Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2017 N 11АП-15518/2017 ПО ДЕЛУ N А49-5272/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. по делу N А49-5272/2017


Резолютивная часть постановления объявлена: 20 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 ноября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Т плюс Теплосеть Пенза"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 сентября 2017 года по делу N А49-5272/2017 (судья Табаченков М.В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Т плюс Теплосеть Пенза", г. Пенза, ОГРН 1145835003203, ИНН 5835108130,
к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза, ОГРН 1095836002470, ИНН 5836013668,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищество собственников жилья "Сура", г. Пенза, ОГРН 1025803095589,
о признании незаконными постановления от 10.04.2017 N Ап 01-23-33-14.6 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, представления от 10.04.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

установил:

открытое акционерное общество "Т плюс Теплосеть Пенза" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищество собственников жилья "Сура" (далее - третье лицо), о признании незаконными постановления от 10.04.2017 N Ап 01-23-33-14.6 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, представления от 10.04.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью. Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "Т плюс Теплосеть Пенза".
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе ссылается на то, что в действиях АО "Т плюс Теплосеть Пенза" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от акционерного общества "Т плюс Теплосеть Пенза" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ТЖС "Сура" обратилось в Управление тарифов с жалобой (т. 1 л.д. 114, входящий от 23.03.2017), в которой указало на то, что заявителем при расчете оплаты коммунального ресурса горячего водоснабжения за май 2016 года не применялся норматив расхода тепловой энергии, в результате чего завышена плата за указанный ресурс.
Письмом от 23.03.2017 (т. 1 л.д. 109) ответчик известил заявителя о явке 30.03.2017 для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Указанное письмо получено Обществом 27.03.2017, что подтверждено почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 112).
Протокол об административном правонарушении N Ап01-23-33-14.6 (т. 1 л.д. 105) составлен должностным лицом Управления тарифов 30.03.2017, в отсутствие представителей заявителя.
В протоколе заявителю вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Протокол направлен заявителю с сопроводительным письмом от 31.03.2017 (т. 1 л.д. 140) и получен адресатом 06.04.2017, что подтверждено почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 139).
Определением от 03.04.2017 (т. 1 л.д. 143) ответчик назначил на 10.04.2017 рассмотрение дела об административном правонарушении.
Определение направлено заявителю с сопроводительным письмом от 03.04.2017 (т. 1 л.д. 146), которое получено заявителем 07.04.2017, что подтверждено почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 144).
Дело об административном правонарушении рассмотрено Управлением тарифов 10.04.2017 в отсутствие представителей заявителя.
По результатам рассмотрения дела начальник Управления тарифов вынес постановление N Ап 01-23-33-14.6 (т. 1 л.д. 33) о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб.
Кроме того, ответчик вынес представление от 10.04.2017 (т. 1 л.д. 38) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
И в протоколе об административном правонарушении, и в постановлении по делу об административном правонарушении административный орган вменил заявителю совершение деяния, которое заключается в начислении платы за май 2016 года потребителю коммунального ресурса (горячего водоснабжения) - ТСЖ "Сура" - исключительно по показаниям общедомового прибора учета, без применения норматива расхода тепловой энергии.
Объективную сторону правонарушения ответчик квалифицировал как нарушение установленного порядка ценообразования.
Постановление получено заявителем 18.04.2017, что подтверждено почтовым уведомлением (т. 2 л.д. 4).
Заявитель, полагая, что постановление и представление противоречат закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действовавшей по состоянию на май 2016 года редакции) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных услуг в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованным индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показателей такого прибора за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно формуле 23, приведенной в Приложении N 2 к Правилам N 354, объем потребленной за расчетный период в жилом и нежилом помещении горячей воды определяется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом и нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 129 приказом Управления тарифов от 02.12.2015 N 122 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые для МКП Теплоснабжение составляют для неизолированных стояков и полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 0,06700 Гкал, для неизолированных стояков и при отсутствии полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016-0,06200 Гкал (вступил в силу 13.12.2015).
Требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (далее - договор ресурсоснабжения), установлены в Требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253.
В пункте 5 Требований N 253 указано, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж потребителя) определяется в следующем порядке: при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354; при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном объеме - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Следовательно, размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как установлено судом, между заявителем (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Сура" заключен договор горячего водоснабжения N 3899 от 06.10.2014 (т. 1 л.д. 40), в редакции соглашения о замене стороны по договору - т. 1 л.д. 57), на основании которых ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения. Обслуживаемый ТСЖ многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета горячей воды (акт проверки узла учета - т. 1 л.д. 59).
В счете-фактуре за май 2016 года заявитель, исходя из стоимости холодной воды на ГВС, измеряемой в кубических метрах, и тепловой энергии на ГВС, измеряемой в Гкал, выставил к оплате третьему лицу за май 2016 года счет-фактуру (т. 1 л.д. 116), в котором стоимость коммунального ресурса горячая вода определена до двухставочному тарифу, без применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Суд верно указал, что поскольку заявитель не использовал при образовании цены на коммунальный ресурс - горячую воду, установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению, Управление тарифов правомерно установило в действиях (бездействии) заявителя состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, которые распространяются, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Основы ценообразования используют следующие понятия: "компонент на холодную воду" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на холодную воду; "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, согласно которым под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Согласно пункту 10 Правил N 306 норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 306 норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами N 354.
Указанная выше норма пункта 42 Правил N 354 носит императивный характер, указанные Правила регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Из чего следует, что правила распространяются на всех участников правоотношений по предоставлению коммунальных услуг, а не только исполнителей и потребителей. Из указанной нормы Правил N 354 следует, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулой N 23 приложения N 2 исходя из приборов учета горячей воды с применением норматива расхода тепловой энергии.
Как установлено ответчиком, заявитель указанный норматив не применял при расчетах за май 2016 года.
При таких обстоятельствах административный орган правомерно установил в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно: нарушение установленного порядка ценообразования.
Суд первой инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае отсутствуют основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен, поскольку в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения в области государственного регулирования цен (тарифов) постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях - со дня обнаружения правонарушения.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23.51 КоАП РФ, вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 10.04.2017 N Ап 01-23-33-14.6 при наличии состава административного правонарушения, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Ответчиком при назначении административного наказании применен минимальный размер административного штрафа.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 сентября 2017 года по делу N А49-5272/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)