Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко" (ИНН 6679018175, ОГРН1126679021040) - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2017 года
по делу N А60-23238/2017,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко" (далее заявитель, ООО "УК "Эко", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным предписания от 12.04.2017 года N 29-09-08-195.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2017 года (резолютивная часть объявлена 12 июля 2017 года) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Эко" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит решение отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочности выводов суда о законности и обоснованности оспариваемого предписания, неправильному применению судом норм материального права.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области представил отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит жалобу отклонить, решение оставить в силе.
Заявитель и заинтересованное лицо представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
По делу объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 23 октября 2017 года, судебное разбирательство по делу продолжено в том же составе суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой документарной проверки ООО "УК "Эко", проведенной на основании приказа от 10.03.2017 N 29-09-06-195 в период с 27.03.2017 по 12.04.2017, оформленным актом от 12.04.2017 N 29-09-07-195, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выдано предписание от 12.04.2017 N 29-09-08-195, в котором обществу предписано в срок до 09.06.2017 провести перерасчет платы собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 231 по ул. Чкалова в г. Екатеринбурге за излишне начисленную плату за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД с января 2017 года и в дальнейшем производить начисления платы исходя из фактического объема потребления электроэнергии, при этом не превышая утвержденный нормативный объем на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016.
Основанием для вынесения предписания послужили выводы органа надзора о начислении управляющей компанией излишней суммы платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, в платежном документе за январь 2017 года собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 231 по ул. Чкалова в г. Екатеринбурге в связи с некорректно рассчитанным нормативом потребления услуги электроснабжения на общедомовые нужды.
Усматривая несоответствие требованиям законодательства данного предписания и нарушение его вынесением прав и законных интересов общества, ООО "УК "Эко" обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плата за коммунальные услуги.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
Таким образом, в переходный период с 01 января 2017 года при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
С учетом вышеприведенных норм права суд первой инстанции пришел к верному выводу, что до утверждения Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества МКД (до 01.06.2017) первоначальный размер платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, на вышеобозначенные цели рассчитывается исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса), при этом не превышая нормативный объем, используя утвержденные нормативы на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016.
Как следует из пункта 5.1 акта проверки, ООО "УК ЭКО" предоставлен расчет норматива потребления коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды согласно Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК, между тем рассчитанный нормативный объем произведен исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включая площади подвала и чердака (8066,9 кв. м).
Данные обстоятельства послужили основанием для выводов органом надзора о нарушении обществом требований ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ (определение размера расходов граждан по электроэнергии на ОДН), Постановления РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды...", п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Оспариваемым ненормативным правовым актом обществу предписано провести перерасчет платы собственникам помещений спорного многоквартирного дома и в дальнейшем производить начисления исходя из фактического объема потребления, не превышая при этом утвержденный нормативный объем на общедомовое потребление.
Предлагаемые мероприятия по устранению нарушений суд апелляционной инстанции рассматривает в совокупности, вытекающие из установленных органом надзора обстоятельств выявленного нарушения.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал расчет норматива потребления коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды заявителя ошибочным, принимая во внимание примечание к Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК (в редакции от 13.07.2016, действующей на момент проверки и вынесения предписания), согласно которому при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах учтены площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, а именно: площади лестничных клеток (лестниц), коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в данном многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Между тем судом первой инстанции, поддержавшим выводы органа надзора, не учтены положения жилищного законодательства, в частности пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), пункта 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержащего аналогичные нормы.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее Постановление N 306).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определялся по формуле 10, которая содержалась в приложении N 1 к Правилам N 306 (пункт 9 приложения 1).
Одним из показателей формулы 10 является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса.
В письме от 11 апреля 2017 г. N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения N 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
- При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство в данном письме, кроме того, указало, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
В рассматриваемой же спорной ситуации орган жилищного надзора усматривает нарушение управляющей организации во включении в расчет платы за услугу электроснабжения, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, площади подвала и чердака, входящих в состав общего имущества МКД.
При этом анализ норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденный Постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК, органом надзора не произведен, напротив, предложено его применение с учетом примечания, не предусматривающего включение площадей чердака и подвалов при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, что противоречит вышеуказанным требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит оспариваемое предписание несоответствующим Жилищному кодексу РФ, поскольку возлагает на общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, и соответственно нарушающим права общества в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Поскольку предусмотренная ст. 198, 200 АПК РФ совокупность условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта установлена, данный акт подлежит признанию недействительным.
По мнению суда апелляционной инстанции, спор подлежал разрешению с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 18.02.2016 N 64-АПГ15-6, от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6, от 07.09.2017 N 83-АПГ17-11.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ. Излишне уплаченная госпошлина в силу ст. 104 АПК РФ подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражный суд Свердловской области от 19 июля 2017 года по делу N А60-23238/2017 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 12.04.2017 N 29-09-08-195 как несоответствующее требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко".
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в возмещение расходов по уплате госпошлины 3000 (три тысячи) рублей при подаче заявления и 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей при подаче апелляционной жалобы, всего 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко" (ИНН 6679018175, ОГРН1126679021040) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 3129 от 15.08.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2017 N 17АП-13383/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-23238/2017
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. N 17АП-13383/2017-АК
Дело N А60-23238/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко" (ИНН 6679018175, ОГРН1126679021040) - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2017 года
по делу N А60-23238/2017,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко" (далее заявитель, ООО "УК "Эко", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным предписания от 12.04.2017 года N 29-09-08-195.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2017 года (резолютивная часть объявлена 12 июля 2017 года) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Эко" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит решение отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочности выводов суда о законности и обоснованности оспариваемого предписания, неправильному применению судом норм материального права.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области представил отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит жалобу отклонить, решение оставить в силе.
Заявитель и заинтересованное лицо представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
По делу объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 23 октября 2017 года, судебное разбирательство по делу продолжено в том же составе суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой документарной проверки ООО "УК "Эко", проведенной на основании приказа от 10.03.2017 N 29-09-06-195 в период с 27.03.2017 по 12.04.2017, оформленным актом от 12.04.2017 N 29-09-07-195, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выдано предписание от 12.04.2017 N 29-09-08-195, в котором обществу предписано в срок до 09.06.2017 провести перерасчет платы собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 231 по ул. Чкалова в г. Екатеринбурге за излишне начисленную плату за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД с января 2017 года и в дальнейшем производить начисления платы исходя из фактического объема потребления электроэнергии, при этом не превышая утвержденный нормативный объем на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016.
Основанием для вынесения предписания послужили выводы органа надзора о начислении управляющей компанией излишней суммы платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, в платежном документе за январь 2017 года собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 231 по ул. Чкалова в г. Екатеринбурге в связи с некорректно рассчитанным нормативом потребления услуги электроснабжения на общедомовые нужды.
Усматривая несоответствие требованиям законодательства данного предписания и нарушение его вынесением прав и законных интересов общества, ООО "УК "Эко" обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плата за коммунальные услуги.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
Таким образом, в переходный период с 01 января 2017 года при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
С учетом вышеприведенных норм права суд первой инстанции пришел к верному выводу, что до утверждения Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества МКД (до 01.06.2017) первоначальный размер платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, на вышеобозначенные цели рассчитывается исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса), при этом не превышая нормативный объем, используя утвержденные нормативы на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016.
Как следует из пункта 5.1 акта проверки, ООО "УК ЭКО" предоставлен расчет норматива потребления коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды согласно Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК, между тем рассчитанный нормативный объем произведен исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включая площади подвала и чердака (8066,9 кв. м).
Данные обстоятельства послужили основанием для выводов органом надзора о нарушении обществом требований ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ (определение размера расходов граждан по электроэнергии на ОДН), Постановления РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды...", п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Оспариваемым ненормативным правовым актом обществу предписано провести перерасчет платы собственникам помещений спорного многоквартирного дома и в дальнейшем производить начисления исходя из фактического объема потребления, не превышая при этом утвержденный нормативный объем на общедомовое потребление.
Предлагаемые мероприятия по устранению нарушений суд апелляционной инстанции рассматривает в совокупности, вытекающие из установленных органом надзора обстоятельств выявленного нарушения.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал расчет норматива потребления коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды заявителя ошибочным, принимая во внимание примечание к Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК (в редакции от 13.07.2016, действующей на момент проверки и вынесения предписания), согласно которому при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах учтены площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, а именно: площади лестничных клеток (лестниц), коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в данном многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Между тем судом первой инстанции, поддержавшим выводы органа надзора, не учтены положения жилищного законодательства, в частности пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), пункта 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержащего аналогичные нормы.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее Постановление N 306).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определялся по формуле 10, которая содержалась в приложении N 1 к Правилам N 306 (пункт 9 приложения 1).
Одним из показателей формулы 10 является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса.
В письме от 11 апреля 2017 г. N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения N 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
- При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство в данном письме, кроме того, указало, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
В рассматриваемой же спорной ситуации орган жилищного надзора усматривает нарушение управляющей организации во включении в расчет платы за услугу электроснабжения, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, площади подвала и чердака, входящих в состав общего имущества МКД.
При этом анализ норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденный Постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК, органом надзора не произведен, напротив, предложено его применение с учетом примечания, не предусматривающего включение площадей чердака и подвалов при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, что противоречит вышеуказанным требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит оспариваемое предписание несоответствующим Жилищному кодексу РФ, поскольку возлагает на общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, и соответственно нарушающим права общества в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Поскольку предусмотренная ст. 198, 200 АПК РФ совокупность условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта установлена, данный акт подлежит признанию недействительным.
По мнению суда апелляционной инстанции, спор подлежал разрешению с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 18.02.2016 N 64-АПГ15-6, от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6, от 07.09.2017 N 83-АПГ17-11.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ. Излишне уплаченная госпошлина в силу ст. 104 АПК РФ подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражный суд Свердловской области от 19 июля 2017 года по делу N А60-23238/2017 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 12.04.2017 N 29-09-08-195 как несоответствующее требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко".
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в возмещение расходов по уплате госпошлины 3000 (три тысячи) рублей при подаче заявления и 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей при подаче апелляционной жалобы, всего 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко" (ИНН 6679018175, ОГРН1126679021040) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 3129 от 15.08.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Л.Х.РИБ
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Л.Х.РИБ
Е.М.ТРЕФИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)