Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2017 N Ф10-5041/2017 ПО ДЕЛУ N А35-11858/2016

Требование: О признании незаконным отказа жилищной инспекции во внесении счета заявителя в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обязании внести счет в реестр.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция мотивировала отказ тем, что заявителем пропущен срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N А35-11858/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 29 ноября 2017 года,
в полном объеме постановление изготовлено 4 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Орлова А.В.
при участии в заседании представителей:
от ТСЖ "Чернышевского-10" (305016, г. Курск, ул. Чернышевского, д. 10, кв. 161): не явились, извещены надлежаще,
от ГЖИ Курской области (305000, г. Курск, Красная площадь, д. 6): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Чернышевского-10" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.04.2017 (судья Клочкова Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-11858/2016,

установил:

товарищество собственников жилья "Чернышевского-10" (далее - ТСЖ "Чернышевского-10" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - ГЖИ Курской области или заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 14.09.2016 N 01.508-05/7138, по отказу во внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также обязании внести специальный счет заявителя в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017, в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ТСЖ "Чернышевского-10" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
До начала судебного разбирательства от ТСЖ "Чернышевского-10" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя товарищества.
Представитель инспекции письменным мотивированным отзывом оспорил доводы кассационной жалобы, одновременно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как установлено судами, 02.09.2016 ТСЖ "Чернышевского-10" обратилось к ГЖИ Курской области с заявлением о внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов.
ГЖИ Курской области письмом от 14.09.2016 N 01.508-05/7138 отказало ТСЖ "Чернышевского-10" во внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов.
Несогласие с указанными действиями послужило поводом для обращения ТСЖ "Чернышевского-10" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ТСЖ "Чернышевского-10" требований, суды первой и апелляционной инстанции посчитали обоснованными доводы инспекции о пропуске установленного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) срока на принятие и реализацию решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Курская область, город Курск, улица Чернышевского, дом 10. Принимая во внимание данные обстоятельства, а также оценив содержание протокола общего собрания собственников от 28.09.2014, суды также пришли к выводу о том, что у ГЖИ Курской области не имелось оснований для рассмотрения поступившего заявления в порядке, предусмотренном статьей 173 ЖК РФ, поскольку решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственниками помещений спорного дома не принималось. С учетом изложенного, суды заключили, что оспариваемые действия ГЖИ Курской области соответствуют требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы преждевременными, сделанными без учета фактических обстоятельств спора.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в ГЖИ Курской области) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу частей 1 и 4 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 статьи 170 ЖК РФ, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Приведенные положения части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170, а также части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации являлись предметом проверки на соответствие Конституции Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П положение части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющее перечень вопросов, решения по которым должны быть приняты общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в этом доме аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно является элементом единого правового механизма, обеспечивающего реализацию избранного указанными лицами способа участия в финансировании расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, где расположены принадлежащие им помещения, и одновременно направлено на обеспечение как свободы волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так и достаточности и сохранности средств этого фонда.
Положение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
При этом Конституционного Суда Российской Федерации отметил, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на основании части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете предписание части 5 той же статьи относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления такого решения в силу не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
Из материалов дела следует, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Курск, улица Чернышевского, дом 10 (далее - спорный дом), принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Чернышевского-10" (протокол от 15.05.2014).
Во исполнение принятого 01.08.2014 между ТСЖ "Чернышевского-10" и ОАО "Сбербанк России" заключен договор специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта.
22.08.2014 ТСЖ "Чернышевского-10" сообщило ГЖИ Курской области, что собственниками помещений спорного дома выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, приложив к письму копию протокола общего собрания от 15.05.2014 и уведомление ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета.
09.09.2014 ГЖИ Курской области письмом N 07.3.0704/4800 сообщила ТСЖ "Чернышевского-10", что специальный счет ТСЖ "Чернышевского-10" был открыт банком 01.08.2014, то есть за пределами предусмотренного законом шестимесячного срока для реализации принятого решения. Кроме того, ГЖИ Курской области сообщило, что документы представлены в ГЖИ Курской области с нарушением предусмотренного статьей 172 ЖК РФ срока (по истечении пяти рабочих дней с момента открытия счета). В связи с указанными обстоятельствами, формирование фонда капитального ремонта спорного дома будет осуществляться на счете регионального оператора. Одновременно заявителю был разъяснен порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта, предусмотренный статьей 173 ЖК РФ.
Принимая во внимание содержание данного письма, собственниками помещений спорного дома, 28.09.2014 было проведено общее собрание, на котором приняты следующие решения: 1) принять к сведению письмо ГЖИ Курской области от 09.09.2014 N 07.3.0704/4800; 2) подтвердить решение общего собрания от 15.05.2014 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в ОАО "Сбербанк России"; 3) начать перечисление средств в фонд капитального ремонта на специальный счет в ОАО "Сбербанк России" с сентября 2014 года; 4) обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления с просьбой исключить жильцов спорного дома из числа плательщиков в фонд капитального ремонта регионального оператора Курской области.
Впоследствии, 02.09.2016 ТСЖ "Чернышевского-10" обратилось в ГЖИ Курской области с заявлением о внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов с приложением со протоколов состоявшихся общих собраний и выпиской со спецсчета, открытого в Отделении Сбербанка России. Данное заявление также сопровождалось просьбой об обязании регионального оператора фонда капитального ремонта Курской области прекратить рассылку квитанций жильцам дома.
14.09.2016 ГЖИ Курской области письмом N 01.508-05/7138 отказала ТСЖ "Чернышевского-10" во внесении специального счета в реестр специальных счетов, повторно сообщив заявителю о пропуске срока для принятия и реализации собственниками решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и разъяснив порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта, предусмотренный статьей 173 ЖК РФ.
Суды верно установили, что отношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области урегулированы Законом Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, утверждена постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па. Названная программа опубликована на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) 30.12.2013.
Следовательно, шестимесячный срок, предусмотренный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, для принятия и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта истекал 30.06.2014.
Учитывая, что специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт заявителем в ОАО "Сбербанк России" лишь 01.08.2014, суды верно заключили, что действия для реализации выбранного заявителем способа формирования фонда капитального ремонта не были совершены в пределах предусмотренного частью 5 статьи 170 ЖК РФ срока.
Подобное применение положений части 5 статьи 170 ЖК РФ суд округа находит верным, соответствующим как буквальному толкованию нормы, так и толкованию, приведенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, и формирующейся практике Верховного Суда Российской Федерации.
Тем не менее, судами первой и апелляционной инстанции неправомерно не учтено следующее.
Из совокупности вышеприведенных положений ЖК РФ следует, что законодатель четко разграничивает как способы формирования фонда капитального ремонта, так и процедуру перехода от одного способа к другому.
В частности, собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски. Поскольку право распоряжения денежными средствами принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), они вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в своем многоквартирном доме и до наступления предельного срока его проведения, предусмотренного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, с оплатой соответствующих услуг и (или) работ из средств сформированного ими фонда капитального ремонта в пределах суммы денежных средств, зачисленных на специальный счет в кредитной организации (банке).
Указанный способ формирования фонда капитального ремонта определен законодателем как приоритетный.
Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора, то Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на них лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору - создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182), которое, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 173 ЖК РФ).
Первоначально, избирая способ формирования фонда капитального ремонта, собственники спорного дома приняли решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Данное решение было принято, но реализовано в установленный часть 5 статьи 170 ЖК РФ срок.
В этой связи Постановлением Главы администрации города Курска от 08.07.2014 N 2647 спорный дом включен в перечень домов со способом формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно правовой позиции, данной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7.4 Постановления N 10-П, принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Из буквального толкования части 6 статьи 170 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 той же статьи, созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Коль скоро материалами дела подтверждается, что решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет было принято общим собранием собственников помещений 15.05.2014, у Администрации г. Курска формально отсутствовала обязанность по проведению общего собрания собственников помещений спорного дома.
Кроме того, соответствующее постановление от 08.07.2014 N 2647 было принято до 12.04.2016 (даты официального толкования Конституционным Судом Российской Федерации положений части 5 статьи 170 ЖК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств, установленных судами, на дату обращения заявителя в 02.09.2016 в ГЖИ Курской области с заявлением о внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов, спорный дом 08.07.2014 включен в перечень домов со способом формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Тем не менее, собственники жилых помещений спорного дома, продолжая поддерживать ранее закрепленное решением общего собрания от 15.05.2014 волеизъявление о выборе способа формирования фондов капитального ремонта на специальном счете, решением общего собрания от 28.09.2014, в том числе, установили обязанность обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления с просьбой исключить жильцов спорного дома из числа плательщиков в фонд капитального ремонта регионального оператора Курской области.
Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Указанное правило требует комплексного подхода к оценке доказательств с учетом особенностей предмета спора.
Оценивая представленный в материалы дела протокол от 28.09.2014, суды первой и апелляционной инстанции не учли буквальное содержание пункта 4, иных представленных доказательств (включая протокол от 15.05.2014, сведения об открытом счете и перечислении на него денежных средств собственников), а также правовую позицию, изложенную в пункте 8 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П, согласно которой предписание части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете во всяком случае не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
В частности, в настоящем случае судам следовало надлежащим образом оценить содержание решения общего собрания от 28.09.2014, и, учитывая, что решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления (Постановлением Главы администрации города Курска от 08.07.2014 N 2647), определить, имелись ли у ТСЖ "Чернышевского-10" на дату соответствующего обращения в жилищную инспекцию иные основания (реализация перехода на иной способ формирования фонда, в том числе до истечения срока, установленного в части 5 статьи 173 ЖК РФ срока) для включения специального счета заявителя в реестр специальных счетов.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, как не вправе и оценивать доказательства, не исследованные судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов основанными на неполно исследованных доказательствах, без учета всех конкретных обстоятельств настоящего спора, а также сделанными без учета правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П. При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов являются недостаточно обоснованными.
В этой связи судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, дать верную оценку доказательствам (в том числе, решению общего собрания от 28.09.2014); проверить наличие у ТСЖ "Чернышевского-10" на дату соответствующего обращения в жилищную инспекцию иных оснований для включения специального счета заявителя в реестр специальных счетов с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П. По итогам указанной оценки, сделать вывод о законности (не законности) отказа во включении специального счета заявителя в реестр специальных счетов.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 19.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу N А35-11858/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
А.В.ОРЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)