Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-30419/2015

Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на дома, обязании устранить нарушение.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности на построенные объекты в связи с нарушением целевого использования земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. по делу N 33-30419


судья: Н.В. Морозова

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарева, судей В.В. Ставича, А.А. Кучерявенко, при секретаре Ф.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе представителя М. - Г. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2015 года по делу по заявлению М. о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя

установила:

М. обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 19 декабря 2014 года об отказе в государственной регистрации права собственности на два построенных им объекта недвижимости на принадлежащем ему земельном участке, отведенном для целей строительства индивидуального жилого дома.
Требования мотивированы тем, что регистрирующий орган без достаточных оснований пришел к выводу о нарушении заявителем целевого использования земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в результате возведения на нем многоквартирных жилых домов.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя М. - Г. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель М. - Ф.Н., по доверенности от 22 января 2015 года, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - С., по доверенности от 18 мая 2015 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя М., представителя Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Установлено, что М. является собственником земельного участка, расположенного в *** по адресу и с кадастровым номером, указанными в решении суда.
31 октября 2014 года М. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на два жилых дома, возведенных на этом земельном участке, к которому приложил кадастровые паспорта объектов недвижимого имущества (л.д. 70).
14 ноября 2014 года государственная регистрация была приостановлена в связи с необходимостью устранения недостатков в представленных на регистрацию документах.
10 декабря 2014 года М. дополнительно передал техническое описание недвижимости в подтверждение того, что дома относятся к объектам индивидуального жилищного строительства (л.д. 73).
19 декабря 2014 года решением Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области М. отказано в осуществлении государственной регистрации на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства.
Разрешая пор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд основывался на том, что государственный регистратор правомерно принял во внимание результаты обследования от 12 декабря 2014 года земельного участка сотрудниками государственного земельного контроля, согласно которым расположенные на участке строения, заявленные к регистрации как индивидуальные жилые дома, имеют признаки многоквартирности, указанные в пунктах 5 и 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47).
В соответствии с названным Положением жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем (п. 5), а многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6).
Дополнительно суд постулировал факт привлечения М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления зам. главного государственного инспектора *** района Московской области от 13 января 2015 года, оставленного без изменения решением *** городского суда Московской области 12 марта 2015 года.
Поскольку нормы Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривают возможности государственной регистрации объектов, имеющих признаки самовольных построек, суд при отказе в удовлетворении заявления фактически исходил из соответствия правовой экспертизы Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области положениям статей 222 (пункт 1) и 263 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ, а также статей 7 (пункт 2) и 40 (подпункт 2 пункта 1) Земельного кодекса РФ, статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса РФ.
С изложенными выводами судебная коллегия согласна.
Доводы жалобы о том, что представленные заявителем документы по форме соответствовали требованиям закона и давали правовые основания для осуществления государственной регистрации, не учитывают требований действующего законодательства.
Ранее, до 1 октября 2013 года, во исполнение подпункта "б" пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2881) Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 17 августа 2006 г. N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества" устанавливалось, что технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства по установленной названным Приказом форме являлся единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
В соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ таким документом стал кадастровый паспорт.
Так, в соответствии с п. 1, 4, 5 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1).
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4).
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (п. 5).
В силу ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (в дальнейшем - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 2).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 191-ФЗ до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Таким образом, до 1 марта 2018 года кадастровый (технический) паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на отведенном для этих целей земельном участке. Получение разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию не является обязательным требованием для проведения государственной регистрации этого объекта.
Вместе с тем согласно ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (ч. 1 ст. 41).
В силу ч. 8, 9, 10 названной статьи сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
В случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 8).
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план (ч. 9).
Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 10).
Формы технического плана помещения и требований к его подготовке утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2010 г. N 583, а форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке - Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628.
Из сказанного следует, что при применении абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и решении вопроса о том, соответствуют ли документы, представленные заявителем на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию положениям действующего законодательства, государственный регистратор должен исходить из требований к такого роду документам, предъявляемых законом о кадастре и принятых в его исполнение подзаконными нормативными актами.
Однако имеющиеся в деле копии кадастровых паспортов объектов недвижимого имущества, по поводу государственной регистрации которых возник спор, не удостоверяют, что построенные объекты относятся к объектам именно индивидуального жилищного строительства.
Наряду с этим в деле отсутствуют технический план и декларации об объекте недвижимости, подтверждающие возведение заявителем не многоквартирных, а индивидуальных жилых домов.
Более того, имеющиеся в деле техническое описание, представленные фотографии подтверждают, что дома имеют по два отдельных входа, что позволяет после закрытия прохода на первом этаже использовать их в качестве многоквартирных.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергают выводы суда о том, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не соответствовали по форме и содержанию требованиям закона.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)