Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" (Брянская область, Брянский район, железнодорожная станция Чернец, ОГРН 1123256013187, ИНН 3255519711) - Амосовой Ю.Н. (доверенность от 17.05.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244054192, ИНН 3250058866), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 по делу N А09-324/2017 (судья Кулинич Е.И.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" (далее - ООО "УК "Сосновый бор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области (далее - территориальный отдел Управления, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания N 2 от 12.01.2017 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции указывает на то, что территориальный отдел Управления незаконно возложил на общество обязанность по разработке и согласованию в установленном порядке программы производственно - лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов.
Территориальный отдел Управления направил отзыв на жалобу, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители территориального отдела Управления в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка заинтересованного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с 09.01.2017 по 12.01.2017 на основании распоряжения от 19.12.2016 N 274 должностными лицами территориального отдела Управления в отношении ООО "УК "Сосновый бор" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан о ненадлежащем качестве подаваемой питьевой воды.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "Сосновый бор" не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды в точках внутренней водопроводной сети многоэтажных жилых домов N 1, 5, мкр. Сосновый бор ст. Чернец Брянского района Брянской области, что является нарушением Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.2, п. 4.6. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 12.01.2017 N 2.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 12.01.2017 N 2, согласно которому ООО "УК "Сосновый бор" предписано: разработать и согласовать в установленном порядке программу производственно-лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор и обеспечить ее выполнение. Срок - до 01.07.2017.
Общество, полагая, что данное предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 названного Положения).
Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя, в том числе следующую административную процедуру - принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу части 6 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: 1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль; 2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; 3) указание частоты отбора проб воды.
Санитарные правила и нормы 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п. 4.6. СанПиН 2.1.4.1074-01 отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (далее - Правила N 10).
Согласно пункту 5 Правил N 10 производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм производственный контроль качества питьевой воды, осуществляется исключительно в соответствии с программой производственного контроля качества воды, разработанной организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при этом обязанность по разработке программы производственного контроля и осуществления производственного контроля качества питьевой воды возлагается на организацию, осуществляющую холодное и горячее водоснабжение.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая горячее водоснабжение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Из приведенных норм права следует, что ключевым признаком организации, осуществляющей водоснабжение, является осуществление деятельности по эксплуатации централизованной системы водоснабжения или отдельных ее объектов.
При этом под объектом централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения согласно пункту 14 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Под централизованной системой холодного водоснабжения в пункте 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно пункту 26 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под транспортировкой воды понимается перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей.
Как установлено судом, ООО "УК "Сосновый бор" в соответствии с учредительными документами и договорами на управление многоквартирным домом является управляющей компанией по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными в мкр. Сосновый бор ст. Чернец Брянского района Брянской области.
Между МУП "Брянский городской водоканал" (Поставщик) и ООО "УК "Сосновый бор" (Абонент) заключен договор от 01.07.2013 N 33712 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
Согласно п. 1.1 договора от 01.07.2013 N 33712 предметом договора является оказание Поставщиком Абоненту согласованных объемов услуг по подаче питьевой воды до места подключения к сетям Абонента, приему и отводу сточных вод от места подключения сетей Абонента к сетям Поставщика, и оплате Абонентом оказанных услуг Поставщика.
В соответствии с п. 2.1.1 договора от 01.07.2013 N 33712 Поставщик обязуется обеспечивать питьевой водой Абонента по качеству соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Таким образом, по условиям договора от 01.07.2013 N 33712 Поставщик обязался поставлять питьевую воду надлежащего качества только до границ эксплуатационной ответственности Абонента, а не до водоразборных устройств граждан-потребителей.
В силу ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с приложением N 1 к Правилам N 354 состав и свойства холодной и горячей воды должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01).
Договором от 01.07.2013 N 33712 не установлено обязательств Поставщика питьевой воды (МУП "Брянский городской водоканал") перед потребителями коммунальных услуг (гражданами), в том числе по качеству поставляемой потребителям питьевой воды.
Как следует из материалов дела, у ООО "УК "Сосновый бор" на обслуживании имеются инженерные сооружения (внутридомовые водопроводные сети), предназначенные для транспортировки воды, т.е. объект централизованный системы водоснабжения, который Общество эксплуатирует, что наделяет ООО "УК "Сосновый бор" статусом организации, осуществляющей водоснабжение.
При этом ООО "УК "Сосновый бор", эксплуатируя внутридомовые инженерные системы, в которые входят инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, осуществляет транспортировку питьевой воды от места подключения к сетям Поставщика до запорных устройств граждан-потребителей.
Следовательно, поскольку ООО "УК "Сосновый бор" осуществляет водоснабжение в виде транспортировки воды, следовательно, общество несет обязательства по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения.
Суд справедливо отклонил доводы заявителя о том, что ООО "УК "Сосновый бор" не обладает статусом гарантирующей организации, так как органом местного самоуправления не определена должным образом гарантирующая организация и не установлены для нее зоны ее деятельности, вследствие чего обязанность по разработке и согласованию в установленном порядке программы производственно-лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор и обеспечение ее выполнения не может быть возложена на ООО "УК "Сосновый бор", при этом исходил из следующего.
Часть 5 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении возлагает обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды на любую организацию, осуществляющую водоснабжение, а не только на гарантирующую организацию. При этом общество в своем заявлении признает факт того, что ООО "УК "Сосновый бор" является организацией, эксплуатирующей находящиеся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объекты централизованной системы водоснабжения.
Вместе с тем не определение органом местного самоуправления гарантирующей организации не освобождает ООО "УК "Сосновый бор" от исполнения обязанности осуществления производственного контроля качества воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изложенное в оспариваемом предписании требование: разработать и согласовать в установленном порядке программу производственно-лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор и обеспечить ее выполнение, основано на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции верно отметил, что содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить заявителю, указанный ненормативный акт не содержит незаконных требований в отношении заявителя, следовательно, оспариваемое предписание не препятствует осуществлению деятельности заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что предписание N 2 от 12.01.2017 по своему содержанию соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и не нарушает прав заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Ссылка в апелляционной жалобе на заключенный с МУП "Брянский городской водоканал" договор от 01.07.2013 N 33712, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку именно управляющая компания, как сторона договора обязана контролировать качество поставляемых гражданам коммунальных ресурсов и при их несоответствии утвержденным нормативам предъявлять соответствующие требования поставщикам ресурсов, в том числе и потому, что у потребителей коммунальных услуг (граждан) договоров с ресурсоснабжающими организациями не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы ошибочными, основанными на неправильном толковании норм законодательства.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 по делу N А09-324/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 20АП-2526/2017 ПО ДЕЛУ N А09-324/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. по делу N А09-324/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" (Брянская область, Брянский район, железнодорожная станция Чернец, ОГРН 1123256013187, ИНН 3255519711) - Амосовой Ю.Н. (доверенность от 17.05.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244054192, ИНН 3250058866), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 по делу N А09-324/2017 (судья Кулинич Е.И.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" (далее - ООО "УК "Сосновый бор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области (далее - территориальный отдел Управления, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания N 2 от 12.01.2017 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции указывает на то, что территориальный отдел Управления незаконно возложил на общество обязанность по разработке и согласованию в установленном порядке программы производственно - лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов.
Территориальный отдел Управления направил отзыв на жалобу, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители территориального отдела Управления в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка заинтересованного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с 09.01.2017 по 12.01.2017 на основании распоряжения от 19.12.2016 N 274 должностными лицами территориального отдела Управления в отношении ООО "УК "Сосновый бор" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан о ненадлежащем качестве подаваемой питьевой воды.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "Сосновый бор" не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды в точках внутренней водопроводной сети многоэтажных жилых домов N 1, 5, мкр. Сосновый бор ст. Чернец Брянского района Брянской области, что является нарушением Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.2, п. 4.6. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 12.01.2017 N 2.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 12.01.2017 N 2, согласно которому ООО "УК "Сосновый бор" предписано: разработать и согласовать в установленном порядке программу производственно-лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор и обеспечить ее выполнение. Срок - до 01.07.2017.
Общество, полагая, что данное предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 названного Положения).
Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя, в том числе следующую административную процедуру - принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу части 6 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: 1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль; 2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; 3) указание частоты отбора проб воды.
Санитарные правила и нормы 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п. 4.6. СанПиН 2.1.4.1074-01 отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (далее - Правила N 10).
Согласно пункту 5 Правил N 10 производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм производственный контроль качества питьевой воды, осуществляется исключительно в соответствии с программой производственного контроля качества воды, разработанной организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при этом обязанность по разработке программы производственного контроля и осуществления производственного контроля качества питьевой воды возлагается на организацию, осуществляющую холодное и горячее водоснабжение.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая горячее водоснабжение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Из приведенных норм права следует, что ключевым признаком организации, осуществляющей водоснабжение, является осуществление деятельности по эксплуатации централизованной системы водоснабжения или отдельных ее объектов.
При этом под объектом централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения согласно пункту 14 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Под централизованной системой холодного водоснабжения в пункте 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно пункту 26 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под транспортировкой воды понимается перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей.
Как установлено судом, ООО "УК "Сосновый бор" в соответствии с учредительными документами и договорами на управление многоквартирным домом является управляющей компанией по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными в мкр. Сосновый бор ст. Чернец Брянского района Брянской области.
Между МУП "Брянский городской водоканал" (Поставщик) и ООО "УК "Сосновый бор" (Абонент) заключен договор от 01.07.2013 N 33712 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
Согласно п. 1.1 договора от 01.07.2013 N 33712 предметом договора является оказание Поставщиком Абоненту согласованных объемов услуг по подаче питьевой воды до места подключения к сетям Абонента, приему и отводу сточных вод от места подключения сетей Абонента к сетям Поставщика, и оплате Абонентом оказанных услуг Поставщика.
В соответствии с п. 2.1.1 договора от 01.07.2013 N 33712 Поставщик обязуется обеспечивать питьевой водой Абонента по качеству соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Таким образом, по условиям договора от 01.07.2013 N 33712 Поставщик обязался поставлять питьевую воду надлежащего качества только до границ эксплуатационной ответственности Абонента, а не до водоразборных устройств граждан-потребителей.
В силу ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с приложением N 1 к Правилам N 354 состав и свойства холодной и горячей воды должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01).
Договором от 01.07.2013 N 33712 не установлено обязательств Поставщика питьевой воды (МУП "Брянский городской водоканал") перед потребителями коммунальных услуг (гражданами), в том числе по качеству поставляемой потребителям питьевой воды.
Как следует из материалов дела, у ООО "УК "Сосновый бор" на обслуживании имеются инженерные сооружения (внутридомовые водопроводные сети), предназначенные для транспортировки воды, т.е. объект централизованный системы водоснабжения, который Общество эксплуатирует, что наделяет ООО "УК "Сосновый бор" статусом организации, осуществляющей водоснабжение.
При этом ООО "УК "Сосновый бор", эксплуатируя внутридомовые инженерные системы, в которые входят инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, осуществляет транспортировку питьевой воды от места подключения к сетям Поставщика до запорных устройств граждан-потребителей.
Следовательно, поскольку ООО "УК "Сосновый бор" осуществляет водоснабжение в виде транспортировки воды, следовательно, общество несет обязательства по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения.
Суд справедливо отклонил доводы заявителя о том, что ООО "УК "Сосновый бор" не обладает статусом гарантирующей организации, так как органом местного самоуправления не определена должным образом гарантирующая организация и не установлены для нее зоны ее деятельности, вследствие чего обязанность по разработке и согласованию в установленном порядке программы производственно-лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор и обеспечение ее выполнения не может быть возложена на ООО "УК "Сосновый бор", при этом исходил из следующего.
Часть 5 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении возлагает обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды на любую организацию, осуществляющую водоснабжение, а не только на гарантирующую организацию. При этом общество в своем заявлении признает факт того, что ООО "УК "Сосновый бор" является организацией, эксплуатирующей находящиеся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объекты централизованной системы водоснабжения.
Вместе с тем не определение органом местного самоуправления гарантирующей организации не освобождает ООО "УК "Сосновый бор" от исполнения обязанности осуществления производственного контроля качества воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изложенное в оспариваемом предписании требование: разработать и согласовать в установленном порядке программу производственно-лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор и обеспечить ее выполнение, основано на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции верно отметил, что содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить заявителю, указанный ненормативный акт не содержит незаконных требований в отношении заявителя, следовательно, оспариваемое предписание не препятствует осуществлению деятельности заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что предписание N 2 от 12.01.2017 по своему содержанию соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и не нарушает прав заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Ссылка в апелляционной жалобе на заключенный с МУП "Брянский городской водоканал" договор от 01.07.2013 N 33712, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку именно управляющая компания, как сторона договора обязана контролировать качество поставляемых гражданам коммунальных ресурсов и при их несоответствии утвержденным нормативам предъявлять соответствующие требования поставщикам ресурсов, в том числе и потому, что у потребителей коммунальных услуг (граждан) договоров с ресурсоснабжающими организациями не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы ошибочными, основанными на неправильном толковании норм законодательства.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 по делу N А09-324/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)