Судебные решения, арбитраж
Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
- от истца (заявителя): Лямичев Е.Н. - доверенность от 09.01.2017;
- от ответчика (должника): Борисова Ю.А. - доверенность от 19.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16939/2017) ЖСК "Парнас" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2017 по делу N А56-39331/2016 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ЖСК "Парнас"
к Комитету по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления
Жилищно-строительный кооператив "Парнас" (ОГРН 1147847077564, адрес: 191014, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Парадная, д. 3, к. 2, лит. А, пом. 81Н; далее - ЖСК "Парнас", Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 19.05.2016 N 4 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.06.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Кооператив направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Кооператива доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, в ноябре 2015 года в Комитет поступили обращения граждан, в соответствии с которыми они просили провести проверку в связи с многочисленными нарушениями прав пайщиков, заключивших с заявителем договоры паевого взноса, порядка привлечения Кооперативом денежных средств граждан с целью финансирования строительства многоквартирного жилого комплекса со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Торфяное, Ольгинская дорога, участок 12 (северо-восточнее дома 4, литера А по Заречной улице) (далее - Объект).
По результатам рассмотрения обращений граждан в соответствии с приказом Комитета от 26.02.2016 N 36 "О проведении внеплановой проверки жилищно-строительного кооператива "Парнас" была проведена в период с 25.03.2016 по 21.04.2016 внеплановая выездная проверка, связанная с его деятельностью по привлечению средств членов кооператива для строительства Объекта.
По результатам проверки был составлен акт от 21.04.2016 N 5/36, в соответствии с которым были установлены нарушения заявителем части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части привлечения заявителем, не являющимся застройщиком Объекта, денежных средств гражданина для строительства Объекта.
06.05.2016 Комитетом составлен протокол N 4 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановлением от 19.05.2016 N 4 Комитет привлек Кооператив к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. в связи с незаконным, в нарушение требований части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) привлечением денежных средств гр. Пашковской Т.Г. в сумме 1 486 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Кооператива состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного Кооперативом правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителей сторон, находит решение суда подлежащим изменению на основании следующего.
Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Законом о долевом участии в строительстве Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
- - на основании договора участия в долевом строительстве;
- - путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- - жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно положениям части 2.1 статьи 1 Закона N 214-ФЗ запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 настоящей статьи.
В части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (часть 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ).
Как полагает податель жалобы, соответствующая обязанность жилищным кооперативам приобретать статус застройщика была установлена Федеральным законом от 13.07.2015 N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в свою очередь вступил в силу лишь 25.07.2015. Ссылаясь на пункт 7 статьи 9 указанного Закона, ЖСК полагает, что законодатель предоставил кооперативам значительный срок - до 25.07.2016 на то, чтобы приобрести статус застройщика, либо прекратить свою деятельность.
Также Кооператив отмечает, что частью 2.1 статьи 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 349-ФЗ) положения частей 2 и 3 статьи 110 ЖК РФ, устанавливающие, что "жилищный кооператив и жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика", применяются к кооперативам только при получении ими разрешения строительство.
Указанную позицию Кооператива апелляционная коллегия признает ошибочной и основанной на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 3 статьи 110 ЖК РФ члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Следует отметить, что требования положений части 3 статьи 110 ЖК РФ распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу Закона N 349-ФЗ (01.12.2011), а следовательно, создаваемые после 01.12.2011 кооперативы обязаны оформить права на земельный участок, на котором осуществляется строительство, а также получить разрешение на строительство как застройщик.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 03.03.2014, и соответственно привлекая денежные средства граждан, Кооператив обязан был руководствоваться положениями Закона N 214-ФЗ.
Из вышеприведенных норм следует, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникновением у них в будущем права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, возможно только при условии соблюдения требований Закона N 214-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что Кооператив, не являясь застройщиком указанного многоквартирного жилого дома, не имея выданного ему разрешения на строительство, а также не обладая какими-либо правами на земельный участок, на котором осуществляется строительство, в нарушение положений Закона N 214-ФЗ, статьи 110 ЖК РФ привлекал денежные средства граждан для его строительства с последующим возникновением у них права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.
Проанализировав и оценив приведенные обстоятельства и представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Кооператива образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Кооперативом установленных Законом N 214-ФЗ требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ЖСК во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом не установлено также существенных нарушений процедуры привлечения ЖСК к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Суд первой инстанции также не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа до 250 000 руб.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении N 4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа в пределах от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Кооперативу назначен административный штраф в сумме 500 000 руб., хотя и в минимальном размере, предусмотренном санкцией, однако, по мнению суда апелляционной инстанции, являющимся чрезмерным и не соответствующим характеру совершенного правонарушения. Снижение размера административного штрафа ниже 250 000 руб. в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не допускается.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 июня 2017 года по делу N А56-39331/2016 изменить.
Изменить постановление Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.02.2016 N 4 в части размера административного наказания, снизив штраф до 250 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2017 N 13АП-16939/2017 ПО ДЕЛУ N А56-39331/2016
Разделы:Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. N 13АП-16939/2017
Дело N А56-39331/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
- от истца (заявителя): Лямичев Е.Н. - доверенность от 09.01.2017;
- от ответчика (должника): Борисова Ю.А. - доверенность от 19.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16939/2017) ЖСК "Парнас" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2017 по делу N А56-39331/2016 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ЖСК "Парнас"
к Комитету по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Парнас" (ОГРН 1147847077564, адрес: 191014, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Парадная, д. 3, к. 2, лит. А, пом. 81Н; далее - ЖСК "Парнас", Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 19.05.2016 N 4 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.06.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Кооператив направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Кооператива доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, в ноябре 2015 года в Комитет поступили обращения граждан, в соответствии с которыми они просили провести проверку в связи с многочисленными нарушениями прав пайщиков, заключивших с заявителем договоры паевого взноса, порядка привлечения Кооперативом денежных средств граждан с целью финансирования строительства многоквартирного жилого комплекса со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Торфяное, Ольгинская дорога, участок 12 (северо-восточнее дома 4, литера А по Заречной улице) (далее - Объект).
По результатам рассмотрения обращений граждан в соответствии с приказом Комитета от 26.02.2016 N 36 "О проведении внеплановой проверки жилищно-строительного кооператива "Парнас" была проведена в период с 25.03.2016 по 21.04.2016 внеплановая выездная проверка, связанная с его деятельностью по привлечению средств членов кооператива для строительства Объекта.
По результатам проверки был составлен акт от 21.04.2016 N 5/36, в соответствии с которым были установлены нарушения заявителем части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части привлечения заявителем, не являющимся застройщиком Объекта, денежных средств гражданина для строительства Объекта.
06.05.2016 Комитетом составлен протокол N 4 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановлением от 19.05.2016 N 4 Комитет привлек Кооператив к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. в связи с незаконным, в нарушение требований части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) привлечением денежных средств гр. Пашковской Т.Г. в сумме 1 486 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Кооператива состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного Кооперативом правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителей сторон, находит решение суда подлежащим изменению на основании следующего.
Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Законом о долевом участии в строительстве Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
- - на основании договора участия в долевом строительстве;
- - путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- - жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно положениям части 2.1 статьи 1 Закона N 214-ФЗ запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 настоящей статьи.
В части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (часть 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ).
Как полагает податель жалобы, соответствующая обязанность жилищным кооперативам приобретать статус застройщика была установлена Федеральным законом от 13.07.2015 N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в свою очередь вступил в силу лишь 25.07.2015. Ссылаясь на пункт 7 статьи 9 указанного Закона, ЖСК полагает, что законодатель предоставил кооперативам значительный срок - до 25.07.2016 на то, чтобы приобрести статус застройщика, либо прекратить свою деятельность.
Также Кооператив отмечает, что частью 2.1 статьи 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 349-ФЗ) положения частей 2 и 3 статьи 110 ЖК РФ, устанавливающие, что "жилищный кооператив и жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика", применяются к кооперативам только при получении ими разрешения строительство.
Указанную позицию Кооператива апелляционная коллегия признает ошибочной и основанной на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 3 статьи 110 ЖК РФ члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Следует отметить, что требования положений части 3 статьи 110 ЖК РФ распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу Закона N 349-ФЗ (01.12.2011), а следовательно, создаваемые после 01.12.2011 кооперативы обязаны оформить права на земельный участок, на котором осуществляется строительство, а также получить разрешение на строительство как застройщик.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 03.03.2014, и соответственно привлекая денежные средства граждан, Кооператив обязан был руководствоваться положениями Закона N 214-ФЗ.
Из вышеприведенных норм следует, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникновением у них в будущем права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, возможно только при условии соблюдения требований Закона N 214-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что Кооператив, не являясь застройщиком указанного многоквартирного жилого дома, не имея выданного ему разрешения на строительство, а также не обладая какими-либо правами на земельный участок, на котором осуществляется строительство, в нарушение положений Закона N 214-ФЗ, статьи 110 ЖК РФ привлекал денежные средства граждан для его строительства с последующим возникновением у них права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.
Проанализировав и оценив приведенные обстоятельства и представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Кооператива образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Кооперативом установленных Законом N 214-ФЗ требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ЖСК во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом не установлено также существенных нарушений процедуры привлечения ЖСК к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Суд первой инстанции также не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа до 250 000 руб.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении N 4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа в пределах от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Кооперативу назначен административный штраф в сумме 500 000 руб., хотя и в минимальном размере, предусмотренном санкцией, однако, по мнению суда апелляционной инстанции, являющимся чрезмерным и не соответствующим характеру совершенного правонарушения. Снижение размера административного штрафа ниже 250 000 руб. в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не допускается.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 июня 2017 года по делу N А56-39331/2016 изменить.
Изменить постановление Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.02.2016 N 4 в части размера административного наказания, снизив штраф до 250 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Е.А.СОМОВА
А.Б.СЕМЕНОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)