Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 29.08.2016 N 33А-17441/2016 ПО ДЕЛУ N 2А-4593/2016

Требование: О признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта перепланировки квартиры.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Административный истец ссылается на представление надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. N 33а-17441/2016


Судья: Радченко А.В.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичевой Е.В.
при секретаре З.Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2016 года административное дело N 2а-4593/2016 по апелляционной жалобе Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 04 апреля 2016 года по административному исковому заявлению К.Л.А. к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в перепланировке квартиры.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца К.Л.А., представителя административного ответчика К.Г.Б., действующей на основании доверенности от 31 марта 2016 года сроком до 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
установила:

К.Л.А. обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение об отказе в согласовании проекта перепланировки.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права К.Л.А. просила обязать административного ответчика согласовать проект перепланировки <адрес>, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, выполненный ГУП "ГУИОН", шифр N ...
В обоснование заявленных требований К.Л.А. указала, что она обратилась через МФЦ Фрунзенского района в Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки <адрес>, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, приложив к заявлению пакет документов. 07 декабря 2015 года заявителем из Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга был получен протокол N 25/5-п от 19 ноября 2015 года, содержащий отказ в согласовании проекта перепланировки. 17 декабря 2015 года административным истцом подано заявление о разъяснении причин отказа в утверждении проекта перепланировки, в ответ на которое 14 января 2016 года было сообщено, что в представленном пакете документов отсутствуют правоустанавливающие документы. 19 января 2016 года К.Л.А. направила в Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга нотариально заверенную копию справки о выплате пая от 13 января 2015 года N 050 и копию решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2015 года по делу N 2-7515/2015. Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга направила в адрес К.Л.А. письмо N 2.7-157-166 от 10 февраля 2016 года, содержащее отказ в согласовании проекта перепланировки в связи с не представлением правоустанавливающих документов (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). По мнению административного истца, отказ является незаконным, так как ею представлены надлежащим образом заверенные копии правоустанавливающих документов (л.д. 4 - 5).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 04 апреля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны незаконными отказ в согласовании перепланировки квартиры, расположенной по адресу Санкт-Петербург, <адрес> от 14 января 2016 года и протокол N 25/5-п от 19 ноября 2015 года об отказе в утверждении проекта перепланировки квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> Санкт-Петербурга обязана в течение 45 дней принять решение о согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по указанному адресу (л.д. 131 - 134).
В апелляционной жалобе Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит решение отменить и отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что административным истцом не представлены правоустанавливающие документы о праве собственности на перепланируемое жилое помещение, которыми являются свидетельство о государственной регистрации права и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 136 - 144).
Выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 24 октября 2015 года К.Л.А. обратилась через Многофункциональный центр Фрунзенского района Санкт-Петербурга в Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки <адрес>, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, к заявлению были приложены: проект переустройства и перепланировки, копия договора от 25 октября 2012 года о порядке оплаты паевого взноса и предоставлении помещения, копия индивидуального графика выплаты паевого взноса, копия дополнительного соглашения N 1 к договору от 25 октября 2012 года, копия дополнительного соглашения N 21 к договору от 25 октября 2012 года, технический паспорт на квартиру, копия акта приемки-передачи квартиры, ответ от УНДПР ГУ МЧС по вопросам выполнения требований пожарной безопасности, сопроводительное письмо, копия справки о выплате пая (л.д. 81 - 84).
Протоколом районной Межведомственной комиссии Администрации Фрунзенского района от 19 ноября 2015 года N 25/5-п в утверждении проекта перепланировки К.Л.А. отказано в связи с несоответствием проекта требованиям действующего законодательства (л.д. 80).
17 декабря 2015 года К.Л.А. обратилась в Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила разъяснить ей причину отказа в согласовании проекта перепланировки (л.д. 16).
Письмом от 14 января 2016 года Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга сообщила К.Л.А., что причиной отказа в согласовании проекта перепланировки явилось отсутствие правоустанавливающих документов на квартиру (л.д. 17).
19 января 2016 года К.Л.А. направила в адрес Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга нотариально заверенную копию справки о выплате пая от 13 января 2015 года N 050 и копию решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга по делу N 2-7515/2015 от 25 ноября 2015 года (л.д. 11 - 13).
Письмом от 10 февраля 2016 года Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга повторно сообщила об отказе в согласовании проекта перепланировки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, и об отсутствии в приложенных к заявлению правоустанавливающих документов на квартиру (л.д. 14).
Удовлетворяя административный иск К.Л.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что справка о выплате пая от 13 января 2015 года N 050 является документом, устанавливающим право собственности заявителя на жилое помещение, в связи с чем у Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга не имелось законных оснований для отказа в согласовании перепланировки.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Перепланировка жилого помещения согласно положениям части 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (часть 2.1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из объяснений К.Л.А., право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном порядке не зарегистрировано, и потому К.Л.А. обязана была представить самостоятельно правоустанавливающие документы на указанное помещение.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из материалов дела следует, что 25 октября 2012 года между Жилищно-строительным кооперативом "Славбург 51" и К.Л.А. был заключен договор N 391/1031 о порядке оплаты паевого взноса и предоставлении помещения, в соответствии с которым кооператив являлся инвестором и заказчиком строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский административный район, северо-восточная часть квартала <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>, и после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию передает К.Л.А. при условии надлежащего и полного исполнения им обязательств по настоящему договору квартиру, указанную в договоре (л.д. 28 - 38).
13 января 2015 года Жилищно-строительный кооператив "Славбург 51" передал К.Л.А. по акту приема-передачи квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес>, площадью <...> кв. м, и выдал справку о выплате пая, которая в соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации подтверждает приобретение К.Л.А. права собственности на указанную квартиру (л.д. 38 - 39).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьей 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пунктам 9.1.4, 9.1.6, 9.1.7, 9.1.8 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года N 789, для осуществления государственной регистрации права собственности на жилое помещение в жилищном, жилищно-строительном или жилищном накопительном кооперативе, предоставляются справка о полном внесении (полной выплате) паевого взноса, подписанная уполномоченным лицом кооператива и главным бухгалтером (оригинал и копия); учредительные документы кооператива (со всеми изменениями и дополнениями; документы не представляются, если ранее они были представлены при государственной регистрации права на другое помещение в соответствующем многоквартирном доме) (оригинал либо заверенная в установленном порядке копия); протокол общего собрания членов кооператива; документ не представляется, если ранее он был представлен при государственной регистрации права на другое помещение в соответствующем многоквартирном доме и данное лицо не переизбрано) (оригинал либо заверенная в установленном порядке копия); договор, из которого возникло обеспечиваемое ипотекой обязательство (если возникает и подлежит государственной регистрации также ипотека в силу закона) (оригинал и копия).
Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что К.Л.А., обращаясь к административному ответчику о согласовании перепланировки, должна была представить подлинные или нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих документов на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которыми в данном случае в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на квартиру являются документы, перечисленные в пунктах 9.1.4, 9.1.6, 9.1.7, 9.1.8 указанного Административного регламента.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть отказано в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.
Как следует из описи документов, К.Л.А. не были представлены оригиналы правоустанавливающих документов на квартиру, в составе проекта перепланировки находилась только нотариально заверенная копия справки о выплате пая (л.д. 84).
Поскольку К.Л.А. не были представлены подлинные или нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на квартиру, то выводы Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга о незаконности отказа Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 19 ноября 2015 года в согласовании проекта перепланировки являются ошибочными.
Письмо Администрации Фрунзенского района от 14 января 2016 года является ответом на обращение К.Л.А., в котором сообщались причины отказа в согласовании проекта перепланировки квартиры, а не решением об отказе в согласовании проекта перепланировки (л.д. 17).
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Поскольку ответ Администрации Фрунзенского района от 14 января 2016 года административным истцом не оспаривался, то суд, принимая решение о признании его незаконным, вышел за рамки заявленных требований и потому решение в указанной части не может быть признано законным и подлежит отмене.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что представленная К.Л.А. после принятия административным ответчиком оспариваемого решения копия решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2015 года по делу N 2-7515/2015 о признании за ней права собственности на указанную квартиру не оформлена надлежащим образом и не отвечает требованиям, установленным пунктом 12.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года N 36.
Решение суда согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно быть законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 310 КАС РФ).
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, как не соответствующее требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе К.Л.А. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 04 апреля 2016 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления К.Л.А. к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в перепланировке квартиры - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)