Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2016 N 17АП-2828/2016-АКУ ПО ДЕЛУ N А50-28239/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. N 17АП-2828/2016-АКу

Дело N А50-28239/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя муниципального бюджетного учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1085919001970, ИНН 5919009915): не явились;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального бюджетного учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 февраля 2016 года по делу N А50-28239/2015,
принятое судьей Власовой О.Г.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:

муниципальное бюджетное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - учреждение, МБУ "ГЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 22.04.2015 N 1647, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция, административный орган), о назначении заявителю административного наказания по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 февраля 2016 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы об отсутствии в деле достаточных доказательств события вменяемого нарушения; с актом обследования, представленном в подтверждение факта нарушения, заявитель не был ознакомлен, не имел возможности дать объяснения по результатам обследования, представить необходимые документы; актом в порядке ст. 27.8 КоАП РФ не закреплены вмененные учреждению нарушения (фото-, видеосъемка не проводилась). Полагает, что не является субъектом правонарушения, поскольку не является управляющей компанией дома.
Инспекция по мотивам, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом.
Дополнительные документы, представленные с жалобой, приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку дублируют имеющиеся.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного 26.02.2015 осмотра многоквартирного жилого дома N 49 по ул. Прокопьевская в г. Чердыни должностным лицом инспекции выявлено наличие на кровле дома наледи, снежных навесов, сосулек, о чем в тот же день составлен акт осмотра.
Посчитав, что при таких обстоятельствах учреждением, ответственным за содержание и ремонт дома, нарушены пункты 3.6.14, 4.6.1.23, 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ), административным органом по факту выявленных нарушений 23.03.2015 в соответствии с полномочиями, установленными статьей 28.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 1647 по результатам рассмотрения которого в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.55 КоАП РФ, вынесено постановление от 22.04.2015 N 1647 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд исходил из наличия в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по указанной статье Кодекса, являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющими организациями на основании гражданско-правового договора.
Из материалов дела следует, инспекцией установлено, что заявитель является организацией, осуществляющей работы по содержанию и текущему обслуживанию общего имущества жилого дома, что согласуется с уставными целями учреждения и им не оспаривается (доводы заявителя сводятся лишь к отсутствию договора управления между ним и собственниками дома), Соответственно, учреждение является лицом, ответственным за содержание и ремонт данного дома, соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании (пункт 10).
Согласно п. 3.6.14 ПиН ТЭЖФ накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы.
Согласно Приложению N 4 удаление с крыш снега и наледей входит в перечень работ по содержанию жилых домов.
Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине) (п. 4.6.1.23 ПиН ТЭЖФ).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (п. 4.6.1.1 ПиН ТЭЖФ).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя события вмененного ему административного правонарушения, факт наличия которого подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств (в том числе актом осмотра, протоколом об административном правонарушении) и заявителем документально не опровергнут.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы апеллянта о том, что фиксация события в акте является недостаточным; другие доказательства, в частности фото-, видеосъемки отсутствуют.
Фото-, видеоматериалы не могут быть основными и единственными доказательствами по делу об административной правонарушении, подтверждают лишь то или иное обстоятельство, зафиксированное в акте либо протоколе, уточнять его либо конкретизировать, то есть, по мнению суда апелляционной инстанции, являются факультативными доказательствами.
Апелляционный суд отмечает, что КоАП РФ не устанавливает исчерпывающего и обязательного перечня доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами могут быть протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Акт осмотра и протокол об административном правонарушении составлен одним и тем же должностным лицом инспекции Тюфяковым А.А., что подтверждает их соотносимость и достоверность содержания. Кроме того, при осмотре присутствовал житель помещения в доме.
Акт осмотра составлен должностным лицом в рамках своих полномочий, представленных ему Положением об Инспекции, КоАП РФ и во исполнение Административного регламента и является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении; по своему содержанию акт является документом, который фиксирует обнаруженный факт (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Акте осмотра и протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения описано в достаточной степени; данные документы апелляционный суд считает надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении. Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми не установлено.
Таким образом, событие правонарушения, вмененного учреждению, подтверждено материалами дела.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос вины учреждения в невыполнении требований ПиН ТЭЖФ исследован инспекцией в постановлении. Доказательств невозможности принятия достаточных и своевременных мер в силу объективных препятствий учреждением не представлено. Таким образом, вина заявителя в совершении правонарушения доказана материалами дела.
Выводы суда о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, являются правильными.
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы МБУ "ГЖКХ" о нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности, отклонил их, признав несостоятельными.
Апелляционный суд по материалам дела также не установил со стороны административного органа процессуальных нарушений, которые препятствовали бы привлечению к административной ответственности. Заявитель имел реальную возможность воспользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола и рассмотрении административного дела МБУ "ГЖКХ" извещено надлежащим образом (л.д. 31-33, 34-37).
Правила проведения проверок, предусмотренные Федеральным законом N 294-ФЗ, в данном случае не применяются, на что верно указал суд; осмотр как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке ст. 27.8 КоАП РФ не производился.
Доводы заявителя о непредоставлении возможности ознакомиться с результатами обследования не свидетельствуют о процессуальном нарушении со стороны административного органа; акт осмотра был составлен не в рамках осуществления муниципального контроля, а для фиксации непосредственного обнаружения административного правонарушения.
МБУ "ГЖКХ" привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.22 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от ответственности не имеется.
На основании установленных обстоятельств, правильно применив к спорному правоотношению нормы права, суд первой инстанции обоснованно отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 февраля 2016 года по делу N А50-28239/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)