Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 17АП-13193/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-14962/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 17АП-13193/2017-АК

Дело N А60-14962/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Варакса Н.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061) - Родионова И.Р., паспорт, доверенность от 01.08.2017;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2017 года
по делу N А60-14962/2017,
принятое судьей Бушуевой Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (далее - заявитель, ООО "УЖК "Территория") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 14.02.2017 N 29-05-11-27 о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2017 года (резолютивная часть объявлена 06 июля 2017 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УЖК "Территория" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение отменить, требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда установленным по делу обстоятельствам, неправильному применению норм материального права.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит жалобу отклонить, решение суда оставить в силе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явку представителя заинтересованное не обеспечило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки соблюдения ООО "УЖК "Территория" обязательных требований к порядку и условиям заключения договоров об использовании общего имущества (крышной газовой котельной) собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Н.Никонова, 6, проведенной на основании приказа от 17.01.2017 N 29-05-09-27 в связи с обращением гражданина, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области вынесено предписание о прекращении использования иными лицами общего имущества собственников помещений (предоставление в пользование иным лицам общего имущества собственников помещений - использование газовой котельной) в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого с соблюдением требований ст. 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации; срок исполнения предписания определен до 01.07.2017.
Усматривая несоответствие требованиям законодательства данного предписания и нарушение его вынесением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "УЖК "Территория" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, не усматривая совокупность условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, правильность применения судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
Требования, предъявляемые к процедуре проведения мероприятий контроля (надзора), предусмотренные ст. 20 ЖК РФ и положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", органом надзора соблюдены.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и с соблюдением установленного порядка.
Относительно законности и обоснованности предписания, вынесенного в адрес заявителя, являющегося управляющей компанией на основании договора от 09.07.2012 N 6/5 (л.д. 58-84), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на крыше многоквартирного жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, 6, установлена газовая котельная, осуществляющая теплоснабжение и горячее водоснабжение жилых домов N 6, 8 и 10 по ул. Николая Никонова г. Екатеринбурга.
Данная газовая котельная в соответствии с договором пользования оборудованием от 01.02.2007 (л.д. 54-57), заключенного между ООО "УЖК "Территория" и ООО "АСК-Энергия" на основании протокола от 31.01.2007 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Николая Никонова г. Екатеринбурга, проведенного в форме очного голосования (л.д. 51-53), передана во временное владение и пользование ООО "АСК-Энергия" (л.д. 57).
В соответствии с условиями данного договора указанная организация обязана обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание оборудования, заключать договоры на отпуск тепловой энергии с потребителями, заключать договоры на поставку газа и энергоснабжение для оборудования котельной (п.п. 4.2.4, 4.2.8, 4.2.10).
Согласно техническому паспорту на жилой дом N 6 по ул. Николая Никонова г. Екатеринбурга отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной газовой котельной (л.д. 86-99).
Согласно письму ООО "Атомстройкомплекс" от 04.07.2017 (л.д. 140) строительство жилых домов N 6, 8 и 10 по ул. Николая Никонова г. Екатеринбурга осуществлялось путем привлечения денежных средств граждан (юридических лиц) для долевого строительства многоквартирных домов, при строительстве крышной газовой котельной со стороны организации-застройщика использованы денежные средства участников долевого строительства многоквартирного жилого дома N 6 в целях организации выработки необходимого ресурса (горячее водоснабжение и отопление) для собственников помещений во всех трех многоквартирных домах. При сдаче в эксплуатацию объекта капитального строительства (многоквартирного дома N 6, включая крышную газовую котельную) со стороны организации-застройщика строительство многоквартирных домов ни N 8, ни N 10 не началось. Однако проектом предусмотрена подача коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) в многоквартирные жилые дома N 8 и N 10 с помощью данной котельной.
По проектной документации источником теплоснабжения домов N 1 (строительный) - л.д. 159, N 2 (строительный) - л.д. 157, N 3 (строительный) - л.д. 170 является крышная котельная, расположенная в доме N 1 (строительный). Горячее водоснабжение в доме N 1 (строительный) запроектировано по "закрытой" схеме, с приготовлением горячей воды в бойлерной, в тепловом пункте.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Постановление N 491) состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. "а", "ж" п. 2 Постановления N 491 в состав общего имущества включаются:

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с введенным с 01.07.2016 г. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 480 разделом I (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:
а) общее имущество, указанное в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящих Правил;
б) общее имущество, если такое имущество отвечает какому-либо из следующих требований:
- совместное использование общего имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на эти дома;
- обеспечение работоспособности общего имущества в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов - для инженерных систем, оборудования, устройств.
Таким образом, законодателем определен состав общего имущества и требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, предназначенного для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах.
Исходя из вышеуказанных положений норм права, апелляционная инстанция приходит к выводу, что расположенная на крыше дома N 6 по ул. Николая Никонова г. Екатеринбурга газовая котельная, являющаяся обслуживающим более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудованием, является общим имуществом собственников помещений в данном многоквартирном доме (N 6). При этом, кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание информацию застройщика об использовании денежных средств участников долевого строительства многоквартирного жилого дома N 6 для строительства крышной газовой котельной. Указанное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
Поскольку данное оборудование соответствует требованиям пп. "б" раздела I (1) Постановления N 491, совместное использование которого допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство вышеуказанных домов, оно может быть включено в перечень имущества, предназначенного для совместного использования собственниками помещений в указанных многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, при условии принятия в отношении данного имущества решения, предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
Доказательств того, что в отношении спорной крышной газовой котельной принято решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме N 6 иными лицами, в частности, собственниками помещений в многоквартирных жилых домах N 8 и N 10, а также принятие ими (собственниками помещений всех многоквартирных домов N 6, 8, 10) решения о создании товарищества собственников жилья, орган надзора не представил, равно как и не представил доказательств наличия у управляющей компании в данной ситуации обязанности получения решения общего собрания о передаче спорного имущества в пользование иных лиц, в частности, ООО "АСК-Энергия".
Департамент не доказал, что спорное имущество является общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах N 6, 8 и 10. Одного лишь условия, что совместное использование данного имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство вышеуказанных домов, недостаточно для возникновения на него права собственности у фактических пользователей данного имущества. В том случае, если орган надзора полагает, что право долевой собственности на данное имущество имеется у собственников помещений МКД N 8 и N 10, данное право не может быть признано в административном порядке, путем вынесения управляющей компании предписания с указанием на нарушение, устранение которого предполагает проведение общего собрания собственников помещений, в том числе МКД N 8 и N 10. Доказательств наличия права собственности на спорное имущество у собственников помещений многоквартирных домов N 8 и N 10 заинтересованное лицо суду не представило, равно как и не представило доказательств того, что на данное право претендует кто-либо из собственников помещений указанных МКД. По мнению суда апелляционной инстанции, в сложившейся ситуации данное право при его доказанности может быть установлено только в судебном порядке. Право обращения в суд с иском у Департамента имеется в силу ст. 20 ЖК РФ.
Кроме того, следует отметить, что в рассматриваемой ситуации использование в предписании категоричной формулировки и указание на способ устранения нарушений как прекращение использования иными лицами общего имущества собственников помещений, при том, что имущество предназначено для теплоснабжения и горячего водоснабжения, эксплуатацию и содержание которого обеспечивает ООО "АСК-Энергия", не направлено на защиту прав потребителей, поскольку при непринятии общим собранием решения, о котором указано в предписании, управляющая компания вынуждена будет во исполнение предписания расторгнуть действующий с ООО "АСК-Энергия" договор и не способна будет заключить договор с иной организацией. В данном случае правильнее была бы формулировка о принятии мер, направленных на устранение нарушений, при которой управляющая компания не ограничивается в способах исполнения предписания.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права.
На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, решение суда - отмене.
В порядке ст. 110 АПК РФ понесенные заявителем расходы на оплату госпошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2017 года по делу N А60-14962/2017 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 14.02.2017 N 29-05-11-27 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства как несоответствующее Жилищному кодексу РФ.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория".
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061) 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины 3000 (три тысячи) руб. при подаче заявления и 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Е.ВАСЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)