Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.05.2017 ПО ДЕЛУ N А60-11614/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2017 г. по делу N А60-11614/2017


Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 11 мая 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем П.О. Миловановой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-11614/2017 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" (ИНН 6670132726, ОГРН 1069670132036)
к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6608003430, ОГРН 1026605246876)
о признании недействительным предписания от 24.01.2017 N 19.10-10/17/4-ПР в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.А. Дудырева, представитель по доверенности от 09.01.2017 N 2,
от заинтересованного лица: М.С. Зотов, представитель по доверенности от 10.04.2017 N 2/05/05-49, Н.В. Морозова, представитель по доверенности от 30.12.2016 N 36/05/05-49.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на отзыв. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
Других ходатайств и заявлений не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" (далее - заявитель, ООО УЖК "Радомир-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 24.01.2017 N 19.10-10/17/4-ПР в части п. 3, содержащего требования обеспечить исправное состояние, работоспособность грузопассажирского лифта.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга в связи с обращением жителя многоквартирного дома N 39 по ул. Новгородцевой в г. Екатеринбурге от 29.12.2016 вх. N 25726/0131/64/3 на основании распоряжения от 09.01.2017 N 19.10-10/17/04 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УЖК "Радомир-Инвест" по указанному адресу.
В ходе проверки специалистом Управления установлен факт неисправности грузопассажирского лифта в связи с износом редуктора главного привода, чем нарушены требования п. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, и п. 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 24.01.2017 N 19.10-10/17/4-П.
Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга в отношении ООО УЖК "Радомир-Инвест" выдано предписание от 24.01.2017 N 19.10-10/17/4-ПР, согласно пункту 3 которого заявителю предписано в срок до 31.03.2017 обеспечить исправное состояние, работоспособность грузопассажирского лифта.
Полагая, что данное предписание в оспариваемой части является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого Решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 N 8/1, организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования "город Екатеринбург" осуществляет Администрация города Екатеринбурга.
Пунктом 2 Постановления Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2013 N 3575 "Об утверждении Административного регламента исполнения функции по муниципальному жилищному контролю" в качестве органа, уполномоченного на и организацию и исполнение функции по муниципальному жилищному контролю, определено Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок (ч. 3 ст. 20 ЖК РФ).
Статьей 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества МО "город Екатеринбург" от 23.03.2017 N 73645-в по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 39, в реестр муниципального имущества МО "город Екатеринбург" включены следующие жилые помещения: NN 12, 46, 57, 59, 77, 99, 123.
Учитывая положения п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, определяющего муниципальный жилищный фонд как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, закрепляющей право общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, предметом проверок Управления является соблюдение обязательных требований, установленных в отношении муниципальных жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, долей в праве на которое обладает МО "город Екатеринбург".
Таким образом, у Управления имелись законные основания для проведения проверки соблюдения ООО УЖК "Радомир-Инвест" обязательных требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 39, оспариваемое предписание вынесено Управлением в пределах своей компетенции.
Управление жилым многоквартирным домом N 39 по ул. Новгородцевой в г. Екатеринбурге осуществляет ООО УЖК "Радомир-Инвест".
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Соответственно, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ ООО УЖК "Радомир-Инвест" является лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 39 по ул. Новгородцевой в г. Екатеринбурге.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подп. "а" п. 2, п. 7 Правил N 491, лифты и лифтовые шахты включены в состав общего имущества.
Согласно п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11.1 Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, определен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, к которым относятся:
- - организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
- - обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
- - обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
- - обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
С учетом положений ст. ст. 3, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" работа лифтов, как элементов системы инженерно-технического обеспечения, должна быть безопасной и требует постоянного технического обслуживания, осмотров и проверок.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Согласно п. 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Пунктом 5.10.2 Правил N 170 установлено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" (далее - ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов").
Данный Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (пункт 2 статьи 1).
ООО УЖК "Радомир-Инвест" представлен акт от 19.09.2016 технического состояния лифта, установленного по адресу: ул. Новгородцевой, 39, согласно которому установлен износ редуктора главного привода более нормы (люфт), требуется замена редуктора главного привода.
В ходе проведенной проверки Управлением установлено, что грузопассажирский лифт в вышеуказанном доме находится в неисправном состоянии в связи с износом редуктора главного привода и отключен.
Данное обстоятельство свидетельствует о невыполнении заявителем требований п. 5.10.2 Правил N 170. При таких обстоятельствах Управление имело законные основания для возложения на заявителя обязанности по восстановлению работы лифта.
Таким образом, выданное ООО УЖК "Радомир-Инвест" предписание в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству и не нарушает законных прав и интересов заявителя. В предписании определены конкретные мероприятия по устранению нарушений с учетом норм законодательства, а именно: обеспечить исправное состояние, работоспособность грузопассажирского лифта.
Довод заявителя о том, что для восстановления работы лифта необходимо проведение капитальных работ, источник финансирования которых должны определить собственники помещений в доме, судом отклоняется, поскольку обязанность собственников помещений многоквартирного дома финансировать ремонт общего имущества данного дома, не освобождает управляющую компанию от обязанности содержать указанное имущество в надлежащем (исправном) состоянии и организовывать мероприятия по его ремонту.
В любом случае ООО УЖК "Радомир-Инвест" обязано принять все необходимые меры по обеспечению ремонта лифта и восстановлению его работы, в связи с чем возложение на него Управлением такой обязанности не противоречит закону. Доказательств неисполнимости данной обязанности в силу объективно существующих, не зависящих от него обстоятельств общество не представило.
На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" (ИНН 6670132726, ОГРН 1069670132036) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.В.БУШУЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)