Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Т.Г. Гуденица, Р.Р. Илюшина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
- от ООО "Главное управление жилищным фондом": представитель по доверенности от 07.10.2016 - Шубин А.Ю., паспорт;
- от ОАО "Теплосервис": представитель по доверенности от 11.01.2016 - Григорьева А.С., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016
по делу N А32-22541/2016, принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305),
к открытому акционерному обществу "Теплосервис"
о понуждении заключить (продлить) договор,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Краснодарский" (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Теплосервис" (далее - общество) об обязании заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) либо продлить действие договора поставки тепловой энергии (мощности) от 26.11.2015 N 137 путем подписания дополнительного соглашения.
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ от заключения договора теплоснабжения нарушает условия действующего законодательства, ввиду того, что указанный договор является публичным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что акт допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети микрорайона "Радужный" представлен не был, а также, поскольку срок действия договора N 137 от 26.11.2015 истек 20.02.2016 (доп. соглашение от 01.02.2016), оснований для обязания ответчика продлить действие договора поставки тепловой энергии (мощности) N 137 от 26.11.2016 путем подписания дополнительного соглашения не имеется.
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016 отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Истец указывает, что ООО "ГУЖФ" не отвечает за содержание межквартальных сетей соединяющие дома, ввиду чего требования ответчика о предоставлении Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты - многоквартирный жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бул. А.Медведева, 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24 (микрорайон "Радужный"), для сдачи их в эксплуатацию, является незаконным.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании представитель ООО "Главное управление жилищным фондом" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель АО "Теплосервис" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, письмом от 06.08.2015 N 1/26 истец обратился к ответчику с заявкой на заключение договора об оказании услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по объектам: г. Кореновск, Бульвар А.Медведева, N N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22,24.
Письмом от 23.10.2015 N 777 ответчик указал на необходимость предоставить заявку, в соответствии с пунктом 35 и 36 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 88, выполнить мероприятия по готовности принятия тепловой энергии в новом отопительном периоде и урегулировать вопрос по погашению задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
29.10.2015 письмом N 26 истец направил в адрес ответчика заявку на подключение МКД, расположенных в г. Кореновске, бульвар Афанасия Медведева N N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22,24.
Письмом от 11.11.2015 N 875 ответчик указал истцу, что представленная им заявка не содержит сведений о тепловой нагрузке теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; сведений о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; расчета объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики, не представлен акт СКУ Ростехнадзора о допуске внутриплощадочной тепловой сети в эксплуатацию, а также не погашена задолженность предыдущего отопительного периода в сумме 15,7 млн. руб.
Письмом от 23.11.2015 N 346 истец гарантировал ответчику безопасную и безаварийную эксплуатацию тепловых сетей жилого микрорайона "Радужный" г. Кореновска, соблюдение при эксплуатации указанного объекта "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" утвержденных Минэнерго РФ N 115.
В письме от 24.11.2015 N 877 ответчик указал, что единственной гарантией безопасной и безаварийной эксплуатации тепловых сетей МКР "Радужный" является акт допуска СКУ Ростехнадзора тепловой сети в эксплуатацию, а организация истца не вправе выдавать гарантии подобного рода.
26.11.2015 между сторонами по настоящему делу был заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) N 137, предметом которого являлась поставка тепловой энергии (мощности) на нужды отопления и (или) горячего водоснабжения по сети централизованного теплоснабжения теплоснабжающей организацией потребителю на условиях, определенных договором.
Поставка тепловой энергии (мощности) осуществлялась потребителю на объекты теплоснабжения - многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бульвар им. Афанасия Медведева N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 в количестве 12 единиц (п. 1.1. договора).
Дополнительным соглашением от 01.02.2016 срок договора поставки тепловой энергии (мощности) был продлен до 20 февраля 2016 года.
Ввиду того, что на сегодняшний день срок действия договора прекращен, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение о заключении договора должно быть достаточно определенно и должно выражать намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Кроме того, предложение о заключении договора должно содержать существенные условия такого договора (абз. 2 пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной, управомоченной требовать от другой стороны заключения договора на определенных условиях, в адрес обязанной стороны должна быть направлена оферта (проект договора).
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; потребитель тепловой энергии - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о теплоснабжении договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается Правилами организации теплоснабжения N 808.
Как установлено пунктами 35 и 36 Правил N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации", для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя; место нахождения организации (место жительства физического лица); место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод); тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года; срок действия договора; сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей); расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; банковские реквизиты; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики. удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии); договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций); устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения; разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора; акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке
Согласно пункту 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении для единой теплоснабжающей организации публичным является договор теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из представленных материалов дела, направленная в адрес ответчика заявка истца на заключение договора не содержит одного из существенных условий, а именно отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора - Акта на допуск в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети.
Согласно Правилам N 808, Тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 2.4.2. приказа Минэнерго Российской Федерации N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Согласно пункту 2.4.11. указанных Правил включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что о необходимости предоставления Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты - многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бул. А.Медведева, 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24 (микрорайон "Радужный"), выданное органом государственного энергетического надзора, истец неоднократно уведомлялся.
В материалы дела представлен протокол совещания по вопросу оказания коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям микрорайона "Радужный" от 27 ноября 2015 года, утвержденный заместителем министра промышленности и энергетики Краснодарского края А.В. Ляшко.
Согласно данному протоколу, истец обязан был в трехмесячный срок принять меры по предъявления в СКУ Ростехнадзор наружных тепловых сетей, размещенных на территории микрорайона "Радужный", для сдачи их в эксплуатацию.
Между тем, истцом в материалы дела акт допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети микрорайона "Радужный" представлен не был.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выполнение обязательства по предоставлению Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты - многоквартирный жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бул. А.Медведева, 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24 (микрорайон "Радужный"), для сдачи их в эксплуатацию возложено на истца незаконно, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так, Закон о теплоснабжении определяет потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Пунктами 35 и 36 Правил N 808 для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией установлена обязанность заявителя представить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора; акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ГУЖФ" осуществляет управление специализированным жилищным фондом, закрепленным за Минобороны РФ, в том числе жилые дома N N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 мкр. N 10 "Радужный" бульвар им. А.Медведева г. Кореновск.
Так, на ООО "ГУЖФ" возложены обязанностей по управлению жилищным фондом и обеспечению собственников жилых помещений коммунальными ресурсами.
ООО "ГУЖФ" не обеспечило соблюдение технических требований, предусмотренных при заключении договора теплоснабжения, а именно: не обеспечило получение Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты.
Таким образом, требования истца об обязании ответчика заключить договор поставки тепловой энергии правомерно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы суду были представлены дополнительные соглашения к договору поставки тепловой энергии (мощности) от 26.11.2015 N 137 от 01.02.2016, сроком действия до 20.02.2016 и от 19.02.2016, сроком действия по 14.10.2016 о продлении срока действия указанного договора. Таким образом, требования истца удовлетворены во внесудебном порядке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016 по делу N А32-22541/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.11.2016 N 15АП-15891/2016 ПО ДЕЛУ N А32-22541/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. N 15АП-15891/2016
Дело N А32-22541/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Т.Г. Гуденица, Р.Р. Илюшина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
- от ООО "Главное управление жилищным фондом": представитель по доверенности от 07.10.2016 - Шубин А.Ю., паспорт;
- от ОАО "Теплосервис": представитель по доверенности от 11.01.2016 - Григорьева А.С., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016
по делу N А32-22541/2016, принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305),
к открытому акционерному обществу "Теплосервис"
о понуждении заключить (продлить) договор,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Краснодарский" (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Теплосервис" (далее - общество) об обязании заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) либо продлить действие договора поставки тепловой энергии (мощности) от 26.11.2015 N 137 путем подписания дополнительного соглашения.
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ от заключения договора теплоснабжения нарушает условия действующего законодательства, ввиду того, что указанный договор является публичным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что акт допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети микрорайона "Радужный" представлен не был, а также, поскольку срок действия договора N 137 от 26.11.2015 истек 20.02.2016 (доп. соглашение от 01.02.2016), оснований для обязания ответчика продлить действие договора поставки тепловой энергии (мощности) N 137 от 26.11.2016 путем подписания дополнительного соглашения не имеется.
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016 отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Истец указывает, что ООО "ГУЖФ" не отвечает за содержание межквартальных сетей соединяющие дома, ввиду чего требования ответчика о предоставлении Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты - многоквартирный жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бул. А.Медведева, 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24 (микрорайон "Радужный"), для сдачи их в эксплуатацию, является незаконным.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании представитель ООО "Главное управление жилищным фондом" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель АО "Теплосервис" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, письмом от 06.08.2015 N 1/26 истец обратился к ответчику с заявкой на заключение договора об оказании услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по объектам: г. Кореновск, Бульвар А.Медведева, N N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22,24.
Письмом от 23.10.2015 N 777 ответчик указал на необходимость предоставить заявку, в соответствии с пунктом 35 и 36 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 88, выполнить мероприятия по готовности принятия тепловой энергии в новом отопительном периоде и урегулировать вопрос по погашению задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
29.10.2015 письмом N 26 истец направил в адрес ответчика заявку на подключение МКД, расположенных в г. Кореновске, бульвар Афанасия Медведева N N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22,24.
Письмом от 11.11.2015 N 875 ответчик указал истцу, что представленная им заявка не содержит сведений о тепловой нагрузке теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; сведений о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; расчета объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики, не представлен акт СКУ Ростехнадзора о допуске внутриплощадочной тепловой сети в эксплуатацию, а также не погашена задолженность предыдущего отопительного периода в сумме 15,7 млн. руб.
Письмом от 23.11.2015 N 346 истец гарантировал ответчику безопасную и безаварийную эксплуатацию тепловых сетей жилого микрорайона "Радужный" г. Кореновска, соблюдение при эксплуатации указанного объекта "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" утвержденных Минэнерго РФ N 115.
В письме от 24.11.2015 N 877 ответчик указал, что единственной гарантией безопасной и безаварийной эксплуатации тепловых сетей МКР "Радужный" является акт допуска СКУ Ростехнадзора тепловой сети в эксплуатацию, а организация истца не вправе выдавать гарантии подобного рода.
26.11.2015 между сторонами по настоящему делу был заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) N 137, предметом которого являлась поставка тепловой энергии (мощности) на нужды отопления и (или) горячего водоснабжения по сети централизованного теплоснабжения теплоснабжающей организацией потребителю на условиях, определенных договором.
Поставка тепловой энергии (мощности) осуществлялась потребителю на объекты теплоснабжения - многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бульвар им. Афанасия Медведева N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 в количестве 12 единиц (п. 1.1. договора).
Дополнительным соглашением от 01.02.2016 срок договора поставки тепловой энергии (мощности) был продлен до 20 февраля 2016 года.
Ввиду того, что на сегодняшний день срок действия договора прекращен, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение о заключении договора должно быть достаточно определенно и должно выражать намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Кроме того, предложение о заключении договора должно содержать существенные условия такого договора (абз. 2 пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной, управомоченной требовать от другой стороны заключения договора на определенных условиях, в адрес обязанной стороны должна быть направлена оферта (проект договора).
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; потребитель тепловой энергии - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о теплоснабжении договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается Правилами организации теплоснабжения N 808.
Как установлено пунктами 35 и 36 Правил N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации", для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя; место нахождения организации (место жительства физического лица); место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод); тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года; срок действия договора; сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей); расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; банковские реквизиты; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики. удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии); договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций); устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения; разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора; акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке
Согласно пункту 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении для единой теплоснабжающей организации публичным является договор теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из представленных материалов дела, направленная в адрес ответчика заявка истца на заключение договора не содержит одного из существенных условий, а именно отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора - Акта на допуск в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети.
Согласно Правилам N 808, Тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 2.4.2. приказа Минэнерго Российской Федерации N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Согласно пункту 2.4.11. указанных Правил включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что о необходимости предоставления Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты - многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бул. А.Медведева, 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24 (микрорайон "Радужный"), выданное органом государственного энергетического надзора, истец неоднократно уведомлялся.
В материалы дела представлен протокол совещания по вопросу оказания коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям микрорайона "Радужный" от 27 ноября 2015 года, утвержденный заместителем министра промышленности и энергетики Краснодарского края А.В. Ляшко.
Согласно данному протоколу, истец обязан был в трехмесячный срок принять меры по предъявления в СКУ Ростехнадзор наружных тепловых сетей, размещенных на территории микрорайона "Радужный", для сдачи их в эксплуатацию.
Между тем, истцом в материалы дела акт допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети микрорайона "Радужный" представлен не был.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выполнение обязательства по предоставлению Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты - многоквартирный жилые дома, расположенные по адресу: г. Кореновск, бул. А.Медведева, 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24 (микрорайон "Радужный"), для сдачи их в эксплуатацию возложено на истца незаконно, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так, Закон о теплоснабжении определяет потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Пунктами 35 и 36 Правил N 808 для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией установлена обязанность заявителя представить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора; акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ГУЖФ" осуществляет управление специализированным жилищным фондом, закрепленным за Минобороны РФ, в том числе жилые дома N N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 мкр. N 10 "Радужный" бульвар им. А.Медведева г. Кореновск.
Так, на ООО "ГУЖФ" возложены обязанностей по управлению жилищным фондом и обеспечению собственников жилых помещений коммунальными ресурсами.
ООО "ГУЖФ" не обеспечило соблюдение технических требований, предусмотренных при заключении договора теплоснабжения, а именно: не обеспечило получение Акта допуска в эксплуатацию внутриплощадочной тепловой сети, соединяющей объекты.
Таким образом, требования истца об обязании ответчика заключить договор поставки тепловой энергии правомерно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы суду были представлены дополнительные соглашения к договору поставки тепловой энергии (мощности) от 26.11.2015 N 137 от 01.02.2016, сроком действия до 20.02.2016 и от 19.02.2016, сроком действия по 14.10.2016 о продлении срока действия указанного договора. Таким образом, требования истца удовлетворены во внесудебном порядке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016 по делу N А32-22541/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)