Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Принадлежащая истице на праве собственности квартира признана непригодной для проживания. Истица утверждает, что другого жилого помещения она не имеет, занимаемое жилое помещение является единственным местом для проживания ее и членов ее семьи. По мнению истицы, обязанность по предоставлению ей жилого помещения взамен признанного непригодным должна быть возложена на ответчика как собственника жилого дома в целом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Степанова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Коуровой В.Е., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 июля 2016 г. гражданское дело по иску Ш. к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, прекращении ранее зарегистрированного права собственности,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 31 марта 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования Ш. к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, прекращении ранее зарегистрированного права собственности - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Ш. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 49,4 кв. м.
Прекратить ранее зарегистрированное право собственности Ш. на квартиру по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи областного суда Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Администрации г. Кургана - К.Л., представителя истца - П., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, соответствующее санитарным и жилищным нормам, не менее ранее занимаемой общей площади 49,4 кв. м.
В ходе судебного рассмотрения истец исковые требования неоднократно изменяла, в окончательном варианте просила суд обязать Администрацию г. Кургана предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, соответствующее санитарным и жилищным нормам, не менее ранее занимаемой общей площади 49,4 кв. м, по договору социального найма; прекратить ранее зарегистрированное ее право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
В обоснование измененного иска истец указывала, что она является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 49,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: она, ее дочь К. (до брака Р.) А.А. и внук - Р., <...> года рождения. Лицевой счет открыт на ее имя, она несет бремя по содержанию квартиры, осуществляет текущий ремонт, вкладывая свои личные средства. Указывала, что проживание в данной квартире невозможно, поскольку оно непригодно для проживания, жилой дом находятся в аварийном состоянии, здание грозит обвалом. С момента постройки дома в 1949 г. его капитальный ремонт не производился. По заключению Межведомственной комиссии от 27 февраля 2009 г. N жилой дом <адрес> был признан пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта. Однако до настоящего времени ни капитальный, ни косметический ремонт в доме не проводился. По заключению Межведомственной комиссии N от 13 ноября 2015 г. помещения квартиры N жилого дома <адрес> признаны подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процесс эксплуатации характеристик жилых помещений. Однако по результатам судебной экспертизы квартира N в жилом доме <адрес> признана непригодной для проживания. По результатам очередного обследования заключением Межведомственной комиссии от 19 февраля 2016 г. N помещения квартир, в том числе квартиры N, жилого дома <адрес> признаны не отвечающими требованиям п. п. 10, 13, 15, 16 Положения и непригодными для проживания. Истец полагала, что обязанность по предоставлению ей жилого помещения взамен признанного непригодным должна быть возложена на Администрацию г. Кургана, как собственника жилого дома в целом. Указывала, что другого жилого помещения в г. Кургане она не имеет, занимаемое жилое помещение является единственным местом для проживания ее и членов ее семьи.
В судебном заседании представитель истца П., действующая на основании доверенности, измененные исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана - К.Л., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась.
Представители третьих лиц Административно-технической инспекции Курганской области, МКУ г. Кургана "Жилищная политика", Управления Росреестра по Курганской области, третье лицо К. (до брака Р.) А.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представители третьего лица МКУ г. Кургана "Жилищная политика", Управления Росреестра по Курганской области, третье лицо К. (до брака Р.) А.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р., в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на необоснованность удовлетворения исковых требований истца и признания ее нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец является собственником спорного жилого помещения, в связи с чем неправомерной является ссылка суда на положения статей 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, аварийным и подлежащим сносу не признан, в связи с чем у ответчика не возникло обязанности по выкупу у истца данного жилого помещения. Немотивированными полагает выводы суда о прекращении права собственности истца на принадлежащую ей квартиру.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации г. Кургана К.Л. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить.
Представитель истца Ш. - П. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Ш. является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 49,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договоров купли-продажи от 5 июня 2007 г. и от 12 марта 2013 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 марта 2013 г. (л.д. 7).
В указанной квартире вместе с истцом зарегистрированы и проживают ее дочь Р. (К.) и внук Р., <...> г.р.
Ш. несет расходы по содержанию указанного жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги, на ее имя открыт лицевой счет, что подтверждается представленным в материалы дела Единым информационным листом.
Согласно заключению Межведомственной комиссии от 19 февраля 2016 г. N по результатам обследования помещений квартир N N 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 жилого дома <адрес> выявлены основания для признания указанных помещений непригодными для проживания на основании пункта 33 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (л.д. 191 - 193).
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец Ш. полагала, что ее семья подлежит обеспечению во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), поскольку занимаемое ими жилое помещение признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит.
В силу части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции со ссылкой на приведенные выше нормы, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по внеочередному обеспечению Ш. и членов ее семьи жилым помещением на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он не соответствует установленным по делу обстоятельствам и противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При разрешении спора, судом не было учтено, что положения статьи 57 ЖК Российской Федерации к правоотношениям, связанным с осуществлением прав собственников жилых помещений, признанных не пригодными для постоянного проживания, применяются с учетом специальных норм раздела II ЖК Российской Федерации.
Истец Ш. не является нанимателем жилого помещения; квартира по <адрес> в <адрес> принадлежит ей на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, которой предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ постановлением Правительства Курганской области от 10 июня 2013 г. N 257 утверждена региональная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области на 2013-2017 годы. Данная программа разработана в целях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Администрации г. Кургана 8 апреля 2014 г. N утверждена муниципальная адресная программа г. Кургана "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Кургане на 2013 - 2017 годы". Из паспорта подпрограммы следует, что она направлена на обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как указывалось выше, заключением Межведомственной комиссии от 19 февраля 2016 г. дом <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный жилой дом не включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Кургана от 8 апреля 2016 г. N, что следует из Приложения N к Программе.
На учете нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления ни Ш., ни члены ее семьи не состоят, что подтверждается письменными материалами дела, не оспаривалось представителем истца в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что дом, в котором расположена квартира истца, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, предусмотренная статьей 32 ЖК Российской Федерации процедура по изъятию у собственника жилого помещения не начата, между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения взамен непригодного, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований Ш. и возложении на Администрацию г. Кургана обязанности по предоставлению ей вне очереди равнозначного по площади занимаемому, жилого помещения.
Суд первой инстанции при принятии решения не учел, что жилищные права истца подлежат реализации в соответствии с положениями статьи 32 ЖК Российской Федерации при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.
Ссылки суда на статьи 86 - 89 ЖК Российской Федерации не могут быть признаны правильными, поскольку указанные нормы регулируют порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях на основании договора социального найма. Истец, как указывалось выше, является собственником спорного жилого помещения, в связи с чем применение к сложившимся правоотношениям норм статей 86 - 89 ЖК Российской Федерации является недопустимым.
Прекращая зарегистрированное право собственности истца на квартиру <адрес>, суд не привел материальный закон, на основании которого он пришел к указанному выводу, не обосновал принятое в данной части решение. Между тем, перечень оснований для прекращения права собственности содержится в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой судом при вынесении решения не были проанализированы.
Поскольку неправильное применение норм материального права и неустановление всех имеющих значение для дела обстоятельств привели к вынесению незаконного и необоснованного решения, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Ш. в иске.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 31 марта 2016 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Ш. к Администрации г. Кургана о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, прекращении ранее зарегистрированного права собственности на квартиру <адрес> отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2469/2016
Требование: О предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, прекращении ранее зарегистрированного права собственности на квартиру.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Принадлежащая истице на праве собственности квартира признана непригодной для проживания. Истица утверждает, что другого жилого помещения она не имеет, занимаемое жилое помещение является единственным местом для проживания ее и членов ее семьи. По мнению истицы, обязанность по предоставлению ей жилого помещения взамен признанного непригодным должна быть возложена на ответчика как собственника жилого дома в целом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу N 33-2469/2016
Судья Степанова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Коуровой В.Е., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 июля 2016 г. гражданское дело по иску Ш. к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, прекращении ранее зарегистрированного права собственности,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 31 марта 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования Ш. к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, прекращении ранее зарегистрированного права собственности - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Ш. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 49,4 кв. м.
Прекратить ранее зарегистрированное право собственности Ш. на квартиру по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи областного суда Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Администрации г. Кургана - К.Л., представителя истца - П., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, соответствующее санитарным и жилищным нормам, не менее ранее занимаемой общей площади 49,4 кв. м.
В ходе судебного рассмотрения истец исковые требования неоднократно изменяла, в окончательном варианте просила суд обязать Администрацию г. Кургана предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, соответствующее санитарным и жилищным нормам, не менее ранее занимаемой общей площади 49,4 кв. м, по договору социального найма; прекратить ранее зарегистрированное ее право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
В обоснование измененного иска истец указывала, что она является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 49,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: она, ее дочь К. (до брака Р.) А.А. и внук - Р., <...> года рождения. Лицевой счет открыт на ее имя, она несет бремя по содержанию квартиры, осуществляет текущий ремонт, вкладывая свои личные средства. Указывала, что проживание в данной квартире невозможно, поскольку оно непригодно для проживания, жилой дом находятся в аварийном состоянии, здание грозит обвалом. С момента постройки дома в 1949 г. его капитальный ремонт не производился. По заключению Межведомственной комиссии от 27 февраля 2009 г. N жилой дом <адрес> был признан пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта. Однако до настоящего времени ни капитальный, ни косметический ремонт в доме не проводился. По заключению Межведомственной комиссии N от 13 ноября 2015 г. помещения квартиры N жилого дома <адрес> признаны подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процесс эксплуатации характеристик жилых помещений. Однако по результатам судебной экспертизы квартира N в жилом доме <адрес> признана непригодной для проживания. По результатам очередного обследования заключением Межведомственной комиссии от 19 февраля 2016 г. N помещения квартир, в том числе квартиры N, жилого дома <адрес> признаны не отвечающими требованиям п. п. 10, 13, 15, 16 Положения и непригодными для проживания. Истец полагала, что обязанность по предоставлению ей жилого помещения взамен признанного непригодным должна быть возложена на Администрацию г. Кургана, как собственника жилого дома в целом. Указывала, что другого жилого помещения в г. Кургане она не имеет, занимаемое жилое помещение является единственным местом для проживания ее и членов ее семьи.
В судебном заседании представитель истца П., действующая на основании доверенности, измененные исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана - К.Л., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась.
Представители третьих лиц Административно-технической инспекции Курганской области, МКУ г. Кургана "Жилищная политика", Управления Росреестра по Курганской области, третье лицо К. (до брака Р.) А.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представители третьего лица МКУ г. Кургана "Жилищная политика", Управления Росреестра по Курганской области, третье лицо К. (до брака Р.) А.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р., в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на необоснованность удовлетворения исковых требований истца и признания ее нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец является собственником спорного жилого помещения, в связи с чем неправомерной является ссылка суда на положения статей 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, аварийным и подлежащим сносу не признан, в связи с чем у ответчика не возникло обязанности по выкупу у истца данного жилого помещения. Немотивированными полагает выводы суда о прекращении права собственности истца на принадлежащую ей квартиру.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации г. Кургана К.Л. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить.
Представитель истца Ш. - П. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Ш. является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 49,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договоров купли-продажи от 5 июня 2007 г. и от 12 марта 2013 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 марта 2013 г. (л.д. 7).
В указанной квартире вместе с истцом зарегистрированы и проживают ее дочь Р. (К.) и внук Р., <...> г.р.
Ш. несет расходы по содержанию указанного жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги, на ее имя открыт лицевой счет, что подтверждается представленным в материалы дела Единым информационным листом.
Согласно заключению Межведомственной комиссии от 19 февраля 2016 г. N по результатам обследования помещений квартир N N 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 жилого дома <адрес> выявлены основания для признания указанных помещений непригодными для проживания на основании пункта 33 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (л.д. 191 - 193).
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец Ш. полагала, что ее семья подлежит обеспечению во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), поскольку занимаемое ими жилое помещение признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит.
В силу части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции со ссылкой на приведенные выше нормы, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по внеочередному обеспечению Ш. и членов ее семьи жилым помещением на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он не соответствует установленным по делу обстоятельствам и противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При разрешении спора, судом не было учтено, что положения статьи 57 ЖК Российской Федерации к правоотношениям, связанным с осуществлением прав собственников жилых помещений, признанных не пригодными для постоянного проживания, применяются с учетом специальных норм раздела II ЖК Российской Федерации.
Истец Ш. не является нанимателем жилого помещения; квартира по <адрес> в <адрес> принадлежит ей на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, которой предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ постановлением Правительства Курганской области от 10 июня 2013 г. N 257 утверждена региональная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области на 2013-2017 годы. Данная программа разработана в целях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Администрации г. Кургана 8 апреля 2014 г. N утверждена муниципальная адресная программа г. Кургана "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Кургане на 2013 - 2017 годы". Из паспорта подпрограммы следует, что она направлена на обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как указывалось выше, заключением Межведомственной комиссии от 19 февраля 2016 г. дом <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный жилой дом не включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Кургана от 8 апреля 2016 г. N, что следует из Приложения N к Программе.
На учете нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления ни Ш., ни члены ее семьи не состоят, что подтверждается письменными материалами дела, не оспаривалось представителем истца в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что дом, в котором расположена квартира истца, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, предусмотренная статьей 32 ЖК Российской Федерации процедура по изъятию у собственника жилого помещения не начата, между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения взамен непригодного, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований Ш. и возложении на Администрацию г. Кургана обязанности по предоставлению ей вне очереди равнозначного по площади занимаемому, жилого помещения.
Суд первой инстанции при принятии решения не учел, что жилищные права истца подлежат реализации в соответствии с положениями статьи 32 ЖК Российской Федерации при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.
Ссылки суда на статьи 86 - 89 ЖК Российской Федерации не могут быть признаны правильными, поскольку указанные нормы регулируют порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях на основании договора социального найма. Истец, как указывалось выше, является собственником спорного жилого помещения, в связи с чем применение к сложившимся правоотношениям норм статей 86 - 89 ЖК Российской Федерации является недопустимым.
Прекращая зарегистрированное право собственности истца на квартиру <адрес>, суд не привел материальный закон, на основании которого он пришел к указанному выводу, не обосновал принятое в данной части решение. Между тем, перечень оснований для прекращения права собственности содержится в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой судом при вынесении решения не были проанализированы.
Поскольку неправильное применение норм материального права и неустановление всех имеющих значение для дела обстоятельств привели к вынесению незаконного и необоснованного решения, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Ш. в иске.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 31 марта 2016 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Ш. к Администрации г. Кургана о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, прекращении ранее зарегистрированного права собственности на квартиру <адрес> отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)