Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2017 N Ф02-3675/2017 ПО ДЕЛУ N А33-21426/2016

Требование: О взыскании задолженности за оказанные услуги по водоотведению.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, поскольку при наличии технической возможности установки приборов учета горячей и холодной воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности к нормативу потребления горячей и холодной воды подлежит применению повышающий коэффициент, то данный коэффициент должен учитываться и при определении объемов водоотведения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. по делу N А33-21426/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 8 августа 2017 года
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КрасКом" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 февраля 2017 года по делу N А33-21426/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шевцова Т.В., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В. Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2464026997, ОГРН 1022402310600, г. Красноярск, далее - ООО "КрасКом") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомцентр" (ИНН 2464026997, ОГРН 1022402310600, г. Красноярск, далее - ООО "Жилкомцентр") о взыскании 1 493 974 рубля 24 копейки задолженности за оказанные в апреле и мае 2016 года услуги по водоотведению.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2017 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "КрасКом" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что им правомерно при расчете объемов услуг водоотведения за спорный период, применен повышенный коэффициент, поскольку, как установлено положениями действующей в рассматриваемый период редакции Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354 (далее - Правила N 354) при наличии технической возможности установки приборов учета горячей и холодной воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности, к нормативу потребления горячей и холодной воды подлежит применению повышающий коэффициент.
По мнению ООО "КрасКом" необходимость применения действующих нормативов (с повышающим коэффициентом) к спорным услугам следует и из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 N 7288-ач/04, а также применение таких коэффициентов следует из Письма указанного Министерства от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания и путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения жалобы на портале сайта www.kad.arbitr.ru), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (энергоснабжающей организацией) и ответчиком (абонентом) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.08.2005 N 26/02109 (номер договора изменен в соответствии с соглашением от 17.08.2010), в силу пункта 1.1 которого энергоснабжающая организация обязалась оказать услуги по отпуску питьевой воды из системы городской канализации абоненту на нужды потребителей Свердловского района города Красноярска и по приему (сбросу) сточных вод в городскую канализацию от указанных потребителей.
В приложении N 2 к договору согласован перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении абонента, в отношении которых оказываются услуги по водоснабжению и водоотведению.
Из уточненного расчета истца от 28.12.2016 следует, что в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, в апреле и мае 2016 оказаны услуги по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 23 104 362 рубля 11 копеек.
В подтверждение объемов оказанных услуг в материалы дела истцом представлены поданные ответчиком показания общедомовых приборов учета холодной воды (письма от 26.04.2016 N 1274, от 27.05.2016 N 1726), показания приборов учета административных помещений (письма от 27.04.2016 N 1282, от 26.05.2016 N 1710), расчеты начислений по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения (письмо от 05.05.2016 N 1383).
Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определена истцом по тарифам, утвержденным приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2015 N 636-в.
На оплату оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению истцом ответчику выставлены соответствующие счета-фактуры.
Письмом от 27.07.2016 N 269 истцом ответчику направлена претензия, с требованием оплатить задолженность в сумме 1 493 974 рубля 24 копейки за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению.
Поскольку направленная претензия ответчиком оставлена без ответа, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, предъявив требование о взыскании с ответчика задолженности за услугу по водоотведению в сумме 1 493 974 рубля 24 копейки, составляющей сумму повышающего коэффициента на водоотведение, примененного истцом в расчетах объема указанного коммунального ресурса за спорный период.
В обоснование предъявленной суммы корректировки истец сослался на порядок оплаты за коммунальные услуги, предусмотренный пунктом 42 Правила N 354. По мнению истца, поскольку при наличии технической возможности установки приборов учета горячей и холодной воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности, к нормативу потребления горячей и холодной воды подлежит применению повышающий коэффициент, то данный коэффициент должен учитываться и при определении объемов водоотведения.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению не предусмотрено действующим законодательством.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129).
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил N 354.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об энергоснабжении") производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Постановлением N 603, уточнен порядок применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно которому повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости, потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и 17.12.2014 N 1380 в Правила N 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Согласно позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), изложенной в Письме от 18.03.2015 N 7288-ач/04, в отношении расчета платы за коммунальные услуги водоотведения в жилых помещениях применяется порядок, установленный в пункте 42 Правил N 354, при котором в отсутствие в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной и (или) прибора учета горячей воды размер платы за коммунальные услуги водоотведения определяется исходя из норматива потребления коммунальных услуг водоотведения. При этом соответственно, применяются "повышенные нормативы" (при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета).
Вместе с тем, как установлено судами двух инстанций, ни в Правилах N 354, ни соответственно в Приложении 1 к Правилам N 306, ни в Правилах N 124, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению. Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 30.06.2015, о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению.
Действующим законодательством не установлена обязанность собственников помещений в жилых домах или управляющих компаний устанавливать индивидуальные или общедомовые приборы учета сточных вод, равно как, и не установлено самостоятельное значение норматива по водоотведению. В перечне нормативов потребления, которые согласно Правилам N 306 определяются с учетом повышающего коэффициента, коммунальная услуга по водоотведению отсутствует.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, учитывая установленные обстоятельства, а также разъяснения, содержащиеся в Письме Минстроя России от 15.08.2016 N 26049-ОД/04 и в пункте 3 Письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 о том, что, повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению, суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований у истца для применения повышающего коэффициента при определении объемов водоотведения, поскольку применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению действующим законодательством не предусмотрено.
Ссылка истца при обосновании необходимости применения им при расчете повышающего коэффициента на разъяснения, содержащиеся в пункте 5 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 N 7288-ач/04, обоснованно отклонена судами, как противоречащая нормам законодательства, подлежащего применению при определении размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 февраля 2017 года по делу N А33-21426/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ

Судьи
Т.В.БЕЛОНОЖКО
А.И.РУДЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)