Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена - 24.04.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 27.04.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2017 года по делу N А12-67106/2016 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768, г. Волгоград)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград)
о признании частично незаконным предписания N 2545-р от 06.10.2016 года.
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" - Карасева Н.Н., доверенность от 23.09.2016 года (срок доверенности 1 год);
- от Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда - не явились, извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (далее - Общество, ООО ГК "ЮРВ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда о признании незаконным и подлежащим отмене предписания N 2545-р от 06.10.2016 г. "Об устранении выявленных нарушений", в части обязания: произвести ремонт ограждающих конструкций (стен и потолков); произвести ремонт полов в местах общего пользования; произвести замену коррозированного участка трубопровода холодного водоснабжения в местах общего пользования встроенного жилого помещения, расположенного в цокольном (подвальном) этаже многоквартирного дома по ул. Аренского, 2/1 г. Волгограда (абз. 1, 2 второго пункта предписания, т. 1 л.д. 44).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных ООО ГК "ЮРВ" требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, предписание N 2545-р от 06.10.2016 г. признать незаконным.
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда извещено о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.03.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения доводов обращения заявителя, проживающего в многоквартирном доме N 2/1 по ул. Аренского, поступившего из Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, по вопросам технического состояния цоколя, отмостки, несущих и ограждающих конструкций в квартире N 23, общедомовой системы электроснабжения (наличие скруток), общедомовой системы инженерных коммуникаций (горячего водоснабжения, отопления, водоотведения), санитарно-технического состояния окон, в том числе: подоконников вышеуказанного дома, должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО ГК "ЮРВ" (т. 1 л.д. 70).
Подробно результаты проверки отражены в акте от 06.10.2016 N 2545-р (т. 1 л.д. 11-14).
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований в содержании общего имущества (акт проверки). В частности, в местах общего пользования встроенного жилого помещения, расположенного в цокольном (подвальном) этаже, наблюдается частичное разрушение гипсолитовых перегородок. Перегородки имеют трещины, повреждения отделочного слоя, излом стены с четкой горизонтальной трещиной. Наблюдается загрязненность и запыленность ограждающих конструкций, трещины и участки отслоения штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке в коридоре и кухне. Наблюдается излом бетонных полов в местах сопряжения с несущими стенами. В местах расположения перегородок наблюдается проседание бетонных и деревянных полов, уклон от внутренних и наружных несущих стен к перегородкам. Линолеум на полах имеет протертости, трещины материала, локальные разрушения. Также наблюдается зыбкость пола. На водопроводах холодного водоснабжения, отопления наблюдается нарушение окрасочного слоя, трубопроводы подвержены активной коррозии.
По результатам проверки Инспекцией Обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний "ЮРВ" как лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом N 2/1 по ул. Аренского выдано предписание от 06.10.2016 N 2545-р, со сроком исполнения до 01.12.2016 (т. 1 л.д. 44-45).
В абз. 1 и 2 второго пункта предписания N 2545-р от 06.10.2016 года, Инспекция указала на мероприятия (работы), предписанные для выполнения Обществом с ограниченной ответственностью Группа компаний "ЮРВ", а именно: произвести ремонт ограждающих конструкций (стен и потолков). Привести места общего пользования в надлежащее санитарное состояние, в соответствии с требованиями нормативов (абз. 1 пункта 2); провести ремонт полов в местах общего пользования (абз. 2 пункта 2); произвести замену коррозийного участка трубопровода холодного водоснабжения (абз. 6 пункта 2).
ООО ГК "ЮРВ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания в указанных пунктах. В обоснование своих доводов Общество считает незаконным возложение выполнения работ на инженерном оборудовании и конструктивных элементах, являющихся незаконной перепланировкой и переоборудованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку именно на ООО ГК "ЮРВ" возложена организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, решение которой он взял на себя подписав договор управления многоквартирным домом, именно ООО ГК "ЮРВ" обязано обеспечить сохранность и использование общего имущества, не допускать ухудшение технического состояния имущества, осуществлять содержание и текущий ремонт общего имущества.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, в силу следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО ГК "ЮРВ" с 01.10.2014 осуществляет управление многоквартирным домом N 2/1 по ул. Аренского на основании договора управления, заключенного по результатам общего собрания собственников помещений указанного дома, что подтверждается сведениями, размещенными на сайте www.reformagkh.ru - официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации управляющими организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 ЖК РФ, пунктов 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
Согласно пунктам 8, 24 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее Федеральный закон N 384-ФЗ) строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, которая должна отвечать требованиям механической безопасности и находиться в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что ограждающие несущие и ненесущие конструкции, к которым также можно отнести и перегородки, являются общим имуществом собственников в многоквартирном доме.
Пункт 10 Правил предусматривает, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией (пункт 16 Правил).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При этом, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Пунктом 11 Правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Статьей 36 Федерального закона N 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пункты 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН) также определяют, что управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
При этом в соответствии с пунктами 20, 22 Правил, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 384-ФЗ предусмотрено, что за предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся разрушением любого характера, потерей устойчивости формы, потерей устойчивости положения, нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, акт проверки от 06.10.2016 N 2545-р с указанием на ненадлежащее техническое состояние общего имущества многоквартирного дома N 2/1 по ул. Аренского, в частности, на разрушение гипсолитовых перегородок, на трещины в данных перегородках, повреждения отделочного слоя, излом стены с четкой горизонтальной трещиной, на трещины и участки отслоения штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке в коридоре и кухне; излом бетонных полов в местах сопряжения с несущими стенами, проседание бетонных и деревянных полов, уклон от внутренних и наружных несущих стен к перегородкам, на зыбкость пола, свидетельствуют о достижении указанными строительными конструкциями многоквартирного дома предельно допустимых характеристик их надежности и безопасности.
Согласно пункту 42 Правил, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (ПиН), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае, должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений либо включения соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Пунктом 4.5.1 ПиН предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление звукоизоляционных, огнезащитных и влагозащитных (в санитарных узлах и кухнях) свойств.
В силу пунктов 4.5.2, 4.5.3, 4.5.5 ПиН зыбкость перегородок необходимо уменьшать восстановлением и установкой дополнительных креплений к смежным конструкциям.
Если перегородки из мелких элементов имеют значительный наклон или выпучивание, а в горизонтальных швах появились трещины, то их следует переложить или заменить новыми.
Сквозные трещины в перегородках, а также неплотности по периметру перегородок в местах их сопряжения со смежными конструкциями необходимо расчистить и тщательно уплотнить специальными герметизирующими материалами или проконопатить паклей, смоченной в гипсовом растворе, а затем заделать с обеих сторон известково-гипсовым раствором.
При повторном появлении трещин в местах сопряжений перегородок со стенами или друг с другом необходимо оштукатурить углы по металлической сетке.
Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава.
Согласно пункту 4.4.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Пункт 4.4.3 ПиН определяет, что полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию.
Как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, минимальный перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Пункт 3 Минимального перечня определяет работы, выполняемые в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания перегородок в многоквартирных домах, согласно пункту 10 Минимального перечня, являются: выявление зыбкости, выпучивания, наличия трещин в теле перегородок и в местах сопряжения между собой и с капитальными стенами, перекрытиями, отопительными панелями, дверными коробками, в местах установки санитарно-технических приборов и прохождения различных трубопроводов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 11 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Минимального перечня работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, являются: выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление зыбкости перекрытия; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
- В соответствии с пунктом 4.2.1.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом;
- В соответствии с пунктом 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь; контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Выявленные Инспекцией неисправности: неисправность окрасочного слоя трубопровода холодного водоснабжения, отопления, поражение коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения свидетельствуют о нарушении 4.2.1.4. и 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Поскольку эксплуатация общего имущества жилого дома с такими нарушениями свидетельствует о ненадлежащем содержании общего имущества жилого дома, влияет на безопасность проживания и является недопустимой, Инспекцией правомерно вынесено предписание принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно установлено, что именно на ООО ГК "ЮРВ" возложена организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, решение которой он взял на себя, подписав договор управления многоквартирным домом.
При осуществлении такой деятельности ООО ГК "ЮРВ" обязано обеспечивать сохранность и использование общего имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять содержание и текущий ремонт общего имущества.
Кроме этого, заявителем не принимается во внимание тот факт, что жители многоквартирного дома N 2/1 по ул. Аренского оплачивали и продолжают оплачивать денежные средства за то, чтобы управляющая организация поддерживала в надлежащем состоянии общее имущество, не допуская дальнейшего развития последствий неисправности, путем проведения неотложных работ по текущему ремонту и обслуживанию такого имущества.
Вместе с тем, проведенной проверкой было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, заявителем данные мероприятия и работы не выполнялись. Более того, как правомерно отмечено судом первой инстанции, выявленные при проверке нарушения свидетельствуют о непринятии Обществом исчерпывающих мер по их предупреждению и устранению.
Каких-либо доказательств того, что с момента заключения договора управления многоквартирным домом N 2/1 по ул. Аренского, заявитель когда-либо информировал собственников помещений в данном доме о состоянии общего имущества дома, требующего ремонта, доводил до них сведения о возможных негативных последствиях непроведения ремонта, представлял конкретные предложения собранию собственников помещений по проведению ремонта с обоснованием его стоимости, ООО ГК "ЮРВ" в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обосновано не приняты доводы заявителя относительно того, что из ответов БТИ и Администрации следует, что указанные перегородки в помещениях возведены без соответствующего разрешения собственниками жилых помещений и в технических паспортах не значатся, поскольку по договору ООО ГК "ЮРВ" приняла в управление общее имущество и обязана содержать его в исправном состоянии.
Кроме того, из ответа Администрации Советского района г. Волгограда N 01-08/606 от 20.02.2015 г. в адрес ООО ГК "ЮРВ" (т. 1 л.д. 20) "О непригодности (пригодности) жилых помещений для проживания" следует, что 5 комнат цокольного этажа в жилом доме N 2/1 по ул. им. Аренского, находятся в собственности граждан, право собственности на комнаты признано в порядке приватизации на оснований Решений Советского районного суда. Информация о собственниках остальных 6-ти комнат в Росреестре отсутствует".
Таким образом, в цокольном этаже дома расположены жилые помещения - комнаты, что указывает на необходимость содержания ООО ГК "ЮРВ" общего имущества: мест общего пользования с сантехническим оборудованием в кухнях и туалетах, коридоров с потоками, полами и стенами между комнат содержать в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Доказательств того, что перечисленные помещения не относятся к общему имуществу не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что поскольку ООО ГК "ЮРВ" является управляющей организацией, соответственно именно она несет бремя надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности предписания Инспекции от 06.10.2016 N 2545-р в оспариваемой части.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в оспариваемом предписании описания действий, которые административный орган требует выполнить Общество, а также о том, что предписание носит общий характер и не позволяет с точностью установить меры, которые заявитель должен выполнить, судебная коллегия считает необоснованной, поскольку оспариваемое предписание содержит указания на мероприятия, которые необходимо произвести.
Кроме того, отсутствие указания на конкретный способ исполнения предписания не свидетельствует о неисполнимости, следовательно, незаконности предписания.
Каким способом Общество будет исполнять выданное предписание, оно должно определить само в соответствии с принятыми на себя обязательствами по договору управления; контролирующий орган должен указать в предписании только свое требование, подлежащее выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства, но не способ его исполнения.
Довод ООО ГК "ЮРВ" о том, что единственным способом устранения выявленных нарушений является выполнение капитального ремонта жилого дома, в связи с этим предписание является неисполнимым, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7; перечень работ, проводимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, - в приложении N 8 (пункты 2.3.3 и 2.4.2 Правил N 170).
Не любые виды работ по приведению перегородок, стен, потолков и полов жилого дома в надлежащее состояние относятся к работам капитального характера.
Судебная коллегия считает недоказанным, что исполнение предписания требует обязательного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Оспариваемое предписание также не содержит требований о выполнении работ именно капитального характера.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При таких условиях решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2017 по делу N А12-67106/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная Обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2017 года по делу N А12-67106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768) излишне уплаченную платежным поручением N 152 от 03.03.2017 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2017 N 12АП-3737/2017 ПО ДЕЛУ N А12-67106/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 г. по делу N А12-67106/2016
Резолютивная часть постановления объявлена - 24.04.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 27.04.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2017 года по делу N А12-67106/2016 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768, г. Волгоград)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград)
о признании частично незаконным предписания N 2545-р от 06.10.2016 года.
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" - Карасева Н.Н., доверенность от 23.09.2016 года (срок доверенности 1 год);
- от Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда - не явились, извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (далее - Общество, ООО ГК "ЮРВ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда о признании незаконным и подлежащим отмене предписания N 2545-р от 06.10.2016 г. "Об устранении выявленных нарушений", в части обязания: произвести ремонт ограждающих конструкций (стен и потолков); произвести ремонт полов в местах общего пользования; произвести замену коррозированного участка трубопровода холодного водоснабжения в местах общего пользования встроенного жилого помещения, расположенного в цокольном (подвальном) этаже многоквартирного дома по ул. Аренского, 2/1 г. Волгограда (абз. 1, 2 второго пункта предписания, т. 1 л.д. 44).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных ООО ГК "ЮРВ" требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, предписание N 2545-р от 06.10.2016 г. признать незаконным.
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда извещено о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.03.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения доводов обращения заявителя, проживающего в многоквартирном доме N 2/1 по ул. Аренского, поступившего из Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, по вопросам технического состояния цоколя, отмостки, несущих и ограждающих конструкций в квартире N 23, общедомовой системы электроснабжения (наличие скруток), общедомовой системы инженерных коммуникаций (горячего водоснабжения, отопления, водоотведения), санитарно-технического состояния окон, в том числе: подоконников вышеуказанного дома, должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО ГК "ЮРВ" (т. 1 л.д. 70).
Подробно результаты проверки отражены в акте от 06.10.2016 N 2545-р (т. 1 л.д. 11-14).
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований в содержании общего имущества (акт проверки). В частности, в местах общего пользования встроенного жилого помещения, расположенного в цокольном (подвальном) этаже, наблюдается частичное разрушение гипсолитовых перегородок. Перегородки имеют трещины, повреждения отделочного слоя, излом стены с четкой горизонтальной трещиной. Наблюдается загрязненность и запыленность ограждающих конструкций, трещины и участки отслоения штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке в коридоре и кухне. Наблюдается излом бетонных полов в местах сопряжения с несущими стенами. В местах расположения перегородок наблюдается проседание бетонных и деревянных полов, уклон от внутренних и наружных несущих стен к перегородкам. Линолеум на полах имеет протертости, трещины материала, локальные разрушения. Также наблюдается зыбкость пола. На водопроводах холодного водоснабжения, отопления наблюдается нарушение окрасочного слоя, трубопроводы подвержены активной коррозии.
По результатам проверки Инспекцией Обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний "ЮРВ" как лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом N 2/1 по ул. Аренского выдано предписание от 06.10.2016 N 2545-р, со сроком исполнения до 01.12.2016 (т. 1 л.д. 44-45).
В абз. 1 и 2 второго пункта предписания N 2545-р от 06.10.2016 года, Инспекция указала на мероприятия (работы), предписанные для выполнения Обществом с ограниченной ответственностью Группа компаний "ЮРВ", а именно: произвести ремонт ограждающих конструкций (стен и потолков). Привести места общего пользования в надлежащее санитарное состояние, в соответствии с требованиями нормативов (абз. 1 пункта 2); провести ремонт полов в местах общего пользования (абз. 2 пункта 2); произвести замену коррозийного участка трубопровода холодного водоснабжения (абз. 6 пункта 2).
ООО ГК "ЮРВ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания в указанных пунктах. В обоснование своих доводов Общество считает незаконным возложение выполнения работ на инженерном оборудовании и конструктивных элементах, являющихся незаконной перепланировкой и переоборудованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку именно на ООО ГК "ЮРВ" возложена организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, решение которой он взял на себя подписав договор управления многоквартирным домом, именно ООО ГК "ЮРВ" обязано обеспечить сохранность и использование общего имущества, не допускать ухудшение технического состояния имущества, осуществлять содержание и текущий ремонт общего имущества.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, в силу следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО ГК "ЮРВ" с 01.10.2014 осуществляет управление многоквартирным домом N 2/1 по ул. Аренского на основании договора управления, заключенного по результатам общего собрания собственников помещений указанного дома, что подтверждается сведениями, размещенными на сайте www.reformagkh.ru - официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации управляющими организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 ЖК РФ, пунктов 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
Согласно пунктам 8, 24 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее Федеральный закон N 384-ФЗ) строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, которая должна отвечать требованиям механической безопасности и находиться в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что ограждающие несущие и ненесущие конструкции, к которым также можно отнести и перегородки, являются общим имуществом собственников в многоквартирном доме.
Пункт 10 Правил предусматривает, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией (пункт 16 Правил).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При этом, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Пунктом 11 Правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Статьей 36 Федерального закона N 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пункты 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН) также определяют, что управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
При этом в соответствии с пунктами 20, 22 Правил, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 384-ФЗ предусмотрено, что за предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся разрушением любого характера, потерей устойчивости формы, потерей устойчивости положения, нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, акт проверки от 06.10.2016 N 2545-р с указанием на ненадлежащее техническое состояние общего имущества многоквартирного дома N 2/1 по ул. Аренского, в частности, на разрушение гипсолитовых перегородок, на трещины в данных перегородках, повреждения отделочного слоя, излом стены с четкой горизонтальной трещиной, на трещины и участки отслоения штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке в коридоре и кухне; излом бетонных полов в местах сопряжения с несущими стенами, проседание бетонных и деревянных полов, уклон от внутренних и наружных несущих стен к перегородкам, на зыбкость пола, свидетельствуют о достижении указанными строительными конструкциями многоквартирного дома предельно допустимых характеристик их надежности и безопасности.
Согласно пункту 42 Правил, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (ПиН), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае, должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений либо включения соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Пунктом 4.5.1 ПиН предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление звукоизоляционных, огнезащитных и влагозащитных (в санитарных узлах и кухнях) свойств.
В силу пунктов 4.5.2, 4.5.3, 4.5.5 ПиН зыбкость перегородок необходимо уменьшать восстановлением и установкой дополнительных креплений к смежным конструкциям.
Если перегородки из мелких элементов имеют значительный наклон или выпучивание, а в горизонтальных швах появились трещины, то их следует переложить или заменить новыми.
Сквозные трещины в перегородках, а также неплотности по периметру перегородок в местах их сопряжения со смежными конструкциями необходимо расчистить и тщательно уплотнить специальными герметизирующими материалами или проконопатить паклей, смоченной в гипсовом растворе, а затем заделать с обеих сторон известково-гипсовым раствором.
При повторном появлении трещин в местах сопряжений перегородок со стенами или друг с другом необходимо оштукатурить углы по металлической сетке.
Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава.
Согласно пункту 4.4.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Пункт 4.4.3 ПиН определяет, что полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию.
Как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, минимальный перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Пункт 3 Минимального перечня определяет работы, выполняемые в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания перегородок в многоквартирных домах, согласно пункту 10 Минимального перечня, являются: выявление зыбкости, выпучивания, наличия трещин в теле перегородок и в местах сопряжения между собой и с капитальными стенами, перекрытиями, отопительными панелями, дверными коробками, в местах установки санитарно-технических приборов и прохождения различных трубопроводов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 11 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Минимального перечня работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, являются: выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление зыбкости перекрытия; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
- В соответствии с пунктом 4.2.1.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом;
- В соответствии с пунктом 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь; контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Выявленные Инспекцией неисправности: неисправность окрасочного слоя трубопровода холодного водоснабжения, отопления, поражение коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения свидетельствуют о нарушении 4.2.1.4. и 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Поскольку эксплуатация общего имущества жилого дома с такими нарушениями свидетельствует о ненадлежащем содержании общего имущества жилого дома, влияет на безопасность проживания и является недопустимой, Инспекцией правомерно вынесено предписание принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно установлено, что именно на ООО ГК "ЮРВ" возложена организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, решение которой он взял на себя, подписав договор управления многоквартирным домом.
При осуществлении такой деятельности ООО ГК "ЮРВ" обязано обеспечивать сохранность и использование общего имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять содержание и текущий ремонт общего имущества.
Кроме этого, заявителем не принимается во внимание тот факт, что жители многоквартирного дома N 2/1 по ул. Аренского оплачивали и продолжают оплачивать денежные средства за то, чтобы управляющая организация поддерживала в надлежащем состоянии общее имущество, не допуская дальнейшего развития последствий неисправности, путем проведения неотложных работ по текущему ремонту и обслуживанию такого имущества.
Вместе с тем, проведенной проверкой было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, заявителем данные мероприятия и работы не выполнялись. Более того, как правомерно отмечено судом первой инстанции, выявленные при проверке нарушения свидетельствуют о непринятии Обществом исчерпывающих мер по их предупреждению и устранению.
Каких-либо доказательств того, что с момента заключения договора управления многоквартирным домом N 2/1 по ул. Аренского, заявитель когда-либо информировал собственников помещений в данном доме о состоянии общего имущества дома, требующего ремонта, доводил до них сведения о возможных негативных последствиях непроведения ремонта, представлял конкретные предложения собранию собственников помещений по проведению ремонта с обоснованием его стоимости, ООО ГК "ЮРВ" в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обосновано не приняты доводы заявителя относительно того, что из ответов БТИ и Администрации следует, что указанные перегородки в помещениях возведены без соответствующего разрешения собственниками жилых помещений и в технических паспортах не значатся, поскольку по договору ООО ГК "ЮРВ" приняла в управление общее имущество и обязана содержать его в исправном состоянии.
Кроме того, из ответа Администрации Советского района г. Волгограда N 01-08/606 от 20.02.2015 г. в адрес ООО ГК "ЮРВ" (т. 1 л.д. 20) "О непригодности (пригодности) жилых помещений для проживания" следует, что 5 комнат цокольного этажа в жилом доме N 2/1 по ул. им. Аренского, находятся в собственности граждан, право собственности на комнаты признано в порядке приватизации на оснований Решений Советского районного суда. Информация о собственниках остальных 6-ти комнат в Росреестре отсутствует".
Таким образом, в цокольном этаже дома расположены жилые помещения - комнаты, что указывает на необходимость содержания ООО ГК "ЮРВ" общего имущества: мест общего пользования с сантехническим оборудованием в кухнях и туалетах, коридоров с потоками, полами и стенами между комнат содержать в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Доказательств того, что перечисленные помещения не относятся к общему имуществу не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что поскольку ООО ГК "ЮРВ" является управляющей организацией, соответственно именно она несет бремя надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности предписания Инспекции от 06.10.2016 N 2545-р в оспариваемой части.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в оспариваемом предписании описания действий, которые административный орган требует выполнить Общество, а также о том, что предписание носит общий характер и не позволяет с точностью установить меры, которые заявитель должен выполнить, судебная коллегия считает необоснованной, поскольку оспариваемое предписание содержит указания на мероприятия, которые необходимо произвести.
Кроме того, отсутствие указания на конкретный способ исполнения предписания не свидетельствует о неисполнимости, следовательно, незаконности предписания.
Каким способом Общество будет исполнять выданное предписание, оно должно определить само в соответствии с принятыми на себя обязательствами по договору управления; контролирующий орган должен указать в предписании только свое требование, подлежащее выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства, но не способ его исполнения.
Довод ООО ГК "ЮРВ" о том, что единственным способом устранения выявленных нарушений является выполнение капитального ремонта жилого дома, в связи с этим предписание является неисполнимым, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7; перечень работ, проводимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, - в приложении N 8 (пункты 2.3.3 и 2.4.2 Правил N 170).
Не любые виды работ по приведению перегородок, стен, потолков и полов жилого дома в надлежащее состояние относятся к работам капитального характера.
Судебная коллегия считает недоказанным, что исполнение предписания требует обязательного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Оспариваемое предписание также не содержит требований о выполнении работ именно капитального характера.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При таких условиях решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2017 по делу N А12-67106/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная Обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2017 года по делу N А12-67106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768) излишне уплаченную платежным поручением N 152 от 03.03.2017 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)