Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.06.2017 ПО ДЕЛУ N 7-8047/2017

Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде).

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2017 г. по делу N 7-8047/2017


Судья: Скулина Ю.А.

Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного Государственного врача по СВАО г. Москвы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве Г. на решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 18 апреля 2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Свиблов Град" прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного Государственного врача по СВАО г. Москвы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве Г. N *** года ООО УК "Свиблов Град" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа ***.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник ООО УК "Свиблов Град" подал на него жалобу в Бабушкинский районный суда г. Москвы, судьей которого 18 апреля 2017 года вынесено приведенное выше решение, которое в настоящее время в Московский городской суд обжалует должностное лицо, вынесшее решение, по доводам поданной жалобы, согласно которым выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, противоречат нормам материального права, в том числе, ст. ст. 11, 19, 29, 30 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 06 января 2015 года N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", по смыслу которых, управляющая компания, эксплуатирующая систему водоснабжения, обязано осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать производственную программу; судьей не учтено, что ООО УК "Свиблов Град", являясь управляющей компанией, эксплуатирующей систему водоснабжения, обязано осуществлять производственный контроль качества воды и разработать соответствующую производственную Программу, вести соответствующий контроль и учет.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве по доверенности Б. приведенные выше доводы жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Защитник ООО УК "Свиблов Град" по доверенности Т. возражала против удовлетворения данных доводов, полагая оспариваемое судебное решение законным и обоснованным, по доводам приобщенных к материалам дела письменным возражениям, доводы которых сводятся к тому, что названное Общество не является организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение, осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами; ответственность за нарушение установленного договорами режима поставки и параметров качества горячей и холодной (питьевой) воды в соответствии с действующим законодательством несут поставщики (гарантирующая организация) в соответствии с договорами; производственный контроль качества горячей воды осуществляется организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения.
Проверив материалы дела, изучив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, защитника ООО УК "Свиблов Град", ознакомившись с письменными возражениями на доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 6.5 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлекая ООО УК "Свиблов Град" к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, главный Государственный врач по СВАО г. Москвы *** года исходила из того, что в ** час. ** года по адресу: г. Москва, **, выявлено, что у ООО УК "Свиблов Град", в нарушение требований ст. ст. 11, 19, 29, 32 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 06 января 2015 года N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", п. п. 1.5, 2.4, 2.6, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. п. 1.3, 2.1, 2.4, 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п. п. 1.2, 1.3, 2.4, 4.2, 4.3, 4.5, 4.6 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения", отсутствует программа производственного контроля качества питьевой воды и горячей, согласованная с территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, а также не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды и горячей посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля и по обращениям граждан.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пунктам 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности.
Решение по делу должно быть мотивировано.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Исходя из положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вместе с тем, при вынесении 18 апреля 2017 года обжалуемого постановления данные требования КоАП РФ судьей районного суда выполнены не были, приведенные выше обстоятельства и добытые должностным лицом административного органа доказательства судом не проверялись и не оценивались, выводы судьи основаны на ошибочном толковании норм.
Отменяя приведенное выше постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, судья районного суда сочла, что ООО УК "Свиблов Град" не является организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение, так как, будучи управляющей компанией, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, и не наделено обязанностью по подготовке Программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды и ее согласования с территориальным отделом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, а также осуществлять контроль посредством проведения лабораторных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля и по обращениям граждан.
С такими выводами судьи согласиться нельзя в связи со следующим.
Так, частью 1 статьи 24 и пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям; производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
Исходя из пунктов 4, 5, 16, 27 статьи 2 того же Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы; централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В соответствии со ст. 11 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. ст. 1.2, 1.3, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, правила контроля качества воды являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения; они предназначены, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой; производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечивать соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
По смыслу п. п. 5, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества, в частности, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений из стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков; общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 2 и подпунктом "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 закреплено, что внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети) и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме.
В данном случае, из материалов рассматриваемого дела, в том числе, из письменных возражений защитника Общества, усматривается, что ООО УК "Свиблов Град" является управляющей компанией, которая осуществляет эксплуатацию инженерных сооружений, входящих в комплекс централизованной системы холодного и горячего водоснабжения и водоотведения многоквартирных домов, предназначенные для транспортировки воды, что наделяет его статусом организации, осуществляющей водоснабжение.
Поскольку ООО УК "Свиблов Град" в рамках осуществления своей деятельности эксплуатирует систему водоснабжения, которая является частью центральной системы водоснабжения, вследствие чего является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды к потребителям коммунальных услуг, данное Общество обязано обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям, а, следовательно, разработать и согласовать в установленном порядке с Территориальным Управлением Роспотребнадзора по г. Москве рабочую программу производственного контроля качества воды, осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и горячей посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля и по обращениям граждан.
При этом, тот факт, что ООО УК "Свиблов Град" состоит в отношениях с гарантирующим поставщиком, и данный поставщик имеет право контролировать качество воды в сетях предприятия, не освобождает управляющую компанию от обязанностей, возложенных на нее законом.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, что учреждением не осуществляется производственный лабораторный контроль качества воды в обслуживаемом жилом доме в соответствии с требованиями санитарных правил; не разработана и не согласована с отделом Программа производственного контроля, то есть, не согласованы точки в распределительной сети, в которых должен осуществляться производственный лабораторный контроль за качеством холодной и горячей воды.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи районного суда от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ООО УК "Свиблов Град" нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что сроки давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении суду необходимо учесть изложенное, на основе исследованных доказательств, правильно установить фактические обстоятельства по делу, дать им надлежащую оценку, и с учетом добытого принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ООО УК "Свиблов Град" отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда
Л.Н.СУМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)