Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Гучетль А.А. по доверенности N 12.1НЭ-18/16 от 30.12.2016,
от заинтересованного лица: представитель Цуканов-Лубяницкий Г.В. по доверенности N 25 от 29.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.06.2017 по делу N А32-40015/2016,
принятое судьей Лесных А.В.,
по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения антимонопольной службы,
акционерное общество "Независимая энергобытовая компания" (далее - заявитель, общество, АО "НЭСК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 12.08.2016 по делу N 109/2016.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 заявление удовлетворено.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 и в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что АО "НЭСК" нарушен порядок введения режима ограничения потребления электроэнергии, поскольку надлежащее уведомление исполнителей коммунальной услуги о предстоящем ограничении на 18.03.2016 отсутствовало, что лишило исполнителей довести указанную информацию до конечных потребителей. Так как АО "НЭСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения на территории Краснодарского края, антимонопольный орган вправе был признать его действия незаконными по основаниям, изложенным в ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, энергоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. 70-летия Октября, 1/2, осуществляется на основании договора энергоснабжения от 28.07.2015 N 91211, заключенного между ООО "Регион Строй Консалтинг" и АО "НЭСК". Энергоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. им. 70-летия Октября, 1/3, 1/4, проспект Чекистов, 26/4, 26/5, осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.12.2014 N 91072, заключенного между ООО "УК "Краснодар" и АО "НЭСК".
В связи с неоплатой образовавшейся задолженности в размере 393123,20 рублей, АО "НЭСК" в адрес ООО "Регион Строй Консалтинг" направило уведомление об ограничении режима электропотребления от 18.01.2016 N 5. Согласно уведомлению от 18.01.2016 N 5 дата отключения - 25.02.2016.
В связи с неоплатой образовавшейся задолженности в размере 1016387,49 рублей, АО "НЭСК" в адрес ООО "УК "Краснодар" направило уведомление об ограничении режима электропотребления от 18.01.2016 N 6. Согласно уведомлению от 18.01.2016 N 6 дата отключения - 25.02.2016.
АО "НЭСК" на основании уведомления от 18.01.2016 N 5 в адрес ПАО "Кубаньэнерго" направлены заявки от 05.02.2016 N 284/02з, N 285/02з на введение ограничения режима потребления электрической энергии дома N 1/2 по ул. 70-летия Октября. В свою очередь, ПАО "Кубаньэнерго" письмом от 19.02.2016 N КЭС/113/01/621 перенаправило указанные заявки в адрес ООО "Нефтестройиндустрия-Юг", уведомив об этом АО "НЭСК" письмом от 17.03.2016 N КЭС/113/01/964.
ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" письмом от 03.03.2016 N 15 сообщило о том, что ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" не является исполнителем коммунальных услуг, у юридического лица отсутствуют правовые основания и техническая возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии многоквартирного дома.
АО "НЭСК" на основании уведомления от 18.01.2016 N 6 в адрес ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" направлены заявки от 15.02.2016 N 301/02з, N 302/02з на введение ограничения режима потребления электрической энергии домов N 26/4, 26/5 по пр. Чекистов.
Заявки от 05.02.2016 N 284/02з, N 285/02з (дата отключения - 25.02.2016), от 15.02.2016 N 301/02з, N 302/02з (дата отключения - 25.02.2016) исполнены ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" 18.03.2016, путем введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в указанных многоквартирных домах.
Решением 12.08.2017 по делу N 109/2016 антимонопольный орган признал АО "НЭСК" нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", а именно порядка, установленного п. 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у общества отсутствовала обязанность по соблюдению Постановления Правительства РФ "442 от 04.05.2012, поскольку управляющие компании (исполнители коммунальных услуг) действовали не в защиту своих нарушенных прав, как хозяйствующие субъекты с самостоятельным экономическим интересом, а в защиту прав конечных потребителей, чьи права непосредственно были нарушены. В этой связи, антимонопольный орган не доказал, что обществом были нарушены интересы управляющих компаний. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что полномочия по принятию мер государственного реагирования в данной сфере возложены на Государственную жилищную инспекцию, а не на управление ФАС.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30) разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
АО "НЭСК" в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" осуществляет деятельность на территории Краснодарского края в качестве гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности на территории Краснодарского края в точках, определенных согласно п. 2.2 части 2 Решения РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 N 45/2006-3, в том числе МО г. Краснодар, с долей 100%.
Таким образом, АО "НЭСК" в качестве гарантирующего поставщика занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
Следовательно, на деятельность АО "НЭСК" распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, нормы антимонопольного законодательства правильно применены управлением.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения).
Согласно пункту 7 Основных положений, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Пунктом 48 Основных положений установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - правила N 442), инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Пунктом 2 правил N 442 установлены обстоятельства, при которых может быть введено ограничение (в том числе полное) режима потребления электрической энергии. В частности ограничение режима потребления электрической энергии вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (подпункт "б" пункта 2 правил N 442).
Подпунктом "а" п. 4 Правил N 442 установлено, что ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
Абзацем 3 части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 8 правил N 442, если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то:
- - исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения ограничения (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с даты получения соответствующего письменного уведомления исполнителя уведомить об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан уведомить об этом инициатора введения ограничения);
- - исполнитель (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления, - то исполнитель совместно с субисполнителем) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.
Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (п. 10 постановления N 442).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил N 354.
Подпунктом "б" п. 122 Правил N 354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что АО "НЭСК" является гарантирующим поставщиком на рынке розничной продажи электроэнергии, а ООО "УК "Краснодар", ООО "Регион Строй Консалтинг" - исполнители коммунальной услуги, которые приобретают у гарантирующего поставщика электроэнергию для конечных потребителей - собственников помещений в многоквартирных домах.
Пунктами 15, 17, 18 Правил N 442 установлены порядки введения режима ограничения потребления электрической энергии, с учетом категории потребителей и наличия/отсутствия соответствующих обстоятельств.
В соответствии с п. 15 правил N 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется.
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Принимая решение, антимонопольный орган пришел к верному выводу, что АО "НЭСК" нарушил порядок, установленный п. 15 правил N 442, нарушил срок введения полного ограничения потребления электроэнергии на объектах ООО "УК "Краснодар", ООО "Регион Строй Консалтинг" согласно уведомлениям от 18.01.2016 NN 5,6 (дата отключения 25.02.2016), не направил уведомление об ограничении на 18.03.2016.
Несвоевременные действия АО "НЭСК" привели к нарушению законодательства об электроэнергетике, что повлекло невозможность ООО "УК "Краснодар", ООО "Регион Строй Консалтинг", как исполнителей коммунальных услуг, уведомить конечных потребителей о предстоящем ограничении на иную дату - 18.03.2016 и принять меры по исполнению последними обязательств, связанных с поставкой электрической энергии конечным потребителям.
Таким образом, именно действия АО "НЭСК" привели к ущемлению интересов ООО "Регион Строй Консалтинг", ООО "УК "Краснодар", так как данные хозяйствующие субъекты не смогли надлежащим образом исполнить обязательства по договорам управления для конечных потребителей, которые в свою очередь, не являлись сторонами по договорам энергоснабжения.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
В материалы дела обществом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что у всех жителей многоквартирных домов на дату инициирования процедуры введения полного и (или) частичного ограничения электроэнергии так и на установленную дату прекращения потребления электроэнергии имелась задолженность за поставленную электроэнергию.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Энергоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку ресурса организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
Организация потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для данных потребителей объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающей организации и организацией-потребителем, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи ресурса во избежание нарушения прав добросовестных абонентов.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В развитие данного положения п. 121 Правил N 354 устанавливает, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Подпунктом "б" п. 122 Правил N 354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиком газа.
Таким образом, установление числа и местонахождения добросовестных абонентов, заключение соответствующего соглашения о поставке таким абонентам электроэнергии лежит, в том числе и на обществе на момент инициирования прекращения поставки электроэнергии, в целях недопущения нарушения прав таких абонентов, что сделано не было.
Ограничение поставки электроэнергии управляющим компаниям и как следствие, лишение компаний возможности снабжать добросовестных собственников помещений многоквартирных домов электроэнергией уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность гарантирующего поставщика поставлять электроэнергию на объекты электросетевого хозяйства управляющих компаний даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа, которым действия АО "НЭСК" признаны нарушившими запрет, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 по делу N А32-40015/2016 отменить, в удовлетворении заявления - отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2017 N 15АП-12243/2017 ПО ДЕЛУ N А32-40015/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2017 г. N 15АП-12243/2017
Дело N А32-40015/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Гучетль А.А. по доверенности N 12.1НЭ-18/16 от 30.12.2016,
от заинтересованного лица: представитель Цуканов-Лубяницкий Г.В. по доверенности N 25 от 29.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.06.2017 по делу N А32-40015/2016,
принятое судьей Лесных А.В.,
по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения антимонопольной службы,
установил:
акционерное общество "Независимая энергобытовая компания" (далее - заявитель, общество, АО "НЭСК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 12.08.2016 по делу N 109/2016.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 заявление удовлетворено.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 и в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что АО "НЭСК" нарушен порядок введения режима ограничения потребления электроэнергии, поскольку надлежащее уведомление исполнителей коммунальной услуги о предстоящем ограничении на 18.03.2016 отсутствовало, что лишило исполнителей довести указанную информацию до конечных потребителей. Так как АО "НЭСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения на территории Краснодарского края, антимонопольный орган вправе был признать его действия незаконными по основаниям, изложенным в ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, энергоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. 70-летия Октября, 1/2, осуществляется на основании договора энергоснабжения от 28.07.2015 N 91211, заключенного между ООО "Регион Строй Консалтинг" и АО "НЭСК". Энергоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. им. 70-летия Октября, 1/3, 1/4, проспект Чекистов, 26/4, 26/5, осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.12.2014 N 91072, заключенного между ООО "УК "Краснодар" и АО "НЭСК".
В связи с неоплатой образовавшейся задолженности в размере 393123,20 рублей, АО "НЭСК" в адрес ООО "Регион Строй Консалтинг" направило уведомление об ограничении режима электропотребления от 18.01.2016 N 5. Согласно уведомлению от 18.01.2016 N 5 дата отключения - 25.02.2016.
В связи с неоплатой образовавшейся задолженности в размере 1016387,49 рублей, АО "НЭСК" в адрес ООО "УК "Краснодар" направило уведомление об ограничении режима электропотребления от 18.01.2016 N 6. Согласно уведомлению от 18.01.2016 N 6 дата отключения - 25.02.2016.
АО "НЭСК" на основании уведомления от 18.01.2016 N 5 в адрес ПАО "Кубаньэнерго" направлены заявки от 05.02.2016 N 284/02з, N 285/02з на введение ограничения режима потребления электрической энергии дома N 1/2 по ул. 70-летия Октября. В свою очередь, ПАО "Кубаньэнерго" письмом от 19.02.2016 N КЭС/113/01/621 перенаправило указанные заявки в адрес ООО "Нефтестройиндустрия-Юг", уведомив об этом АО "НЭСК" письмом от 17.03.2016 N КЭС/113/01/964.
ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" письмом от 03.03.2016 N 15 сообщило о том, что ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" не является исполнителем коммунальных услуг, у юридического лица отсутствуют правовые основания и техническая возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии многоквартирного дома.
АО "НЭСК" на основании уведомления от 18.01.2016 N 6 в адрес ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" направлены заявки от 15.02.2016 N 301/02з, N 302/02з на введение ограничения режима потребления электрической энергии домов N 26/4, 26/5 по пр. Чекистов.
Заявки от 05.02.2016 N 284/02з, N 285/02з (дата отключения - 25.02.2016), от 15.02.2016 N 301/02з, N 302/02з (дата отключения - 25.02.2016) исполнены ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" 18.03.2016, путем введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в указанных многоквартирных домах.
Решением 12.08.2017 по делу N 109/2016 антимонопольный орган признал АО "НЭСК" нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", а именно порядка, установленного п. 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у общества отсутствовала обязанность по соблюдению Постановления Правительства РФ "442 от 04.05.2012, поскольку управляющие компании (исполнители коммунальных услуг) действовали не в защиту своих нарушенных прав, как хозяйствующие субъекты с самостоятельным экономическим интересом, а в защиту прав конечных потребителей, чьи права непосредственно были нарушены. В этой связи, антимонопольный орган не доказал, что обществом были нарушены интересы управляющих компаний. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что полномочия по принятию мер государственного реагирования в данной сфере возложены на Государственную жилищную инспекцию, а не на управление ФАС.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30) разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
АО "НЭСК" в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" осуществляет деятельность на территории Краснодарского края в качестве гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности на территории Краснодарского края в точках, определенных согласно п. 2.2 части 2 Решения РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 N 45/2006-3, в том числе МО г. Краснодар, с долей 100%.
Таким образом, АО "НЭСК" в качестве гарантирующего поставщика занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
Следовательно, на деятельность АО "НЭСК" распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, нормы антимонопольного законодательства правильно применены управлением.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения).
Согласно пункту 7 Основных положений, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Пунктом 48 Основных положений установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - правила N 442), инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Пунктом 2 правил N 442 установлены обстоятельства, при которых может быть введено ограничение (в том числе полное) режима потребления электрической энергии. В частности ограничение режима потребления электрической энергии вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (подпункт "б" пункта 2 правил N 442).
Подпунктом "а" п. 4 Правил N 442 установлено, что ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
Абзацем 3 части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 8 правил N 442, если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то:
- - исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения ограничения (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с даты получения соответствующего письменного уведомления исполнителя уведомить об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан уведомить об этом инициатора введения ограничения);
- - исполнитель (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления, - то исполнитель совместно с субисполнителем) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.
Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (п. 10 постановления N 442).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил N 354.
Подпунктом "б" п. 122 Правил N 354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что АО "НЭСК" является гарантирующим поставщиком на рынке розничной продажи электроэнергии, а ООО "УК "Краснодар", ООО "Регион Строй Консалтинг" - исполнители коммунальной услуги, которые приобретают у гарантирующего поставщика электроэнергию для конечных потребителей - собственников помещений в многоквартирных домах.
Пунктами 15, 17, 18 Правил N 442 установлены порядки введения режима ограничения потребления электрической энергии, с учетом категории потребителей и наличия/отсутствия соответствующих обстоятельств.
В соответствии с п. 15 правил N 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется.
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Принимая решение, антимонопольный орган пришел к верному выводу, что АО "НЭСК" нарушил порядок, установленный п. 15 правил N 442, нарушил срок введения полного ограничения потребления электроэнергии на объектах ООО "УК "Краснодар", ООО "Регион Строй Консалтинг" согласно уведомлениям от 18.01.2016 NN 5,6 (дата отключения 25.02.2016), не направил уведомление об ограничении на 18.03.2016.
Несвоевременные действия АО "НЭСК" привели к нарушению законодательства об электроэнергетике, что повлекло невозможность ООО "УК "Краснодар", ООО "Регион Строй Консалтинг", как исполнителей коммунальных услуг, уведомить конечных потребителей о предстоящем ограничении на иную дату - 18.03.2016 и принять меры по исполнению последними обязательств, связанных с поставкой электрической энергии конечным потребителям.
Таким образом, именно действия АО "НЭСК" привели к ущемлению интересов ООО "Регион Строй Консалтинг", ООО "УК "Краснодар", так как данные хозяйствующие субъекты не смогли надлежащим образом исполнить обязательства по договорам управления для конечных потребителей, которые в свою очередь, не являлись сторонами по договорам энергоснабжения.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
В материалы дела обществом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что у всех жителей многоквартирных домов на дату инициирования процедуры введения полного и (или) частичного ограничения электроэнергии так и на установленную дату прекращения потребления электроэнергии имелась задолженность за поставленную электроэнергию.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Энергоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку ресурса организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
Организация потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для данных потребителей объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающей организации и организацией-потребителем, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи ресурса во избежание нарушения прав добросовестных абонентов.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В развитие данного положения п. 121 Правил N 354 устанавливает, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Подпунктом "б" п. 122 Правил N 354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиком газа.
Таким образом, установление числа и местонахождения добросовестных абонентов, заключение соответствующего соглашения о поставке таким абонентам электроэнергии лежит, в том числе и на обществе на момент инициирования прекращения поставки электроэнергии, в целях недопущения нарушения прав таких абонентов, что сделано не было.
Ограничение поставки электроэнергии управляющим компаниям и как следствие, лишение компаний возможности снабжать добросовестных собственников помещений многоквартирных домов электроэнергией уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность гарантирующего поставщика поставлять электроэнергию на объекты электросетевого хозяйства управляющих компаний даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа, которым действия АО "НЭСК" признаны нарушившими запрет, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 по делу N А32-40015/2016 отменить, в удовлетворении заявления - отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)