Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Шалова О.В. по доверенности от 27.04.2017,
от заинтересованного лица: представитель Музыков Д.В. по доверенности N 11 от 09.01.2017,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 31.08.2017 по делу N А53-15327/2017,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Карташовой Евгении Владимировны
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Стройюгресурс"
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,
индивидуальный предприниматель Карташова Евгения Владимировна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, регистрирующий орган) N 61/042/003/2017-3278 от 24.03.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект: нежилое помещение, площадью 204,1 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Сергея Шило, д. 265-в, кадастровый номер 61:58:0005211:3332; об обязании осуществить государственную регистрацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройюгресурс" (далее - застройщик, общество).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 признано незаконным, как не соответствующее положениям пункта 5 статьи 26, статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", решение управления N 61/042/003/2017-3278 от 24.03.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект: нежилое помещение, площадью 204,1 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Сергея Шило, д. 265-в, кадастровый номер 61:58:0005211:3332. Суд обязал управление осуществить государственную регистрацию права собственности на спорный объект за индивидуальным предпринимателем Карташовой Евгенией Владимировной.
Решение мотивировано тем, что характер внесенных в проектную и техническую документацию изменений планировки помещений не является реконструкцией, поэтому разрешения на реконструкцию строящегося объекта не требовалось. Работы по внутренней перепланировке помещений были согласованы надлежащим образом, до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в документацию были внесены соответствующие изменения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент ввода спорного объекта в эксплуатацию изменения в проектную документацию в части технико-экономических показателей (помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23) не вносились, разрешение на реконструкцию выдано не было. Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано без учета выполненной перепланировки нежилого помещения в отсутствие разрешения на реконструкцию спорного объекта, что послужило основанием отказа в государственной регистрации права собственности на такое помещение.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва на жалобу, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.08.2014 между ООО "Стройюгресурс" (инвестор-застройщик) и ИП Карташовой Е.В. (участник долевого строительства) заключены договоры участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23), согласно которым инвестор-застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами или с привлечением других лиц построить (создать) объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную настоящим договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости. Объектом недвижимости является - дом быта общественного назначения общей площадью 1499,32 кв. м по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Сергея Шило, 265-в.
Объектами долевого строительства по указанным выше договорам являются: нежилые помещения, с присвоенными номерами до момента сдачи в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенные на 1 этаже в 2-х этажном доме быта общественного назначения: по договору N ДБОН-1/(14) - помещение N 14 площадью 22 кв. м, по договору N ДБОН-1/(15) - помещение N 15 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(16) - помещение N 16 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(17) - помещение N 17 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(19) - помещение N 19 площадью 16,15 кв. м, по договору N ДБОН-1/(20) - помещение N 20 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(21) - помещение N 21 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(22) - помещение N 22 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(23) - помещение N 23 площадью 22 кв. м.
Договоры участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23) зарегистрированы в установленном законом порядке.
ООО "Стройюгресурс" в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получено разрешение на строительство дома быта общественного назначения общей площадью 1499,32 кв. м, количество этажей 2, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в N RU61311000-153 от 23.06.2014.
На основании вышеуказанного документа, строительство осуществлялось в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", проектная декларация опубликована в сети Internet на сайте: www.suresurs.ru.
ООО "Стройюгресурс" произвело перепланировку девяти нежилых помещений, являющихся предметом договоров участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23), путем объединения их в одно нежилое помещение под номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м.
В связи с объединением части нежилых помещений 16.11.2015 между ООО "Стройюгресурс" и ИП Карташовой Е.В. заключены дополнительные соглашения к договорам участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23), согласно которым объект долевого строительства - нежилое помещение, с присвоенным до момента сдачи в эксплуатацию объекта недвижимости номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 площадью 204,10 кв. м, расположенное на 1 этаже, в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Указанные изменения внесены в проектную декларацию, которые также опубликованы в сети Internet на сайте: www.suresurs.ru.
В результате объединения нежилых помещений, обществу выданы технический паспорт и технический план на здание дом быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Здание дом быта общественного назначения поставлено на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 61:58:0005211:3331.
Спорное помещение под номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м, являющееся предметом договоров участия в долевом строительстве, в редакции дополнительных соглашений, также поставлено на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 61:58:0005211:3332.
04.12.2015 ООО "Стройюгресурс" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU61311000-198-2015, согласно которому Администрация г. Таганрога разрешает ввод в эксплуатацию построенного дом быта, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в, общей площадью 1499,30 кв. м.
13.02.2017 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 61:58:0005211:3332 общей площадью 204,1 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Регистрирующим органом проведена правовая экспертиза документов, в ходе которой установлено, что договор участия в долевом строительстве, предметом которого является строительство объекта - нежилого помещения площадью 204,1 кв. м расположенного в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в, ранее зарегистрирован не был.
Уведомлением от 27.02.2017 N 61/042/003/2017-3278 регистрирующий орган приостановил осуществление государственной регистрации в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Регистрирующий орган в порядке межведомственного взаимодействия обратился в Администрацию г. Таганрога с запросом о предоставлении сведений о наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию RU61311000-198-2015 от 04.12.2015.
Администрация г. Таганрога в ответе N 60.3.1/704 от 16.03.2017 сообщила, что на момент ввода объекта в эксплуатацию, изменения в проектную документацию в части технико-экономических показателей (помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23) не вносились. С 04.12.2015 разрешение на реконструкцию объекта, в части объединения указанных помещений не выдавала, заявлений с подобным обращением не поступало.
Сообщением от 24.03.2017 N 61/042/003/2017-3278 регистрирующий орган отказал предпринимателю в государственной регистрации по мотиву непредставления документов, свидетельствующих, что реконструкция объекта недвижимого имущества была проведена с соблюдением требований действующего законодательства, а именно не представлен документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости под номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м, расположенное на 1 этаже, в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Как указано в части 3 статьи 8 Закона N 214-ФЗ, после получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 214-ФЗ право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства после передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 16 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 55 ГрК РФ установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В частности, данной нормой предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрК РФ; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект, поскольку заявителем не был представлен полный пакет документов, подтверждающий возникновение права собственности на нежилое помещение с номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, площадью 204,10 кв. м, расположенное на 1 этаже, в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Свое решение регистрирующий орган обосновал тем, что согласно ответу Администрации г. Таганрога N 60.3.1/704 от 16.03.2017 отсутствуют изменения в проектной документации в части технико-экономических показателей (помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23), не выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства в части объединения помещений.
Из материалов дела видно, что застройщиком в процессе строительства здания проведены работы по объединению помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м в одно помещение такой же площадью.
Заявитель ссылается на то, что в процессе создания здания была проведена перепланировка его помещений с учетом внесения соответствующих изменений в проектную документацию, выдачей технических паспорта и плана, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию RU61311000-198-2015 от 04.12.2015, а также постановкой объекта на кадастровый учет.
Судебная коллегия отклоняет доводы регистрирующего органа, поскольку изменение конфигурации помещений было осуществлено с соблюдением норм Градостроительного кодекса РФ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в конкретном случае реконструкции спорного объекта не было.
Статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
Аналогичное применимо к понятию переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения, для осуществления которых необходимо согласование.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе его площади, входит в понятие реконструкции.
Из части 1 статьи 51 ГрК РФ следует, что реконструкция объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Из анализа приведенных норм следует, что реконструкция возможна в отношении недвижимого имущества, которое уже существует как объект гражданского права.
Заявитель представил дополнительные соглашения к договорам долевого участия в строительстве, из которых усматривалась воля сторон на передачу обществом, и соответственно, получение предпринимателем единого объекта площадью 204,1 кв. м.
Из материалов дела видно, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU61311000-198-2015 от 04.12.2015 было выдано на основании документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ. При этом данное разрешение в судебном порядке не оспорено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при объединении девяти нежилых помещений в одно была осуществлена их перепланировка, а не реконструкция здания в целом, поскольку площадь и объем здания не изменены, целостность наружных капитальных стен не нарушена, капитальные конструкции не затронуты, предельные параметры не превышены, надежность и безопасность конструктивных и других характеристик произведенной перепланировки не затронуты.
Нежилые помещения, объединенные в одно, общей площадью 204, 1 кв. м, в момент выдачи администрацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановки здания на кадастровый учет были отражены в технической документации как одно помещение и неотъемлемая часть здания, что подтверждается проектной декларацией, изменениями в проектную декларацию, техническим паспортом и техническим планом.
Оценив ответ Администрации г. Таганрога N 60.3.1/704 от 16.03.2017 в порядке части 2 статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что изложенные в нем сведения не правильно толкуются управлением.
Отвечая на вопросы судебной коллегии, представитель управления не смог пояснить, каким образом был сформулирован запрос в администрацию.
Выводы о самовольности выполненных изменений противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение управления N 61/042/003/2017-3278 от 24.03.2017, обязав управление зарегистрировать право собственности на спорный объект за индивидуальным предпринимателем Карташовой Евгенией Владимировной.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 по делу N А53-15327/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 15АП-16650/2017 ПО ДЕЛУ N А53-15327/2017
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 15АП-16650/2017
Дело N А53-15327/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Шалова О.В. по доверенности от 27.04.2017,
от заинтересованного лица: представитель Музыков Д.В. по доверенности N 11 от 09.01.2017,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 31.08.2017 по делу N А53-15327/2017,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Карташовой Евгении Владимировны
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Стройюгресурс"
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,
установил:
индивидуальный предприниматель Карташова Евгения Владимировна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, регистрирующий орган) N 61/042/003/2017-3278 от 24.03.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект: нежилое помещение, площадью 204,1 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Сергея Шило, д. 265-в, кадастровый номер 61:58:0005211:3332; об обязании осуществить государственную регистрацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройюгресурс" (далее - застройщик, общество).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 признано незаконным, как не соответствующее положениям пункта 5 статьи 26, статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", решение управления N 61/042/003/2017-3278 от 24.03.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект: нежилое помещение, площадью 204,1 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Сергея Шило, д. 265-в, кадастровый номер 61:58:0005211:3332. Суд обязал управление осуществить государственную регистрацию права собственности на спорный объект за индивидуальным предпринимателем Карташовой Евгенией Владимировной.
Решение мотивировано тем, что характер внесенных в проектную и техническую документацию изменений планировки помещений не является реконструкцией, поэтому разрешения на реконструкцию строящегося объекта не требовалось. Работы по внутренней перепланировке помещений были согласованы надлежащим образом, до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в документацию были внесены соответствующие изменения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент ввода спорного объекта в эксплуатацию изменения в проектную документацию в части технико-экономических показателей (помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23) не вносились, разрешение на реконструкцию выдано не было. Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано без учета выполненной перепланировки нежилого помещения в отсутствие разрешения на реконструкцию спорного объекта, что послужило основанием отказа в государственной регистрации права собственности на такое помещение.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва на жалобу, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.08.2014 между ООО "Стройюгресурс" (инвестор-застройщик) и ИП Карташовой Е.В. (участник долевого строительства) заключены договоры участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23), согласно которым инвестор-застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами или с привлечением других лиц построить (создать) объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную настоящим договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости. Объектом недвижимости является - дом быта общественного назначения общей площадью 1499,32 кв. м по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Сергея Шило, 265-в.
Объектами долевого строительства по указанным выше договорам являются: нежилые помещения, с присвоенными номерами до момента сдачи в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенные на 1 этаже в 2-х этажном доме быта общественного назначения: по договору N ДБОН-1/(14) - помещение N 14 площадью 22 кв. м, по договору N ДБОН-1/(15) - помещение N 15 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(16) - помещение N 16 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(17) - помещение N 17 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(19) - помещение N 19 площадью 16,15 кв. м, по договору N ДБОН-1/(20) - помещение N 20 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(21) - помещение N 21 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(22) - помещение N 22 площадью 23,95 кв. м, по договору N ДБОН-1/(23) - помещение N 23 площадью 22 кв. м.
Договоры участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23) зарегистрированы в установленном законом порядке.
ООО "Стройюгресурс" в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получено разрешение на строительство дома быта общественного назначения общей площадью 1499,32 кв. м, количество этажей 2, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в N RU61311000-153 от 23.06.2014.
На основании вышеуказанного документа, строительство осуществлялось в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", проектная декларация опубликована в сети Internet на сайте: www.suresurs.ru.
ООО "Стройюгресурс" произвело перепланировку девяти нежилых помещений, являющихся предметом договоров участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23), путем объединения их в одно нежилое помещение под номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м.
В связи с объединением части нежилых помещений 16.11.2015 между ООО "Стройюгресурс" и ИП Карташовой Е.В. заключены дополнительные соглашения к договорам участия в долевом строительстве N ДБОН-1/(14), N ДБОН-1/(15), N ДБОН-1/(16), N ДБОН-1/(17), N ДБОН-1/(19), N ДБОН-1/(20), N ДБОН-1/(21), N ДБОН-1/(22), N ДБОН-1/(23), согласно которым объект долевого строительства - нежилое помещение, с присвоенным до момента сдачи в эксплуатацию объекта недвижимости номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 площадью 204,10 кв. м, расположенное на 1 этаже, в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Указанные изменения внесены в проектную декларацию, которые также опубликованы в сети Internet на сайте: www.suresurs.ru.
В результате объединения нежилых помещений, обществу выданы технический паспорт и технический план на здание дом быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Здание дом быта общественного назначения поставлено на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 61:58:0005211:3331.
Спорное помещение под номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м, являющееся предметом договоров участия в долевом строительстве, в редакции дополнительных соглашений, также поставлено на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 61:58:0005211:3332.
04.12.2015 ООО "Стройюгресурс" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU61311000-198-2015, согласно которому Администрация г. Таганрога разрешает ввод в эксплуатацию построенного дом быта, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в, общей площадью 1499,30 кв. м.
13.02.2017 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 61:58:0005211:3332 общей площадью 204,1 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Регистрирующим органом проведена правовая экспертиза документов, в ходе которой установлено, что договор участия в долевом строительстве, предметом которого является строительство объекта - нежилого помещения площадью 204,1 кв. м расположенного в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в, ранее зарегистрирован не был.
Уведомлением от 27.02.2017 N 61/042/003/2017-3278 регистрирующий орган приостановил осуществление государственной регистрации в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Регистрирующий орган в порядке межведомственного взаимодействия обратился в Администрацию г. Таганрога с запросом о предоставлении сведений о наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию RU61311000-198-2015 от 04.12.2015.
Администрация г. Таганрога в ответе N 60.3.1/704 от 16.03.2017 сообщила, что на момент ввода объекта в эксплуатацию, изменения в проектную документацию в части технико-экономических показателей (помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23) не вносились. С 04.12.2015 разрешение на реконструкцию объекта, в части объединения указанных помещений не выдавала, заявлений с подобным обращением не поступало.
Сообщением от 24.03.2017 N 61/042/003/2017-3278 регистрирующий орган отказал предпринимателю в государственной регистрации по мотиву непредставления документов, свидетельствующих, что реконструкция объекта недвижимого имущества была проведена с соблюдением требований действующего законодательства, а именно не представлен документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости под номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м, расположенное на 1 этаже, в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Как указано в части 3 статьи 8 Закона N 214-ФЗ, после получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 214-ФЗ право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства после передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 16 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 55 ГрК РФ установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В частности, данной нормой предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрК РФ; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект, поскольку заявителем не был представлен полный пакет документов, подтверждающий возникновение права собственности на нежилое помещение с номером 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, площадью 204,10 кв. м, расположенное на 1 этаже, в 2-х этажном доме быта общественного назначения, по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. С. Шило, 265-в.
Свое решение регистрирующий орган обосновал тем, что согласно ответу Администрации г. Таганрога N 60.3.1/704 от 16.03.2017 отсутствуют изменения в проектной документации в части технико-экономических показателей (помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23), не выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства в части объединения помещений.
Из материалов дела видно, что застройщиком в процессе строительства здания проведены работы по объединению помещений 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23 общей площадью 204,1 кв. м в одно помещение такой же площадью.
Заявитель ссылается на то, что в процессе создания здания была проведена перепланировка его помещений с учетом внесения соответствующих изменений в проектную документацию, выдачей технических паспорта и плана, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию RU61311000-198-2015 от 04.12.2015, а также постановкой объекта на кадастровый учет.
Судебная коллегия отклоняет доводы регистрирующего органа, поскольку изменение конфигурации помещений было осуществлено с соблюдением норм Градостроительного кодекса РФ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в конкретном случае реконструкции спорного объекта не было.
Статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
Аналогичное применимо к понятию переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения, для осуществления которых необходимо согласование.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе его площади, входит в понятие реконструкции.
Из части 1 статьи 51 ГрК РФ следует, что реконструкция объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Из анализа приведенных норм следует, что реконструкция возможна в отношении недвижимого имущества, которое уже существует как объект гражданского права.
Заявитель представил дополнительные соглашения к договорам долевого участия в строительстве, из которых усматривалась воля сторон на передачу обществом, и соответственно, получение предпринимателем единого объекта площадью 204,1 кв. м.
Из материалов дела видно, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU61311000-198-2015 от 04.12.2015 было выдано на основании документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ. При этом данное разрешение в судебном порядке не оспорено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при объединении девяти нежилых помещений в одно была осуществлена их перепланировка, а не реконструкция здания в целом, поскольку площадь и объем здания не изменены, целостность наружных капитальных стен не нарушена, капитальные конструкции не затронуты, предельные параметры не превышены, надежность и безопасность конструктивных и других характеристик произведенной перепланировки не затронуты.
Нежилые помещения, объединенные в одно, общей площадью 204, 1 кв. м, в момент выдачи администрацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановки здания на кадастровый учет были отражены в технической документации как одно помещение и неотъемлемая часть здания, что подтверждается проектной декларацией, изменениями в проектную декларацию, техническим паспортом и техническим планом.
Оценив ответ Администрации г. Таганрога N 60.3.1/704 от 16.03.2017 в порядке части 2 статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что изложенные в нем сведения не правильно толкуются управлением.
Отвечая на вопросы судебной коллегии, представитель управления не смог пояснить, каким образом был сформулирован запрос в администрацию.
Выводы о самовольности выполненных изменений противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение управления N 61/042/003/2017-3278 от 24.03.2017, обязав управление зарегистрировать право собственности на спорный объект за индивидуальным предпринимателем Карташовой Евгенией Владимировной.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 по делу N А53-15327/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)