Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Ивановой Н.А., Яринского С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Н.М.
при участии представителей:
от истца, общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" - Медведевой О.Н., по доверенности N 5Д от 01.01.2017,
от ответчика, муниципального образования Городской округ Первоуральск в лице Администрации - Шишова С.В. по доверенности от 12.01.2017 N 967-10/17, Шолохова М.Р. по доверенности от 09.01.2017 N 967-03/17,
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" - Корзухина Е.И. по доверенности, Белых А.Ю. по доверенности,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области
апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 февраля 2017 года,
принятое судьей Анисимовым Л.А.
по делу N А60-45551/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243)
к муниципальному образованию Городской округ Первоуральск в лице Администрации (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания",
о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения.
Общество с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (далее - истец, ООО "Даниловское", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "СТК") об обязании восстановить (привести в технически исправное состояние) наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный дом (МКД) N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске.
Определением суда от 26.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование городской округ Первоуральск в лице Администрации.
Определением суда от 19.12.2016 по ходатайству истца проведена замена ответчика - ООО "СТК" на муниципальное образование городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СТК".
Судом первой инстанции принято уточнение истцом в порядке ст. 49 АПК РФ исковых требований, согласно которым истец просит обязать городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск восстановить (привести в технически исправное состояние) наружный циркуляционный водопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный дом N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2017 в иске отказано.
Не согласившись названным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 28.02.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СанПиН 2.1.42496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СП 30.133330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
По мнению истца, обоснованность исковых требований подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, из которых следует, что в доме N 21А по ул. Ленина предусмотрена система циркуляции горячей воды, на вводе в доме имеется точка входа наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП N 8, в рамках рассматриваемого дела истец просит обязать ответчика восстановить (привести в технически исправное состояние) данный трубопровод как объект, который ранее существовал.
Третьим лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержана правовая позиция истца по делу; обжалуемый судебный акт третье лицо просит отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика выразили возражения против удовлетворения апелляционной жалобы истца, поддерживают выводы, изложенные судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Представители третьего лица поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 22.09.2009 N 1, 2 находящийся в собственности городского округа Первоуральск комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду ООО "СТК".
На основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 16.07.2012 истец является управляющей организацией в отношении МКД N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске, исполнителем коммунальных услуг, поставляемых для нужд указанного МКД.
Поставщиком коммунальной услуги горячее водоснабжение (ГВС) в отношении указанного МКД является третье лицо - ООО "СТК", исходя из фактически сложившихся взаимоотношений, в отсутствие надлежащим образом оформленного договора ресурсоснабжения.
Расчеты за ГВС производятся истцом с ресурсоснабжающей организацией на основании показаний общедомового прибора учета, при этом, согласно представленной в дело ведомости почасовых параметров теплопотребления за период с 01.04.2016 по 18.07.2016 по МКД N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске, температура воды, поставляемой для нужд ГВС не достигает нормативно установленного нижнего параметра +60°C.
Лицами, участвующими в деле не оспаривается то обстоятельство, что обязанность по поставке горячей воды температурой +60°C до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (до ввода в МКД) ООО "СТК" исполняется ненадлежащим образом.
Для установления причин подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры общество "Даниловское" совместно со специализированной проектной организацией ООО "Проект-12" и с участием представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск провело обследование технического состояния циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих от центрального теплового пункта N 8 до стены многоквартирного дома N 21А по ул. Ленина, а также внутридомовой системы горячего водоснабжения.
По результатам данного обследования, актом N 80 от 10.05.2016 установлены следующие обстоятельства:
1) жилой дом не оборудован локальными бойлерами и иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды;
2) количество проживающего населения в жилом доме - 113 человек;
3) ввод трубопроводов отопления (подающего и обратного) расположен в подвале N 2, горячего водоснабжения и циркуляции горячей воды во внутридомовые сети - в подвале N 3;
4) трубопроводы отопления (подающий и обратный) и трубопровод горячего водоснабжения функционируют;
5) внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения отсутствует, однако в местах прокладки магистральных трубопроводов санитарно-технических сетей по подвалу наблюдается предусмотренное для его прокладки место;
6) наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе отсутствует, однако в месте его ввода наблюдается предусмотренное для прокладки место;
7) техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода ГВС присутствует.
По результатам обследования ООО "Проект-12" составлено техническое заключение Т316.Д-80, в том числе, на основании технического паспорта БТИ, частей "Водоснабжение" типовой строительно-исполнительской документации на соответствующую строительную серию жилых домов типового проекта и требований нормативно-строительной документации (СанПиН 2.1.42496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СП 30.133330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий").
В заключении N Т316.Д-80 приведены следующие выводы:
- ввиду того, что в доме N 21А по ул. Ленина предусмотрена централизованная подача горячей воды и наличие циркуляционного трубопровода для нее, данный дом не оборудован локальным бойлером, иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды имеется прямая причинно-следственная связь между неисправностью наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения и температурой горячей воды в точках водоразбора менее +60 град. Цельсия;
- причинно-следственная связь обусловлена характером водоразбора, который в дневное время является непостоянным, а в ночное время практически прекращается;
- без восстановления наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора не менее +60°C и не более +75°C невозможно;
- техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения существует и подтверждается типовой строительно-технической документации на соответствующую серию типовых жилых домов.
По мнению истца, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в указанный многоквартирный дом.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения управляющей компании в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств существования такого объекта, как наружный циркуляционный трубопровод от ЦТП N 8 до ввода в МКД N 21А по ул. Ленина, что исключает возможность восстановления, предполагающего физическое наличие объекта; такое понятие как восстановление линейного объекта (инженерных сетей) Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не предусмотрено. Получение качественной услуги вызывает необходимость принятия не отдельных (фрагментарных) мер, а всего комплекса мероприятий, связанных с доведением ее до потребителя. В противном случае, правовая цель инициируемых истцом требований не будет достигнута. В этой связи суд признал обоснованными доводы ответчика и третьего лица о возможном нарушении принципа исполнимости судебного акта в случае удовлетворения исковых требований в заявленном виде.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения исковых требований, в связи со следующим.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве способов защиты гражданских прав называет присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Принимая во внимание то, что поставка ГВС истцу осуществляется в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, находящемся в управлении истца, к регулированию спорных правоотношений подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из содержания п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, в обязанности истца как управляющей организации входит принятие мер по обеспечению предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг надлежащего качества. Перечень таких мер законодательно не предусмотрен, в связи с чем управляющая организация вправе применять способы защиты прав (ст. 12 ГК РФ) исходя из характера правонарушения.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. (п. 2.4).
В соответствии с требованиями пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60°C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50°C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75°C - для обеих систем.
Из представленных в материалы дела доказательств следует то, что горячая вода, подаваемая от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в МКД N 21А по ул. Ленина на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствует перечисленным выше требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю "температура", что подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды.
Причина подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры установлена в ходе обследования, проведенного комиссией в составе представителя ООО УК "Даниловское", представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, представителя специализированной проектной организации ООО "Проект-12", по результатам которого составлен акт N 80 от 10.05.2016, содержание которого приведено выше.
Из указанного акта и технического заключения, составленного ООО "Проект-12", однозначно следует, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в МКД, наличие которого предусмотрено типовым проектом домов соответствующей серии.
Восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
С учетом того, что акт N 80 от 10.05.2016 составлен с участием лиц, обладающих специальными познаниями и в присутствии представителя муниципального образования, подписавшего акт без замечаний, технические заключения ответчиком не оспорено, ходатайств о проведении экспертизы ответчиком не заявлялось, у суда не имеется оснований для сомнений в достоверности данных письменных доказательств, из содержания которых следует что наружный циркуляционный водопровод изначально был предусмотрен при строительстве спорного МКД, однако по неустановленным причинам на сегодняшний день отсутствует.
ООО "СТК", являясь ресурсоснабжающей организацией, исполняет обязанность по поставке с ЦТП N 8 горячей воды надлежащей температуры - не ниже 60 градусов, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями о параметрах горячей воды с ЦТП.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается то, что снижение температурного режима на границе балансовой принадлежности (внешней стене многоквартирного дома) обусловлено конструктивными особенностями схемы теплоснабжения на данном участке.
Наружный циркуляционный трубопровод в силу конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности является неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП N 8 до конечных потребителей и не имеет самостоятельного значения. Только при наличии системы циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора теплоснабжающей организацией может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры).
Таким образом, для обеспечения собственников помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до ввода в указанный многоквартирный дом.
Доводы ответчика о невозможности восстановить наружный циркуляционный водопровод к рассматриваемым многоквартирным домам противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
То, что наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до стены многоквартирного дома N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске предусмотрен в качестве составной части комплекса внутриквартальных тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск ответчиком документально не опровергнут.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 ГК РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно подпункту 35 пункта 1 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94 (далее - Устав ГО Первоуральска), к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Устава ГО Первоуральск управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется Администрацией городского округа Первоуральск в порядке, установленном Думой. Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой, содержится Администрацией городского округа.
Таким образом, именно Администрация городского округа Первоуральск как орган местного самоуправления представляет интересы муниципального образования "городской округ Первоуральск" и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной инфраструктуры.
Ссылка ответчика на то, что ООО "СТК" не обращалось к нему с заявлением о невозможности исполнения своих обязательство в части поставки горячей воды и предложений о реконструкции и модернизации не представляло, судом апелляционной инстанции отклоняется. В отсутствие доказательств иного, на момент передачи сетей в аренду, наружная циркуляционная линия в натуре отсутствовала, следовательно, решение о ее восстановлении подлежало принятию именно ответчиком.
Передача тепловых сетей в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Первоуральск обращались к ООО "СТК" с предложением восстановить спорные циркуляционные трубопроводы в рамках договора аренды от 22.09.2009 N 1.
Из материалов дела следует то, что ответчик был информирован о сложившейся в городе ситуации относительно ненадлежащего качества горячей воды и о ее причинах, однако не принял каких-либо мер по восстановлению наружного циркуляционного трубопровода.
МО городской округ Первоуральск не вправе самоустраняться от выполнения своих функций по организации горячего водоснабжения жителей спорного МКД; отсутствие наружного циркуляционного водопровода создает неблагоприятные условия проживания для жителей, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Подлежащий восстановлению циркуляционный водопровод не будет относиться к имуществу многоквартирного дома, а станет частью объектов сетевого хозяйства города. Аргументы ответчика о том, что возможно строительство индивидуального теплового пункта, судом отклоняются, поскольку указанный пункт будет относиться к общему имуществу в многоквартирном доме, и ответчик таким образом фактически предлагает переложить обязанность по организации горячего водоснабжения надлежащего качества на собственников многоквартирного дома в отсутствие на то их волеизъявления, что противоречит изложенным выше нормам права.
Таким образом, избранный истцом способ защиты нарушенного права в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ) соответствует характеру нарушения, направлен на обеспечение предоставления собственникам помещений в МКД коммунальной услуги надлежащего качества.
Таким образом исковые требований о понуждении ответчика восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от ЦТП до ввода в спорный МКД подлежат удовлетворению.
Относительно срока, в течение которого ответчику надлежит выполнить обязанность по восстановлению спорного трубопровода, суд полагает, что заявленный истцом шестимесячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу является недостаточным, и установление такого срока заведомо приведет к ненадлежащему исполнению судебного акта.
Как следует из пояснений ответчика, приведенных в отзыве на исковое заявление, план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
На основании п. 8 ст. 2 ФЗ N 416 инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение - это программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В свою очередь, инвестиционная программа (ее стоимость) включается в тарифную составляющую по данному виду коммунальной услуги.
Таким образом, реализация мероприятий по техническому присоединению спорного МКД к наружному циркулярному трубопроводу системы ГВС может быть организована следующими способами:
- - строительство (реконструкция) линейного объекта в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
- - путем утверждения технических заданий на внесение изменений в инвестиционную программу для организации, осуществляющей горячее водоснабжение, которой является ООО "СТК".
В связи с необходимостью реализации ответчиком соответствующих мероприятий, по мнению суда, разумным и достаточным является установление срока исполнения 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу.
Таким образом, апелляционная жалоба истца подлежит удовлетворению с отнесением на ответчика судебных расходов истца по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2017 по данному делу подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2017 года по делу N А60-45551/2016 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730) в течение 12 месяцев со дня вступления в силу судебного акта восстановить наружный циркуляционный водопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный дом N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске.
Взыскать с муниципального образования городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730) за счет казны муниципального образования городской округ Первоуральск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243) 6 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с муниципального образования городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730) за счет казны муниципального образования городской округ Первоуральск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243) 3 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2017 N 17АП-5514/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-45551/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. N 17АП-5514/2017-ГК
Дело N А60-45551/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Ивановой Н.А., Яринского С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Н.М.
при участии представителей:
от истца, общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" - Медведевой О.Н., по доверенности N 5Д от 01.01.2017,
от ответчика, муниципального образования Городской округ Первоуральск в лице Администрации - Шишова С.В. по доверенности от 12.01.2017 N 967-10/17, Шолохова М.Р. по доверенности от 09.01.2017 N 967-03/17,
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" - Корзухина Е.И. по доверенности, Белых А.Ю. по доверенности,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области
апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 февраля 2017 года,
принятое судьей Анисимовым Л.А.
по делу N А60-45551/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243)
к муниципальному образованию Городской округ Первоуральск в лице Администрации (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания",
о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения.
Общество с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (далее - истец, ООО "Даниловское", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "СТК") об обязании восстановить (привести в технически исправное состояние) наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный дом (МКД) N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске.
Определением суда от 26.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование городской округ Первоуральск в лице Администрации.
Определением суда от 19.12.2016 по ходатайству истца проведена замена ответчика - ООО "СТК" на муниципальное образование городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СТК".
Судом первой инстанции принято уточнение истцом в порядке ст. 49 АПК РФ исковых требований, согласно которым истец просит обязать городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск восстановить (привести в технически исправное состояние) наружный циркуляционный водопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный дом N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2017 в иске отказано.
Не согласившись названным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 28.02.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СанПиН 2.1.42496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СП 30.133330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
По мнению истца, обоснованность исковых требований подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, из которых следует, что в доме N 21А по ул. Ленина предусмотрена система циркуляции горячей воды, на вводе в доме имеется точка входа наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП N 8, в рамках рассматриваемого дела истец просит обязать ответчика восстановить (привести в технически исправное состояние) данный трубопровод как объект, который ранее существовал.
Третьим лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержана правовая позиция истца по делу; обжалуемый судебный акт третье лицо просит отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика выразили возражения против удовлетворения апелляционной жалобы истца, поддерживают выводы, изложенные судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Представители третьего лица поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 22.09.2009 N 1, 2 находящийся в собственности городского округа Первоуральск комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду ООО "СТК".
На основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 16.07.2012 истец является управляющей организацией в отношении МКД N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске, исполнителем коммунальных услуг, поставляемых для нужд указанного МКД.
Поставщиком коммунальной услуги горячее водоснабжение (ГВС) в отношении указанного МКД является третье лицо - ООО "СТК", исходя из фактически сложившихся взаимоотношений, в отсутствие надлежащим образом оформленного договора ресурсоснабжения.
Расчеты за ГВС производятся истцом с ресурсоснабжающей организацией на основании показаний общедомового прибора учета, при этом, согласно представленной в дело ведомости почасовых параметров теплопотребления за период с 01.04.2016 по 18.07.2016 по МКД N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске, температура воды, поставляемой для нужд ГВС не достигает нормативно установленного нижнего параметра +60°C.
Лицами, участвующими в деле не оспаривается то обстоятельство, что обязанность по поставке горячей воды температурой +60°C до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (до ввода в МКД) ООО "СТК" исполняется ненадлежащим образом.
Для установления причин подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры общество "Даниловское" совместно со специализированной проектной организацией ООО "Проект-12" и с участием представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск провело обследование технического состояния циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих от центрального теплового пункта N 8 до стены многоквартирного дома N 21А по ул. Ленина, а также внутридомовой системы горячего водоснабжения.
По результатам данного обследования, актом N 80 от 10.05.2016 установлены следующие обстоятельства:
1) жилой дом не оборудован локальными бойлерами и иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды;
2) количество проживающего населения в жилом доме - 113 человек;
3) ввод трубопроводов отопления (подающего и обратного) расположен в подвале N 2, горячего водоснабжения и циркуляции горячей воды во внутридомовые сети - в подвале N 3;
4) трубопроводы отопления (подающий и обратный) и трубопровод горячего водоснабжения функционируют;
5) внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения отсутствует, однако в местах прокладки магистральных трубопроводов санитарно-технических сетей по подвалу наблюдается предусмотренное для его прокладки место;
6) наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе отсутствует, однако в месте его ввода наблюдается предусмотренное для прокладки место;
7) техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода ГВС присутствует.
По результатам обследования ООО "Проект-12" составлено техническое заключение Т316.Д-80, в том числе, на основании технического паспорта БТИ, частей "Водоснабжение" типовой строительно-исполнительской документации на соответствующую строительную серию жилых домов типового проекта и требований нормативно-строительной документации (СанПиН 2.1.42496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СП 30.133330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий").
В заключении N Т316.Д-80 приведены следующие выводы:
- ввиду того, что в доме N 21А по ул. Ленина предусмотрена централизованная подача горячей воды и наличие циркуляционного трубопровода для нее, данный дом не оборудован локальным бойлером, иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды имеется прямая причинно-следственная связь между неисправностью наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения и температурой горячей воды в точках водоразбора менее +60 град. Цельсия;
- причинно-следственная связь обусловлена характером водоразбора, который в дневное время является непостоянным, а в ночное время практически прекращается;
- без восстановления наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора не менее +60°C и не более +75°C невозможно;
- техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения существует и подтверждается типовой строительно-технической документации на соответствующую серию типовых жилых домов.
По мнению истца, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в указанный многоквартирный дом.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения управляющей компании в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств существования такого объекта, как наружный циркуляционный трубопровод от ЦТП N 8 до ввода в МКД N 21А по ул. Ленина, что исключает возможность восстановления, предполагающего физическое наличие объекта; такое понятие как восстановление линейного объекта (инженерных сетей) Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не предусмотрено. Получение качественной услуги вызывает необходимость принятия не отдельных (фрагментарных) мер, а всего комплекса мероприятий, связанных с доведением ее до потребителя. В противном случае, правовая цель инициируемых истцом требований не будет достигнута. В этой связи суд признал обоснованными доводы ответчика и третьего лица о возможном нарушении принципа исполнимости судебного акта в случае удовлетворения исковых требований в заявленном виде.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения исковых требований, в связи со следующим.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве способов защиты гражданских прав называет присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Принимая во внимание то, что поставка ГВС истцу осуществляется в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, находящемся в управлении истца, к регулированию спорных правоотношений подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из содержания п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, в обязанности истца как управляющей организации входит принятие мер по обеспечению предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг надлежащего качества. Перечень таких мер законодательно не предусмотрен, в связи с чем управляющая организация вправе применять способы защиты прав (ст. 12 ГК РФ) исходя из характера правонарушения.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. (п. 2.4).
В соответствии с требованиями пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60°C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50°C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75°C - для обеих систем.
Из представленных в материалы дела доказательств следует то, что горячая вода, подаваемая от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в МКД N 21А по ул. Ленина на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствует перечисленным выше требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю "температура", что подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды.
Причина подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры установлена в ходе обследования, проведенного комиссией в составе представителя ООО УК "Даниловское", представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, представителя специализированной проектной организации ООО "Проект-12", по результатам которого составлен акт N 80 от 10.05.2016, содержание которого приведено выше.
Из указанного акта и технического заключения, составленного ООО "Проект-12", однозначно следует, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в МКД, наличие которого предусмотрено типовым проектом домов соответствующей серии.
Восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
С учетом того, что акт N 80 от 10.05.2016 составлен с участием лиц, обладающих специальными познаниями и в присутствии представителя муниципального образования, подписавшего акт без замечаний, технические заключения ответчиком не оспорено, ходатайств о проведении экспертизы ответчиком не заявлялось, у суда не имеется оснований для сомнений в достоверности данных письменных доказательств, из содержания которых следует что наружный циркуляционный водопровод изначально был предусмотрен при строительстве спорного МКД, однако по неустановленным причинам на сегодняшний день отсутствует.
ООО "СТК", являясь ресурсоснабжающей организацией, исполняет обязанность по поставке с ЦТП N 8 горячей воды надлежащей температуры - не ниже 60 градусов, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями о параметрах горячей воды с ЦТП.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается то, что снижение температурного режима на границе балансовой принадлежности (внешней стене многоквартирного дома) обусловлено конструктивными особенностями схемы теплоснабжения на данном участке.
Наружный циркуляционный трубопровод в силу конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности является неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП N 8 до конечных потребителей и не имеет самостоятельного значения. Только при наличии системы циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора теплоснабжающей организацией может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры).
Таким образом, для обеспечения собственников помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до ввода в указанный многоквартирный дом.
Доводы ответчика о невозможности восстановить наружный циркуляционный водопровод к рассматриваемым многоквартирным домам противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
То, что наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до стены многоквартирного дома N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске предусмотрен в качестве составной части комплекса внутриквартальных тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск ответчиком документально не опровергнут.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 ГК РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно подпункту 35 пункта 1 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94 (далее - Устав ГО Первоуральска), к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Устава ГО Первоуральск управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется Администрацией городского округа Первоуральск в порядке, установленном Думой. Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой, содержится Администрацией городского округа.
Таким образом, именно Администрация городского округа Первоуральск как орган местного самоуправления представляет интересы муниципального образования "городской округ Первоуральск" и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной инфраструктуры.
Ссылка ответчика на то, что ООО "СТК" не обращалось к нему с заявлением о невозможности исполнения своих обязательство в части поставки горячей воды и предложений о реконструкции и модернизации не представляло, судом апелляционной инстанции отклоняется. В отсутствие доказательств иного, на момент передачи сетей в аренду, наружная циркуляционная линия в натуре отсутствовала, следовательно, решение о ее восстановлении подлежало принятию именно ответчиком.
Передача тепловых сетей в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Первоуральск обращались к ООО "СТК" с предложением восстановить спорные циркуляционные трубопроводы в рамках договора аренды от 22.09.2009 N 1.
Из материалов дела следует то, что ответчик был информирован о сложившейся в городе ситуации относительно ненадлежащего качества горячей воды и о ее причинах, однако не принял каких-либо мер по восстановлению наружного циркуляционного трубопровода.
МО городской округ Первоуральск не вправе самоустраняться от выполнения своих функций по организации горячего водоснабжения жителей спорного МКД; отсутствие наружного циркуляционного водопровода создает неблагоприятные условия проживания для жителей, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Подлежащий восстановлению циркуляционный водопровод не будет относиться к имуществу многоквартирного дома, а станет частью объектов сетевого хозяйства города. Аргументы ответчика о том, что возможно строительство индивидуального теплового пункта, судом отклоняются, поскольку указанный пункт будет относиться к общему имуществу в многоквартирном доме, и ответчик таким образом фактически предлагает переложить обязанность по организации горячего водоснабжения надлежащего качества на собственников многоквартирного дома в отсутствие на то их волеизъявления, что противоречит изложенным выше нормам права.
Таким образом, избранный истцом способ защиты нарушенного права в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ) соответствует характеру нарушения, направлен на обеспечение предоставления собственникам помещений в МКД коммунальной услуги надлежащего качества.
Таким образом исковые требований о понуждении ответчика восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от ЦТП до ввода в спорный МКД подлежат удовлетворению.
Относительно срока, в течение которого ответчику надлежит выполнить обязанность по восстановлению спорного трубопровода, суд полагает, что заявленный истцом шестимесячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу является недостаточным, и установление такого срока заведомо приведет к ненадлежащему исполнению судебного акта.
Как следует из пояснений ответчика, приведенных в отзыве на исковое заявление, план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
На основании п. 8 ст. 2 ФЗ N 416 инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение - это программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В свою очередь, инвестиционная программа (ее стоимость) включается в тарифную составляющую по данному виду коммунальной услуги.
Таким образом, реализация мероприятий по техническому присоединению спорного МКД к наружному циркулярному трубопроводу системы ГВС может быть организована следующими способами:
- - строительство (реконструкция) линейного объекта в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
- - путем утверждения технических заданий на внесение изменений в инвестиционную программу для организации, осуществляющей горячее водоснабжение, которой является ООО "СТК".
В связи с необходимостью реализации ответчиком соответствующих мероприятий, по мнению суда, разумным и достаточным является установление срока исполнения 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу.
Таким образом, апелляционная жалоба истца подлежит удовлетворению с отнесением на ответчика судебных расходов истца по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2017 по данному делу подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2017 года по делу N А60-45551/2016 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730) в течение 12 месяцев со дня вступления в силу судебного акта восстановить наружный циркуляционный водопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный дом N 21А по ул. Ленина в г. Первоуральске.
Взыскать с муниципального образования городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730) за счет казны муниципального образования городской округ Первоуральск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243) 6 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с муниципального образования городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730) за счет казны муниципального образования городской округ Первоуральск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243) 3 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.В.БОРОДУЛИНА
М.В.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
С.А.ЯРИНСКИЙ
Н.А.ИВАНОВА
С.А.ЯРИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)