постановление регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Пунктом 10 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В силу пп. "в" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Пунктом 32 Правил N 354 установлены права исполнителя, в том числе:
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
б) требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;
в) требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб в случаях, указанных в подпункте "е" пункта 34 настоящих Правил);
г) осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).
Пунктом 82 правил N 354 установлена обязанность исполнителя проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В силу пункта 83 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) проверки, указанные в пункте 82 Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Согласно п. 85 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:
а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;
д) исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
В силу п. 85 (1) Правил N 354 указанные в пунктах 62, 81 (11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Пунктом 85 (3) Правил N 354 установлено, что в случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56 (1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что между "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" и ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго" (далее - территориальная сетевая организация, ТСО) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 3.4.20 договора установлена обязанность ТСО обеспечивать участие полномочных представителей ТСО при снятии показаний приборов учета, проведении любых работ по обслуживанию средств измерения коммерческого учета, расположенных в границах балансовой принадлежности потребителя с оформлением соответствующих актов.
Ни заявителем, ни третьим лицом ПАО "МРСК Центра" не представлены в материалы дела доказательства совершения действий, требуемых Правилами N 354 по проведению проверок достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, как не представлено и доказательств, что потребитель препятствовала проведению названными лицами проверок.
Таким образом, апелляционная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции в том, что выводы Управления о нарушении п. п. 82, 83 Правил N 354 являются обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, по результатам предыдущей проверки Управления ООО "Орловский энергосбыт" произвело перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику жилого дома N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области за период с декабря 2015 по 10.06.2016 исходя из норматива потребления коммунального ресурса 204 кВт*час. 2 чел. проживающих; 6 комнат), с 10.06.2016 исходя из фактических показаний индивидуального прибора учета. Указанная сумма доначислений Цикиной Е.Ю. уплачена.
После проведения указанного перерасчета каких-либо новых проверок состояний индивидуального прибора учета электрической энергии по домовладению Цикиной Е.Ю. не проводилось, в связи с чем правомерен вывод суда области о том, что оснований для отражения в платежных документах за октябрь месяц 2016 года перерасчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжение в размере 172007,08 руб. за объем 58997 кВт*ч у заявителя не имелось.
Доказательств обратному Общество в суд не представило.
Суд апелляционной инстанции, при установленных обстоятельствах, соглашается с тем, что судом области не оценивались разрядность прибора учета по домовладению Цикиной Е.Ю., правильность произведенных расчетов и т.д., поскольку эти условия касаются гражданско-правовых отношений сторон по договору энергоснабжения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает возможным принять во внимание, что Общество реализовало возможность взыскания спорной суммы в гражданском порядке путем обращения в суд с исковыми требованиями. Согласно апелляционному определению судебной коллегии Орловского областного суда от 15.08.2017 по делу N 33-2058/2017 в удовлетворении требований ООО "Интер-РАО-Орловский энергосбыт" к Цикиной Е.Ю. о взыскании задолженности отказано.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания Управления государственной жилищной инспекции по Орловской области от 29.12.2016 N 1310.
Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, в материалы дела не представлено. Оспариваемое предписание не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренные законом и не создает препятствий для осуществления деятельности.
Таким образом, отсутствует совокупность оснований, предусмотренных ст. 198 АПК РФ для удовлетворения требований заявителя.
Доводы жалобы повторяют доводы, которые были приведены в суде первой инстанции. Они были правомерно отклонены и апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда области.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" была уплачена платежным поручением N 21017 от 19.07.2017 государственная пошлина в сумме 3000 рублей, т.е. в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем излишне уплаченная госпошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.2017 по делу N А48-476/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2017 N 19АП-5936/2017 ПО ДЕЛУ N А48-476/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N А48-476/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт": Новосельцева Е.И., представитель по доверенности от 27.12.2016, паспорт;
- от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Цикиной Елены Юрьевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.2017 по делу N А48-476/2017 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600) к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687) о признании недействительным ненормативного акта,
третьи лица: Цикина Елена Юрьевна, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - заявитель, Общество, ООО "Орловский энергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 29.12.2016 N 1310.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены - Цикина Елена Юрьевна, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2017, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Орловский энергосбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что у потребителя установлен семиразрядный прибор учета. Указывая шесть цифр показания прибора учета, потребитель предоставлял недостоверные сведения о фактическом объеме потребления электроэнергии.
Полагает, что осуществление перерасчета размера платы потребителю на основании проведенной проверки и снятых фактических показаний прибора учета не может нарушать права потребителей.
Считает, что установленный в оспариваемом предписании запрет выставления в платежных документах перерасчета размера платы за объем потребляемой энергии, зафиксированный показаниями прибора учета, не соответствует нормам действующего жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности на получение платы за весь объем электроэнергии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган соглашается с выводами суда первой инстанции, указывает, что Обществом не доказано, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает оспариваемое предписание.
Цикина Елена Юрьевна в представленном суду отзыве указывает, что акт о неучтенном потреблении электроэнергии не составлялся, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания стоимости некой выявленной безучетной электроэнергии. Просит отказать Обществу в удовлетворении заявленных в апелляционной жалобе требованиях.
Управление государственной жилищной инспекции Орловской области, Цикина Елена Юрьевна, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.09.2017 по 14.09.2017.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнение лица участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2016 в адрес Управления из Прокуратуры Орловского района Орловской области поступила жалоба Цикиной Е.Ю. от 24.11.2016, в которой она указывала на противоправные действия со стороны ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт", выразившиеся в выставлении в платежном документе за октябрь 2016 задолженности за потребленную электроэнергию в сумме 173946,74 руб.
На основании указанного обращения заместителем начальника Управления - начальником отдела надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда Управления Горбашевой Т.В. издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" от 09.12.2016 N 2718.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 29.12.2016, из которого усматривается следующее.
В ходе проверки установлено, что ООО "Орловский энергосбыт" производит начисления размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам жилого дома N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области на основании публичного договора.
Ранее Управлением проводилась внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что жилой дом N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области оборудован индивидуальным прибором учета электрической энергии ЦЭ 6803В 3*220/380V 10-100А. Согласно акту технической проверки средств учета электроэнергии Филиала ОАО "МРСК Центра - "Орелэнерго" от 25.08.2011: тип счетчика - ЦЭ 6803В N 009026037007894 напряжение - 380V. вольт 10-110А год выпуска 2010; контрольные показания 000000.0, значность - 7, N пломбы 57024818.
С 25.07.2011 (момент установки индивидуального прибора учета электроэнергии и ввода в эксплуатацию) специалисты филиала ОАО "МРСК ЦЕНТРА - "Орелэнерго" не осуществляли выезд по данному адресу и не производили снятие контрольных показаний данного прибора учета электрической энергии до 10.06.2016.
Согласно акту N 57-ИФ 0047092 от 10.06.2016, составленному ОАО "МРСК ЦЕНТРА - "Орелэнерго" установлено, что абонент передавал некорректные показания индивидуального прибора учета, а именно - прибор учета имеет разрядность 7, потребитель передавал показания исходя из 6 знаков. Контрольные показания составили 0066597.
Также в ходе выездной проверки установлено, что согласно паспорта, предоставленного заявителем, индивидуальный прибор учета электрической энергии ЦЭ 6803В/1 IT 220В 10-100А 3ф. 4пр. М7 Р32 N 009026037007894 является семиразрядным отсчетным устройством и для расчета необходимо принимать 7 знаков. На момент проверки показания следующие: 0068575. Потребитель необоснованно считает, что показания составляют - 006857.
ООО "Орловский энергосбыт" произвело перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику жилого дома N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области за период с декабря 2015 по 10 июня 2016 исходя из норматива потребления коммунального ресурса 204 кВт*час. 2 чел. проживающих; 6 комнат), с 10.06.2016 исходя из фактических показаний индивидуального прибора учета.
В ходе проверки также установлено, что в расчетном периоде "октябрь 2016" ООО "Орловский энергосбыт" произвело собственнику домовладения N 24 по ул. Центральная д. Киреевка Орловского района Орловской области доначисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из первоначальных показаний вышеуказанного семизначного индивидуального прибора учета в размере 172007,08 руб. (58997 кВт*ч).
Исходя из установленных обстоятельств, Управлением сделан вывод, что ресурсоснабжающей организацией нарушены обязательные требования п. п. 82, 83 Правил N 354 согласно которым исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Вместе с тем, с 25.07.2011 (с момента установки индивидуального прибора учета электроэнергии и ввода в эксплуатацию) специалисты не осуществляли выезд по вышеуказанному адресу и не производили снятие контрольных показаний данного прибора учета электрической энергии до 10.06.2016, что свидетельствует о нарушении вышеприведенных норм.
Управление пришло к выводу, что первоначальный перерасчет за коммунальную услугу по электроснабжению произведенный за 6 месяцев после последнего контрольного снятия показаний 10.06.2016 в размере 6321,73 руб. ресурсоснабжающей организацией является законным.
Из п. п. "в" п. 32 Правил N 354 следует, что исполнитель имеет право, в том числе, требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб в случаях, указанных в подпункте "е" пункта 34 настоящих Правил).
Согласно материалам проверки фактов невыполнения обязанности, выразившейся в недопуске в занимаемое жилое помещение со стороны собственника, выявлено не было, в связи с чем требовать возмещения убытков (выплаты суммы), путем осуществления перерасчета в платежных документах ООО "Орловский энергосбыт" не имеет права, так как не были исполнены обязанности, указанные в п. п. 82, 83 Правил N 354.
По результатам проведенной проверки Управлением государственной жилищной инспекцией Орловской области 29.12.2016 было выдано предписание N 1310, согласно которому "Орловский энергосбыт" должно прекратить выставлять в платежных документах собственнику домовладения N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в размере 172007,08 руб. за объем 58997 кВт*ч.
Срок исполнения предписания установлен до 01.02.2017.
Полагая, что оспариваемое предписание от 23.12.2016 N 3386 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Орловский энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания административного органа.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из содержания п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Управление Госжилинспекции Орловской области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (далее - Закон N 294-ФЗ).
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в редакции, действующей на момент начала проверки) предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что основания для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
С учетом приведенных норм апелляционная инстанция считает, что Управлением соблюдены требования законодательства при организации и проведении внеплановой проверки в отношении Общества.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Пункт 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) предусматривает, что вышеуказанное постановление регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Пунктом 10 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В силу пп. "в" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Пунктом 32 Правил N 354 установлены права исполнителя, в том числе:
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
б) требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;
в) требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб в случаях, указанных в подпункте "е" пункта 34 настоящих Правил);
г) осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).
Пунктом 82 правил N 354 установлена обязанность исполнителя проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В силу пункта 83 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) проверки, указанные в пункте 82 Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Согласно п. 85 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:
а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;
д) исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
В силу п. 85 (1) Правил N 354 указанные в пунктах 62, 81 (11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Пунктом 85 (3) Правил N 354 установлено, что в случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56 (1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что между "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" и ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго" (далее - территориальная сетевая организация, ТСО) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 3.4.20 договора установлена обязанность ТСО обеспечивать участие полномочных представителей ТСО при снятии показаний приборов учета, проведении любых работ по обслуживанию средств измерения коммерческого учета, расположенных в границах балансовой принадлежности потребителя с оформлением соответствующих актов.
Ни заявителем, ни третьим лицом ПАО "МРСК Центра" не представлены в материалы дела доказательства совершения действий, требуемых Правилами N 354 по проведению проверок достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, как не представлено и доказательств, что потребитель препятствовала проведению названными лицами проверок.
Таким образом, апелляционная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции в том, что выводы Управления о нарушении п. п. 82, 83 Правил N 354 являются обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, по результатам предыдущей проверки Управления ООО "Орловский энергосбыт" произвело перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику жилого дома N 24 по ул. Центральная в д. Киреевка Орловского района Орловской области за период с декабря 2015 по 10.06.2016 исходя из норматива потребления коммунального ресурса 204 кВт*час. 2 чел. проживающих; 6 комнат), с 10.06.2016 исходя из фактических показаний индивидуального прибора учета. Указанная сумма доначислений Цикиной Е.Ю. уплачена.
После проведения указанного перерасчета каких-либо новых проверок состояний индивидуального прибора учета электрической энергии по домовладению Цикиной Е.Ю. не проводилось, в связи с чем правомерен вывод суда области о том, что оснований для отражения в платежных документах за октябрь месяц 2016 года перерасчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжение в размере 172007,08 руб. за объем 58997 кВт*ч у заявителя не имелось.
Доказательств обратному Общество в суд не представило.
Суд апелляционной инстанции, при установленных обстоятельствах, соглашается с тем, что судом области не оценивались разрядность прибора учета по домовладению Цикиной Е.Ю., правильность произведенных расчетов и т.д., поскольку эти условия касаются гражданско-правовых отношений сторон по договору энергоснабжения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает возможным принять во внимание, что Общество реализовало возможность взыскания спорной суммы в гражданском порядке путем обращения в суд с исковыми требованиями. Согласно апелляционному определению судебной коллегии Орловского областного суда от 15.08.2017 по делу N 33-2058/2017 в удовлетворении требований ООО "Интер-РАО-Орловский энергосбыт" к Цикиной Е.Ю. о взыскании задолженности отказано.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания Управления государственной жилищной инспекции по Орловской области от 29.12.2016 N 1310.
Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, в материалы дела не представлено. Оспариваемое предписание не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренные законом и не создает препятствий для осуществления деятельности.
Таким образом, отсутствует совокупность оснований, предусмотренных ст. 198 АПК РФ для удовлетворения требований заявителя.
Доводы жалобы повторяют доводы, которые были приведены в суде первой инстанции. Они были правомерно отклонены и апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда области.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" была уплачена платежным поручением N 21017 от 19.07.2017 государственная пошлина в сумме 3000 рублей, т.е. в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем излишне уплаченная госпошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.2017 по делу N А48-476/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)