Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10187/2016

Требование: Об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Дом, в котором проживает истец, затопило, он пришел в непригодное для проживания состояние. Истица подала в орган местного самоуправления заявление о проведении комиссионного обследования ее дома, но письменный ответ не получила, заключение комиссии истице не выдано, ей сообщено о постановке в очередь.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. по делу N 33-10187


Судья: Иванов В.И.
Докладчик: Жуленко Н.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Чуньковой Т.Ю., Потловой О.М.,
при секретаре И.,
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Жуленко Н.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.З. на решение Беловского районного суда Кемеровской области от 08 июня 2016 года
по иску Г.З. к администрации Беловского муниципального района о понуждении к совершению действий,

установила:

Г.З. обратилась в суд с иском, указывая, что 25.03.2015 г. дом по <адрес>, в котором истец проживает, затопило, и он пришел в непригодное для проживания состояние.
15.12.2015 г. истец подала в администрацию Беловского района заявление о проведении комиссионного обследования ее дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., но письменный ответ не получила, заключение комиссии ей не выдали, вместо этого ей МКУ "КУМИ Беловского муниципального района" направлено письмо от 29.12.2015 г. N 1279, в котором сообщалось, что ее поставили в очередь по категории "непригодное для проживания жилое помещение" под N 37.
28.01.2016 года истец подала заявление прокурору Беловского района с просьбой выяснить о том, имеется ли заключение комиссии о признании дома непригодным для проживания, и, если такое заключение есть, то она просила ознакомиться с ним и выдать копию заключения. Копию заключения истцу не выдали, но прокурор Беловского района направил письменный ответ, в котором сообщил, что имеется заключение Межведомственной комиссии Беловского муниципального района от 18.12.2015 г. N 296 о признании дома истца непригодным для проживания.
Другие документы истцу не предоставляют, на прием к должностным лицам администрации Беловского муниципального района не пропускают, в связи с чем, в порядке ч. 1 ст. 149 ГПК РФ, истец просит суд обязать ответчика представить в суд учетное дело Г.З., в том числе документы об отсутствии у истца другого жилья, заключение межведомственной комиссии N 296 от 18.12.2015 г.
Истец считает, что имеет право на получение жилого помещения вне очереди, т.е. незамедлительно.
В противном случае, если дожидаться жилого помещения по очереди под номером N 37, то реализация жилищных прав истца будет отложена на неопределенный срок, тем самым будут нарушены гарантированные ст. 40 Конституции РФ права на жилье. Поэтому без судебного принуждения реализация жилищных прав истца будет невозможна.
Дом по <адрес> является одноквартирным, одноэтажным, 1958 г. постройки, общая площадь составляет 22,8 кв. м.
Просит обязать администрацию Беловского муниципального района предоставить Г.З. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах территории Беловского муниципального района; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины - 300 руб.
Решением Беловского районного суда Кемеровской области от 08 июня 2016 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Г.З. к администрации Беловского муниципального района о понуждении к совершению действий отказать.
В апелляционной жалобе Г.З. просит решение суда отменить. Указывает, что заключение межведомственной комиссии не содержит вывода, что спорный дом подлежит ремонту и реконструкции.
Является малоимущей, единственный источник дохода - пенсия. Дом пострадал в результате затопления паводковыми водами в результате прорыва дамбы.
Включение ее в общий список граждан на получение жилого помещения нарушает ее права на жилище.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Если жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, то собственнику данного жилого помещения жилье должно предоставляться вне очереди.
Доказательств того, что спорное жилое помещение пригодно для проживания, представителем ответчика не представлено.
Нормы жилищного законодательства не предусматривают обязанность подтверждения статуса малоимущего.
Относительно апелляционной жалобы представителем Администрации Беловского муниципального района Г.Г. поданы возражения.
Заслушав истца Г.З., ее представителя М., поддержавших доводы жалобы и просивших отменить решение суда, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
Судом первой инстанции установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит Г.З. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Беловской ГНК, зарегистрировано в реестре за N ЗД-2994 (л.д. 21).
Согласно справке, выданной администрацией Моховского сельского поселения от 11.05.2016 г. N 627, Г.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> 04.03.2003 г. по настоящее время.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 11.05.2016 г. N 42/120/001/2016-1724 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Г.З. на объекты недвижимого имущества (л.д. 23).
Актом обследования жилого дома по адресу: <адрес> от 26.05.2015 года установлено: деревянные конструкции перекрытия и кровли повреждены гнилью, имеют высокую степень износа; перекрытие - протечек нет; окна - в ветхом состоянии; полы - имеют прогибы, щели; отопительная печь - имеет перекос, трещины в штукатурке; подполье - на момент обследования воды в подполье нет, имеются следы сырости, подпорки под полы обрушены, имеется угроза обрушения глиняной подсыпки (л.д. 11).
18.12.2015 года Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с распоряжением администрации Беловского муниципального района от 08.12.2010 N 1623 "Об утверждении состава комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" на основании акта N 296 от 18.12.2015 года принято заключение: жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодно для проживания (л.д. 33 - 34).
Распоряжением администрации Беловского муниципального района от 28.12.2015 года за N 1594 на основании п. 3 ч. 1 ст. 51, ст. 52 Жилищного кодекса РФ, Закона Кемеровской области от 10.06.2005 года N 68-ОЗ, решения заседания жилищной комиссии от 24.12.2015 года N 16, Г.З. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания N 296 от 18.12.2015 года).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Г.З., суд первой инстанции указал, что заключением межведомственной комиссии от 18.12.2015 года не признано, что дом, принадлежащий на праве собственности Г.З., не подлежит ремонту или реконструкции; доказательств признания истца малоимущей в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия считает, что приведенные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Так, судом не учтено, что актом обследования жилого дома по адресу: <адрес> от 18.12.2015 г. межведомственной комиссией установлено: несущие конструкции имеют высокую степень износа, снижающую их несущую способность. Проводить капитальный ремонт нецелесообразно (л.д. 34 об.).
В заключении от 18.12.2015 г. межведомственной комиссией указано: жилое помещение по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодно для проживания.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что жилой дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, закрепленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства N 47 от 28.01.2006 года.
В силу п. 47 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 47 от 28.01.2006 года, межведомственная комиссия по результатам работы может принять только одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, в своем заключении от 18.12.2015 года межведомственная комиссия указала следующее решение - жилое помещение, принадлежащее истцу, признано непригодным для проживания.
Доказательств того, что дом с характеристиками, установленными актом обследования помещения, может быть отремонтирован, в материалах дела не имеется. Заключение межведомственной комиссии в установленном законом порядке никем не оспорено.
Суждение суда о возможности ремонта и реконструкции спорного жилого дома противоречит правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 28.05.2013 N 34-КГ13-2, согласно которой заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Соответствующее же заключение межведомственной комиссии в материалах делах имеется.
Ссылки суда первой инстанции на то обстоятельство, что поскольку истец хотя и принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в порядке, установленном статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не признана относящейся к категории малоимущих граждан, то она не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, основаны на неверном применении норм жилищного законодательства.
Как следует из искового заявления, основанием иска о предоставлении истице жилья вне очереди по договору социального найма явилась непригодность занимаемого ею жилого помещения. При этом материалами дела подтверждено, что иного жилья она не имеет, является пенсионеркой, ей 76 лет, одинокая, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В Кемеровской области порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма регулируется Законом Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ (ред. от 05.07.2016) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 25.05.2005). Из статей 2 - 4 указанного Закона КО следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан с приложением необходимых документов. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.
В соответствии с указанным порядком 17.11.2015 года Г.З. обратилась с заявлением о принятии на учет, приложив к нему копию паспорта, копию договора купли-продажи, выписку из ЕГРП, справку БТИ, акт проверки жилищных условий, справку с места жительства, копию домовой книги (л.д. 38, 38 оборот). В деле имеется копия акта проверки жилищных условий Г.З. (л.д. 36 оборот). Издавая распоряжение и принимая истицу на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, администрация Беловского муниципального района признала тем самым за ней право, а за собой обязанность по обеспечению Г.З. жилым помещением вследствие признания непригодности для проживания занимаемого ею жилого помещения.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи признанием жилого помещения непригодным для проживания следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
С учетом положений ст. ст. 57, 58 Жилищного кодекса РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Администрация обязана предоставить истице другое жилое помещение в связи с признанием жилого помещения, принадлежащего Г.З., непригодным для проживания.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, доказательств того, что Г.З. перестала являться нуждающейся в жилом помещении, снята с учета нуждающихся в жилом помещении, в деле не имеется. Ответчиком эти обстоятельства не опровергнуты.
Таким образом, поскольку Г.З. была признана нуждающейся в жилом помещении из-за признания жилого помещения непригодным для проживания и состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, оснований для отказа в удовлетворении требований о предоставлении ей вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления у суда не имелось.
В соответствии с Постановлением администрации Беловского муниципального района от 30.12.2015 г. N 181 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "Беловский муниципальный район": 21 кв. м общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Ввиду изложенного, судебная коллегия находит, что у суда первой инстанции не имелось оснований отказа Г.З. в удовлетворении требований к администрации Беловского муниципального района о понуждении к совершению действий, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об обязании администрации Беловского муниципального района предоставить Г.З. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах Беловского муниципального района, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 21 кв. м.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Беловского районного суда Кемеровской области от 08 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать администрацию Беловского муниципального района предоставить Г.З. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах Беловского муниципального района, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 21 кв. м.
Председательствующий
Н.Л.ЖУЛЕНКО

Судьи
Т.Ю.ЧУНЬКОВА
О.М.ПОТЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)