Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2017 N 09АП-32116/2017 ПО ДЕЛУ N А40-3330/17

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. по делу N А40-3330/17


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Проценко А.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества
"Московская объединенная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19 мая 2017 года по делу N А40-3330/17,
принятое судьей Шариной Ю.М.
по иску ООО "Строительно-эксплуатационное управление "Фундаментстрой-6"

к ПАО "МОЭК" (ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца Желтова С.Б. по доверенности от 10.07.2017
Талиманчук К.В. по доверенности от 10.07.2017
от ответчика Сущева Т.Н. по доверенности от 01.02.2016

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-эксплуатационное предприятие "Фундаментстрой-6" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Публичному акционерному обществу "МОЭК" (далее - ответчик)" о взыскании неосновательного обогащения в размере 6 745 755 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что в связи с выходом из строя коллективного счетчика расчет объемов тепловой энергии на нужды отопления произведен по жилым помещениям по нормативу потребления. Истец не исполнил обязанности по предоставлению ответчику показаний приборов учета. Указывает на процессуальные нарушения суда.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным доводам.
Представители истца возражали против доводов жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между ООО "СЭУ" ФС-6" (абонент) и ПАО "МОЭК" (энергоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения N 02.106024-ТЭ от 01.09.2010, согласно условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, горячего водоснабжения (подогрев), вентиляции, кондиционирования, сушки, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядке и сроки, установленные договором.
В силу условий договора количество подаваемой по настоящему договору энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии в календарном году с разбивкой по месяцам установлено в приложении N 2.
В соответствии с п. 7.1 договора оплата поставляемой абоненту в расчетном периоде тепловой энергии, теплоносителя и воды для нужд горячего водоснабжения, производится абонентом в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, на основании выставляемых энергоснабжающей организацией платежных требований или платежными поручениями абонента.
Согласно договора энергоснабжающая организация учитывает в счет исполнения абонентом обязательств по оплате тепловой энергии, теплоносителя и воды для нужд горячего водоснабжения по настоящему договору следующие платежи:
- - от граждан, осуществляющих оплату коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, на основании единого платежного документа (ЕПД), поступающие на расчетный счет Энергоснабжающей организации;
- - от Субабонентов за потребленные тепловую энергию, воду для нужд горячего водоснабжения и теплоноситель, поступающих на расчетный счет Энергоснабжающей организации;
- - от ГУ ГЦЖС, поступающих в счет возмещения выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
Если сумма поступивших на расчетный счет Энергоснабжающей организации платежей превышает стоимость потребленной в расчетном периоде воды для нужд горячего водоснабжения, тепловой энергии и теплоносителя, Энергоснабжающая организация резервирует сумму переплаты на своем расчетном счете и засчитывает ее в счет платежей последующих периодов. При наличии задолженности Абонента по настоящему Договору сумма переплаты может быть направлена на погашение такой задолженности.
При отсутствии задолженности Абонента по настоящему Договору сумма переплаты может быть возвращена на счет Абонента по письменному требованию.
Как установлено материалами дела, во исполнение условий договора истец произвел оплату за потребленную электроэнергию за период с декабря 2013 - июль 2016 г., в размере 342 862 109 руб. 03 коп., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии сданными учета о ее фактическом потреблении.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено в ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 13), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, возлагают на исполнителя коммунальных услуг обязанность предоставлять потребителям коммунальные услуги и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, учитывающей показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо при отсутствии индивидуальных приборов учета - нормативы потребления коммунальной услуги. Правила N 354 и подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступили в силу 01.09.2012. Таким образом, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил.
На управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями не допускается возложение обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Как следует из счетов, предъявленных к оплате энергоснабжающей организацией, объем потребленной горячей воды в спорном периоде определялся по показаниям общедомовых приборов учета (узлов учета), а в их отсутствие или выходе из строя по нормативу потребления в соответствии с формулой N 4, установленной пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалы дела представлены сведения о показаниях счетчиков за спорный период по спорным многоквартирным домам, что свидетельствует о наличии приборов учета, регистрирующих фактическое потребление горячей воды собственниками и пользователями жилых помещений, сведения о количестве проживающих граждан без счетчиков, а также расчет стоимости потребленного коммунального ресурса, потребленного гражданами.
Пунктом 42 Правил N 354, установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета.
В случае отсутствия индивидуального прибора учета в жилом помещении, расчет стоимости потребленной горячей воды осуществляется по нормативу потребления.
Подпунктом "в" пункта 21 Правил 124, также установлен порядок определения энергоснабжающей организацией объема коммунальных ресурсов поставленных по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета исходя из показаний индивидуальных приборов учета и норматива потребления при отсутствии приоров учета, регистрирующих фактическое потребление.
Как правильно указал суд первой инстанции, при осуществлении расчетов за горячую воду по договору N 09.800004ГВС, по многоквартирным домам, в которых отсутствуют приборы учета, применению подлежали вышеуказанные нормы права, а объем поставленной горячей воды в многоквартирный дом должен был рассчитываться исходя из суммы объема потребленной горячей воды по показаниям квартирных приборов учета и суммы объема потребленной горячей воды по нормативу потребления (при отсутствии КПУ).
Пунктом 48 Правил 354 определено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 исходя из объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Порядок определения объема горячей воды на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета установлен пунктом 17 Приложения N 2 и определяется по формуле 15. Из указанной формулы следует, что объем горячей воды на общедомовые нужды определяется исходя из норматива потребления горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Пунктом 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306 установлено, что при выборе единицы измерения норматива потребления, используются следующие показатели:
в отношении горячего водоснабжения (горячей воды):
- в жилых помещениях - куб. метр горячей воды на 1 человека;
- на общедомовые нужды - куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, для определения объема потребленной горячей воды на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета необходим установленный субъектом РФ норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды, исходя из показателей м3/м2.
Контррасчет с представлением документального обоснования ответчик не представил. Ответчиком по существу расчеты истца не опровергнуты.
Не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о том, что истец, в нарушение подпункта "д" пункта 18 Правил N 124, пунктов 3.1, 3.4, 6.1. заключенного сторонами договора N 02.106024-ТЭ, показания индивидуальных приборов учета не предоставлял, и в силу ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 ФЗ сторона, нарушившая право на своевременное предоставление показаний, не может в последующем ссылаться на неверность расчетов.
Пунктом 3.1. Договора теплоснабжения N 02.106024-ТЭ от 01.10.2010 года установлено, что учет принятой Абонентом тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя осуществляется узлами учета (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в качестве коммерческих в соответствии с правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
Пунктами 3.4., 6.1. Договора определена обязанность по снятию показаний с узла (прибора) учета, а также порядок расчета потребленных ресурсов на основании показаний, установленного узла (прибора) учета.
Приложением N 1 к договору N 02.106024-ТЭ определены точки поставки коммунальных ресурсов. В приложении N 6.1. к договору отражены сведения об узлах учета, находящихся в ведении абонента.
Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936), пунктом 3 правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 установлено, что узел учета - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Прибор учета - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. Пунктом 2 Правил N 354 определено, что индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме.
Как правильно указал суд первой инстанции, в заключенном сторонами договоре N 02.106024-ТЭ на истца возложена обязанность по снятию и предоставлению показаний узла (прибора) учета, установленного в точке поставке на границе балансовой принадлежности, а не показаний индивидуальных приборов учета, как указывает ответчик.
Договор 02.106024-ТЭ заключен 01.09.2010 года, т.е. до вступления в силу как Правил N 124, так и Правил N 354 и не может содержать обязанности по предоставлению показаний индивидуальных приборов учета, поскольку на дату заключения указанного договора порядок определения объема горячей воды по данным ИЛУ определен не был.
Пунктом 61 Правил N 354, принятыми в соответствии со ст. 157 ЖК РФ установлено, что в случае обнаружением исполнителем расхождений между показаниям прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил.
Согласно пункту 21 Правил 124, расчет отпущенной горячей воды в многоквартирные дома, в которых отсутствовали приборы учета должен был быть произведен исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Разница между начисленными энергоснабжающей организацией объемами горячей воды за декабрь 2013 года - июль 2016 по нормативу потребления и объемами, начисленным гражданам по показаниям индивидуальных приборов учета, а в их отсутствие по нормативам потребления составила 6 745 755,71 руб.
Оплата за указанный период произведена на основании выставленных энергоснабжающей организацией счетов в полном объеме. Перерасчет выставленных объемов горячей воды ответчиком не производился. Следовательно, денежные средства в сумме 6 745 755,71 руб. оплаченные истцом исходя из неверно выставленных счетов не могли быть учтены ответчиком за период в котором имеется задолженность.
Судом правомерно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения, поскольку претензионный порядок истцом соблюден, что следует из материалов дела.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2017 года по делу N А40-3330/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА

Судьи
А.И.ПРОЦЕНКО
О.Н.СЕМИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)