Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.06.2016 ПО ДЕЛУ N А60-3107/2016

Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. по делу N А60-3107/2016


Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-3107/2016
по заявлению Товарищества собственников жилья "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" (ИНН 6671343286, ОГРН 1116671003195)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - А.П. Гранина, представитель по доверенности от 25.05.2016, паспорт;
- от заинтересованного лица - Е.А. Корольков, представитель по доверенности N 29-05-36-59 от 08.02.2016, паспорт.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Товарищество собственников жилья "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" (далее - ТСЖ "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС", ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 02.11.2015 N 29-04-25-393.
Определением от 05.02.2016 заявлением принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 10.03.2016 на 11 час. 10 мин.
В предварительном судебном заседании заинтересованным лицом представлен отзыв с приложениями, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Определением от 11.03.2016 (резолютивная часть определения объявлена 10.03.2016) назначено судебное разбирательство дела на 21.04.2016 на 12 час. 00 мин.
19.04.2016 от ТСЖ "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" поступило ходатайство о приобщении документов к материалам дела. Ходатайство судом удовлетворено.
Определением от 21.04.2016 судебное разбирательство отложено на 25.05.2016 на 13 час. 30 мин.
Определением от 25.05.2016 судебное разбирательство отложено на 24.06.2016 на 13 час. 30 мин.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

На основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 24.09.2015 N 29-04-22-393 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме по адресу г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 121.
Согласно представленным к проверке документам, в управлении ТСЖ "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" находится 2 многоквартирных дома, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана, д. 119 и ул. Шейнкмана, д. 121.
Согласно подсчетам Департамента, "за" утверждение размера тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД N 119, N 121 по ул. Шейнкмана в г. Екатеринбурге и утверждение перечней услуг, оказываемых собственникам жилых помещений; собственникам паркинга; собственникам нежилых помещений 1, 2, 3 этажей; собственникам нежилых цокольных и подвальных этажей (п. 9 протокола от 30.06.2015) проголосовали на общем собрании члены ТСЖ, которым принадлежат помещения общей площадью 7481,6 кв. м, что составляет 39,9% от числа голосов членов ТСЖ, присутствующих на собрании.
В связи с указанными обстоятельствами, заинтересованное лицо пришло к выводу, что решение об утверждении размера тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД N 119, N 121 по ул. Шейнкмана в г. Екатеринбурге и утверждение перечней услуг, оказываемых собственникам жилых помещений; собственникам паркинга; собственникам нежилых помещений 1, 2, 3 этажей; собственникам нежилых цокольных и подвальных этажей (п. 9 протокола от 30.06.2015) не принято.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заинтересованным лицом предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 02.11.2015 N 29-04-25-393 со следующим содержанием:
- пункт 1: провести общее собрание членов ТСЖ "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" по вопросу принятия сметы доходов и расходов на 2015 год;
- пункт 2: в отсутствие решения общего собрания членов ТСЖ "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" начислять плату за содержание и ремонт жилья, установленную органом местного самоуправления.
Полагая, что названное предписание является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области.
В соответствии с указанным положением Департаменту для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела, 30.06.2015 принять протокол общего собрания членов ТСЖ "Жилые высотки "Антарес", в котором вторым вопросом повестки дня значится рассмотрение и утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества и сметы доходов и расходов на 2015 год.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами и внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Таким образом, общее собрание членов Товарищества "Жилые высотки "Антарес" правомерно в пределах своей компетенции приняло решение, оформленное протоколом от 30.06.2015, которым утвердило перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома для собственников жилых помещений, размер платы согласно перечню работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома для собственников нежилых помещений, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Согласно Протоколу от 30.06.2015 смета доходов и расходов на 2015 г. утверждена единогласно. Смета на 2015 год является Приложением к Протоколу общего собрания членов Товарищества, содержится в материалах дела.
Согласно утвержденной смете на 2015 утверждены одинаковые для всех собственников тарифы на каждый вид услуг, которые могут оказываться Товариществом. Так, например, тариф 39,72 руб. за 1 кв. м / мес. - уборка паркинга (ручная/механизированная), тариф 0,12 руб. за 1 кв. м / мес. - обслуживание фонтанов, тариф 0,94 руб. за 1 кв. м / мес. - обслуживание системы СКУД одинаковы для всех собственников, так же как и иные тарифы.
Приложениями к утверждаемой смете доходов и расходов являются Перечни услуг, оказываемых:
- - собственникам жилых помещений;
- - собственникам паркинга;
- - собственникам нежилых помещений 1, 2, 3 этажей;
- - собственникам нежилых помещений цокольных и подвальных этажей.
Таким образом, в Перечень услуг, оказываемых, собственнику жилых помещений, входят такие услуги, как обслуживание фонтанов (тариф 0,12 руб. за 1 кв. м / мес. согласно общей для всех категорий собственников смете), услуги ресепшн (тариф 6 руб. за 1 кв. м / мес. согласно общей для всех категорий собственников смете), услуги садовника и обслуживание систем полива (тариф 0,39 руб. за 1 кв. м / мес. согласно общей для всех категорий собственников смете).
В Перечень услуг, оказываемых собственнику паркинга: уборка паркинга (ручная/механизированная) (тариф 39,72 руб. за 1 кв. м / мес. согласно общей для всех категорий собственников смете), обслуживание автоматических ворот паркинга и системы светофорного регулирования (тариф 4,27 руб. за 1 кв. м / мес. согласно общей для всех категорий собственников смете) и др.
Самый минимальный набор услуг получают собственники нежилых помещений, расположенных на цокольном этаже и в подвале в силу того, что эти собственники не получают набор услуг, оказываемых собственникам жилых квартир в элитном жилом комплексе или набор услуг, оказываемых собственникам машино-мест.
Кроме того, вопрос о правомерности тарифов, утвержденных общими собраниями членов ТСЖ "Жилые высотки "Антарес" разрешен Ленинским районным судом г. Екатеринбурга, а также Арбитражным судом Свердловской области (дело N А60-39725/2014).
Таким образом, утверждение решением общего собрания членов ТСЖ различных перечней оказываемых услуг различным категориям собственников при сохранении единого тарифа на каждую услугу является обоснованным и законным.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме, выбравшим способ управления домом и заключившим договор с управляющей организацией, предоставлено право утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год.
Кроме того, в оспариваемом предписании Департамент указывает на необходимость в отсутствие решения общего собрания начисления платы, установленной органом местного самоуправления.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания решений и действий (бездействия) органов власти незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и интересов заявителя.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 3 ст. 30 Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст. 153, 154, 155, 156 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно п. 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в указанном порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
По смыслу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ в случае, если собственники жилых помещений не исполняют возложенные на них законом обязанности, - размер платы за содержание и ремонт, а, следовательно, и перечень работ и услуг, устанавливаются органом местного самоуправления, исходя из принципа возмездности пользования коммунальными услугами и услугами по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома.
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений или, в отсутствие решения собственников, устанавливается органами местного самоуправления.
Учитывая, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме своим правом принятия соответствующего решения на общем собрании об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения воспользовались, ставка, определенная органом местного самоуправления, применению не подлежит.
В связи с вышеизложенным, предписание заинтересованного лица о необходимости проведения общего собрания членов товарищества (исходя из представленных материалов - повторного) по вопросу принятия сметы за 2015, а в отсутствие решения такого собрания - о необходимости применения тарифов, установленных органом местного самоуправления, не соответствует закону и нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 02.11.2015 N 29-04-25-393 - признанию недействительным.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина для организаций составляет 3000 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп., уплаченная ТСЖ "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" при подаче настоящего заявления, подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп. подлежит возврату ТСЖ из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 02.11.2015 N 29-04-25-393.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу Товарищества собственников жилья "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" (ИНН 6671343286, ОГРН 1116671003195) 3000 (Три тысячи) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Возвратить Товариществу собственников жилья "ЖИЛЫЕ ВЫСОТКИ "АНТАРЕС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 570 от 25.12.2015. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)