Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.05.2017 N 18АП-3238/2017 ПО ДЕЛУ N А07-23821/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 г. N 18АП-3238/2017

Дело N А07-23821/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2016 по делу N А07-23821/2015 (судья Давлеткулова Г.А.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Федорова Л.С. (паспорт, доверенность от 31.12.2016);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Латыпова А.М. (паспорт, доверенность от 09.01.2017).

Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, ООО "БашРТС, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - ответчик, комитет) о признании предписания от 25.08.2015 N ЦО-15-256-139 недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района"), муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП ЕРКЦ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2016
(резолютивная часть решения объявлена 22.12.2016) заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласился комитет, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что суд пришел к ошибочному выводу, что договором горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 460999/РТС и дополнительным соглашением к нему, стороны согласовали порядок начисления платы за оказываемую коммунальную услугу: горячее водоснабжение, потребляемое в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно протоколу N 20 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18.08.2014, собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение вносить ежемесячную плату (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Однако, проведенной проверкой установлено, что ООО "БашРТС" в периоде с марта 2015 г. по июнь 2015 г. начислено и предъявлено к оплате плата за коммунальную услугу горячее водоснабжение на общедомовые нужды, в нарушение требований части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения общего собрания собственников помещений.
Податель жалобы также указывает, что предъявление ООО "БашРТС" платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения на индивидуальное потребление необоснованно, поскольку установлено, что сбор платы за указанную услугу производится МУП "Уфаводоканал".
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, в полном объеме.
Представитель ООО "БашРТС" считает, что основания для отмены решения суда отсутствуют. Решение суда является законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения от 28.07.2015 N 6731 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "БашРТС" по обращению жителей дома N 187 по ул. Кольцевая в г. Уфе Республики Башкортостан.
В ходе проверки установлено, что жилой дом N 187 по ул. Кольцевая в г. Уфа оборудован индивидуальным тепловым пунктом на нужды горячего водоснабжения. ООО "БашРТС" в расчетных периодах с марта 2015 г. по июнь 2015 г. начисляло и предъявляло потребителям дома 187 по ул. Кольцевая г. Уфы к оплате размер платы за коммунальную услугу "ХВС на нужды ГВС" на индивидуальное потребление. Кроме того, предъявление в платежных документах потребителям дома 187 по ул. Кольцевая г. Уфы к оплате размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение на общедомовые нужды произведено в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт от 25.08.2015 N ЦО-15-6731-256 и выдано предписание от 25.08.2015 N ЦО-15-256-136 по устранению выявленных нарушений.
В качестве меры по устранению выявленного нарушения заявителю было предписано в срок до 12.10.2015 устранить выявленные нарушения и произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме начисленную и предъявленную в платежных документах потребителям дома 187 по ул. Кольцевая г. Уфы за услугу "горячее водоснабжение" предоставленную на индивидуальное потребление за расчетные периоды с марта 2015 года по июнь 2015 года и представить документы подтверждающие исполнение предписания в Комитет в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов. Исключить из платежных документов потребителей жилого дома N 187 по ул. Кольцевая г. Уфы начисления в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" на общедомовые нужды; произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме начисленную и предъявленную в платежных документах в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации потребителям дома 187 по ул. Кольцевая г. Уфы за услугу "горячее водоснабжение" предоставленную на общедомовые нужды за расчетные периоды с марта 2015 года по июнь 2015 года и представить документы подтверждающие исполнение предписания в Комитет в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.
Не согласившись с данным предписанием от 25.08.2015 N ЦО-15-256-136, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом анализа условий договора теплоснабжения от 01.10.2013 N 460999/РТС и дополнительного соглашения к нему, договора горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 460999/ГВС и дополнительного соглашения к нему, подписанных между ООО "БашРТС" и ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района", стороны согласовали порядок начисления платы за оказываемые коммунальные услуги: горячее водоснабжение и отопление, потребляемое в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, осуществляется лицензионный контроль, порядок организации и проведения которого установлен ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В пункте 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, определено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Кольцевая, д. 187.
В части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Из содержания указанной нормы следует, что собственники помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющей компании, могут вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, при условии, что решение об этом принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В пунктах 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, указано, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В рассматриваемом случае, согласно протоколу N 20 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Кольцевая, д. 187 собственники приняли решение:
с 01.10.2014 вносить ежемесячную плату (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме):
- - за тепловую энергию и горячее водоснабжение непосредственно в ООО "БашРТС", МУП "УИС", с 01.10.2014 по платежным документам, выставляемым указанной РСО в период до 10 числа месяца, следующего за расчетным;
- - за холодное водоснабжение и водоотведение непосредственно в МУП "Уфаводоканал" с 01.10.2014 по платежным документам, выставляемым указанной РСО в период до 10 числа месяца, следующего за расчетным;
- - за электроснабжение непосредственно в ООО "ЭСКБ" с 01.10.2014 по платежным документам, выставляемым указанной РСО в период до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В ходе проверки комитетом выявлено, что платежные документы об оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды жильцам дома выставляет ООО "БашРТС". Оплата коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды жильцам дома производится непосредственно ООО "БашРТС".
При этом собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании не принималось решение о внесении платежей за оказанные услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды непосредственно энергоснабжающей организации.
Исходя из указанных выше норм, плата за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, может производиться собственниками помещений только управляющей компании.
Также, в ходе проверки установлено, что дом N 187 по ул. Кольцевая в г. Уфа оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) на нужды горячего водоснабжения, предназначенную для обеспечения дома горячей водой. Многоквартирный дом к централизованной системе горячего водоснабжения не подключен.
В жилых домах с ИТП подача ХВС на нужды ГВС осуществляется по водопроводному вводу холодной воды в жилой дом. В данном случае ООО "БашРТС" не является ни поставщиком коммунального ресурса, ни исполнителем коммунальных услуг. Поставщиком коммунального ресурса холодное водоснабжение является МУП "Уфаводоканал", которое производит начисления и сбор платы за услугу холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения.
ООО "БашРТС" в расчетном периоде с марта 2015 г. по июнь 2015 г. производит начисление и предъявление в платежных документах потребителям дома N 187 по ул. Кольцевая г. Уфы к оплате размера платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения на индивидуальное потребление.
Подлинники платежных документов ООО "БашРТС" и МУП "Уфаводоканал" обозревались судом апелляционной инстанции в судебном заседании.
В ходе проверки ООО "БашРТС" не представлен договор с МУП "Уфаводоканал" о поставке холодного водоснабжения для производства горячего водоснабжения.
Учитывая, что дом оборудован ИТП на нужды горячего водоснабжения, комитет правомерно пришел к выводу, что действия ООО "БашРТС" по начислению и сбору платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения, используемую на индивидуальное потребление напрямую потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации неправомерны.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что инспекция правомерно выдала заявителю предписание, в котором обязало его устранить выявленные при проверке нарушения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба отдела - удовлетворению.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в суде первой инстанции в размере 3 000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2016 по делу N А07-23821/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" в доход федерального бюджета 4 500 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН

Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)