Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2017 N 18АП-7739/2017 ПО ДЕЛУ N А76-29615/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. N 18АП-7739/2017

Дело N А76-29615/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2017 по делу N А76-29615/2016 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" - Гулага И.Р. (доверенность N 27/ТЭС/2015 от 21.07.2015).

Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" (далее - заявитель, ООО "Теплоэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительным предписания от 28.07.2016 N 3080 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2017 (резолютивная часть решения объявлена 10.05.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Теплоэнергосбыт" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает оспоренное предписание об обязании заявителя произвести корректировку платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за 2015 год неисполнимым. Обращает внимание на следующие обстоятельства: многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, не позволяющим раздельно учитывать количество тепловой энергии, потребляемой для целей отопления и для целей горячего водоснабжения (подогрева воды), а собственниками помещений этого дома решение по режиму использования прибора учета не принято; исполнитель не вправе самостоятельно разделять единые показания прибора учета; корректировка размера платы возможна только при наличии показаний индивидуальных приборов учета за год и сведений о совокупном объеме по показаниям общедомового прибора учета за этот период, тогда как показания индивидуальных приборов учета у заявителя отсутствуют; сведения по теплопотреблению заявитель получает от управляющей организации и сам доступа к общедомовому имуществу не имеет; до ноября 2015 года сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год у заявителя отсутствовали; производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении заявителя в связи с неисполнением предписания, прекращено.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель управления, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "Теплоэнергосбыт" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1077453003540 и осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды на территории г. Челябинска.
01.07.2011 между ООО "Теплоэнергосбыт" (теплоснабжающая организация) и ООО "Территория комфорта" (управляющая компания) заключен договор N ТЭС/14 на взаимодействия по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения жилых и нежилых помещений (перечень - приложение N 1 к договору) в пределах эксплуатационной ответственности управляющей компании, в соответствии с которым в обязанности теплоснабжающей организации включены подача на нужды отопления, вентиляции и ГВС в тепловые пункты тепловой энергии либо теплоносителя с определенными параметрами; производить начисление и расчеты с потребителями (владельцами помещений многоквартирных домов, перечисленных в приложении N 1 к договору) за поставленную тепловую энергию.
Дополнительным соглашением N 2 от 12.09.2016 к указанному договору в перечень жилых и нежилых объектов включен многоквартирный жилой дом N 160 по ул. Братьев Кашириных в г. Челябинске, в отношении которого ООО "Территория комфорта" избрана управляющей организацией решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом от 17.11.2014 N 1, и в соответствии с решением протоколом общего собрания собственников помещений которого, оформленным протоколом от 05.02.2015, собственники помещений перешли на прямые расчеты за теплоснабжение с ресурсоснабжающей организацией.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения собственника помещения указанного дома от 02.06.2016 N 7934, на основании распоряжения заместителя начальника управления от 30.06.2016 N 3080 в период с 18.07.2016 по 28.07.2016 должностным лицом управления проведена внеплановая документарная проверка ООО "Теплоэнергосбыт".
Результаты проверки отражены в Акте от 28.07.2016 N 3080, которым зафиксировано нарушение заявителем требований пп. 3 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) ввиду неосуществления корректировки платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии потребителя в жилых и нежилых помещениях за 2015 год по указанному дому, оборудованному общедомовым прибором учета теплоэнергии и индивидуальными приборами учета теплоэнергии.
По итогам проверки заявителю выдано предписание от 28.07.2016 N 3080 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 01.10.2016 произвести корректировку платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома за 2015 год.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (пп. 2 п. 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Таким образом, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод управления о нарушении заявителем требований пп. 3 п. 3 Приложения N 2 к Правилам N 307 ввиду неосуществления корректировки платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за 2015 год по дому N 160 по ул. Братьев Кашириных в г. Челябинске, оборудованному общедомовыми приборами учета теплоэнергии и индивидуальными приборами учета теплоэнергии.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определен в ст. 157 ЖК РФ, в соответствии с частью 1 которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утратили силу с 01.07.2016), в соответствии с п. 22, пп. "б" п. 21 которых, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к этим Правилам.
Подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" установлено, что ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7.
Формула 7 (п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена для определения размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома:
P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7)

где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
В силу подпункта 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

P - P - P
k.p n.p n.n
P = ------------------ x S , (10)
o3.i S i
D

где:
- P{\sub k.p - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- P{\sub n.p - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- P{\sub n.n - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- S{\sub D - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м).
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857) (далее - Правила N 354) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу лишь с 01.07.2016.
Таким образом, в 2015 году подлежали применению указанные положения Правил N 307, предусматривающие определение размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении многоквартирного жилого дома, оборудованном общедомовым прибором учета и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, по формуле N 7 (а в случае отсутствия сведений об объемах потребления за истекший год - по формуле N 1), а также обязательное ежегодное осуществление корректировки платы за отопление исходя из следующих показателей: размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации; размера платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации; размера платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общей площади помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что в настоящем случае ООО "Теплоэнергосбыт" осуществляет поставку тепловой энергии в жилой дом N 160 по ул. Братьев Кашириных в г. Челябинске на основании заключенного с управляющей организацией договора от 01.07.2011 N ТЭС/14, и в соответствии с решением собственников помещений этого дома и условиями договора самостоятельно производит начисление и расчеты с потребителями за поставленную тепловую энергию.
Суд первой инстанции неверно определил ООО "Теплоэнергосбыт" в рассматриваемых отношениях в качестве исполнителя коммунальной услуги теплоснабжения, поскольку в настоящем случае таким исполнителем является управляющая организация - ООО "Территория комфорта" (п. п. 2, 9, 14 Правил N 354), тогда как заявитель является ресурсоснабжающей организацией, которая в силу пп. "а" п. 17 Правил N 354 может осуществлять функции исполнителя коммунальной услуги только при выборе собственниками помещений многоквартирного дома способа управления - непосредственное управление.
Тем не менее, поскольку собственниками помещений многоквартирного дома принято решение об осуществлении расчетов за теплоснабжение непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, и в соответствии с договором от 01.07.2011 N ТЭС/14 ООО "Теплоэнергосбыт" приняло на себя обязательство самостоятельно производить начисление платы за отопление и осуществлять непосредственные расчеты с потребителями, именно заявитель несет обязанность соблюдать нормативные требования при начислении указанной платы. Это обстоятельство сторонами не оспаривается.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что жилой дом N 160 по ул. Братьев Кашириных в г. Челябинске оборудован общедомовым и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, а также оборудованием, используемым для самостоятельного производства горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения). При этом, общедомовой прибор учета тепловой энергии осуществляет общий учет тепловой энергии на отопление и на подогрев воды.
Исходя из представленных заявителем расчетов платы за отопление за период с января 2015 года по май 2016 года, начисление платы за отопление осуществлялось им путем умножения тарифа на тепловую энергию на норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный Решением Челябинской городской Думы от 05.09.2006 N 14/9, и на общую площадь помещения (квартиры). Ежегодная корректировка платы за отопление заявителем, в нарушение указанных требований Правил N 307 не производилась.
Заявитель указывает на отсутствие возможности корректировки платы за отопление по показаниям общедомового и индивидуальных приборов учета тепловой энергии в связи с: осуществлением общедомовым прибором учета тепловой энергии общего учета тепловой энергии на отопление и на подогрев воды и непринятием собственниками помещений дома решения о методике разделения показаний этого прибора на отопление и на подогрев воды; отсутствием у него информации о показаниях всех индивидуальных приборов учета теплоэнергии в помещениях дома. Также заявитель ссылается на то обстоятельство, что до ноября 2015 года у него отсутствовали сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, в связи с чем отсутствовали основания для применения формулы N 7.
Между тем, возможность неисполнения обязанности по корректировке платы за отопление по причине осуществления общедомовым прибором учета тепловой энергии единого учета тепловой энергии на отопление и на подогрев воды нормативно не предусмотрена.
Более того, п. 54 Правил N 354 установлен порядок определения общего объема тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), в том числе в случае отсутствия возможности его разделения по показаниям приборов учета (как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном этими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения).
Приняв на себя обязанности исполнителя коммунальной услуги в части начисления платы за отопление и осуществления непосредственных расчетов с потребителями, ООО "Теплоэнергосбыт" должно в том числе обеспечить соблюдение установленных Правилами N 354 обязанностей исполнителя по своевременному снятию показаний общедомового и индивидуальных приборов учета теплоэнергии и проведению проверки сведений индивидуальных приборов учета (п. п. 31, 82, 83), а потому ссылка общества на отсутствие у него информации о показаниях таких приборов учета, как на основание для неисполнения нормативно установленного порядка определения размера платы, не может быть принята судом во внимание.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания незаконным содержащегося в оспоренном предписании требования управления об осуществлении заявителем корректировки платы за отопления по спорному многоквартирному дому за 2015 год.
Соответствие предписания закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого предписания недействительным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.
Предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При обращения в суд с апелляционной жалобой ООО "Теплоэнергосбыт" излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. по платежному поручению от 11.05.2017 N 742.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2017 по делу N А76-29615/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" (основной государственный регистрационный номер 1077453003540) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11.05.2017 N 742.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)