Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 16АП-959/2017 ПО ДЕЛУ N А63-9810/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. по делу N А63-9810/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Филипповой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2017 по делу N А63-9810/2016
по иску товарищества собственников жилья "Феникс" (г. Михайловск, ОГРН 1032601686622, ИНН 2623017380)
к Ставропольскому краю в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351)
о взыскании 211 892,20 руб. задолженности,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

установил:

товарищество собственников жилья "Феникс" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Ставропольскому краю в лице Министерства имущественных отношений Ставропольского края о взыскании 211 892,20 руб. задолженности за ремонт и содержание общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Михайловск, ул. Ленина, 183, за период с 01.05.2015 по 01.07.2016.
Решением от 23.01.2017 суд взыскал со Ставропольского края в лице Министерства имущественных отношений Ставропольского края за счет казны Ставропольского края в пользу товарищества собственников жилья "Феникс" 211 892,20 руб. задолженности за ремонт и содержание общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01.05.2015 по 01.07.2016. Распределены судебные расходы. Суд, удовлетворяя иск, руководствовался статьями 8.1, 210, 214, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 154, 155 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что лицом, обязанным оплачивать расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов, является собственник.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Отзыв на жалобу в суд не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2017 по делу N А63-9810/2016 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.02.2003 в многоквартирном доме N 183, расположенном по ул. Ленина, в г. Михайловске, собственниками помещений принято решение (протокол N 1) о создании товарищества собственников жилья "Феникс" в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме и обеспечения эксплуатации этого комплекса собственниками помещений в многоквартирном доме.
Общими собраниями собственников помещений в многоквартирном доме установлены размеры взносов и обязательных платежей, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома.
Протоколом N 1 от 24.02.2013 установлен тариф, который составил 11 руб. с 1 кв. м общей площади помещения, принадлежащего собственнику. С 01.04.2015 тариф увеличен до 13 руб. с 1 кв. м общей площади помещения, принадлежащего собственнику (протокол N 12 от 05.03.2015).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.09.2016 N 26/001/101/2016-57435, нежилые помещения, расположенные по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 183, помещения 6-34, 36-61, общей площадью 1253,8 кв. м принадлежат на праве собственности Ставропольскому краю.
За период с 01.05.2015 по 01.07.2016 у собственника образовалась задолженность в размере 211 892,20 руб.
Ссылаясь на то, что собственник не оплачивал содержание и текущий ремонт общего имущества, истец обратился с иском в арбитражный суд.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в случае, если иное не установлено законом или договором.
Статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с положениями статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса.
Пунктом 31 указанных Правил определено, что размер платы за содержание и текущий ремонт является одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Незаключение кем-либо из собственников помещений в многоквартирном доме договора в управляющей организацией не освобождает его от несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Истец представил расчет, из которого следует, что задолженность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.05.2015 по 01.07.2016 составила 211 892,20 руб. Расчет не опровергнут надлежащими доказательствами.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с отсутствием в деле доказательств фактического несения расходов на содержание и ремонт общего имущества подлежат отклонению, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.11.2010 N 4910/10, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Доказательств, объективно опровергающих установленные обстоятельства, равно как подтверждающих факт оказания иным лицом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что бремя расходов на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги обязано нести Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, которому спорное нежилое помещение передано в безвозмездное пользование, судом отклоняется как не соответствующий требованиям действующего законодательства и материалам дела.
27.09.2002 во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 462 от 03.06.2002 между представителем собственника (Министерство имущественных отношений Ставропольского края) и Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, заключен договор N 675 безвозмездного пользования нежилым помещением литера А, помещения N N 6-87, 28-34, N 35А, общей площадью 1 256 кв. м расположенные по адресу: г. Михайловск, ул. Ленина, 183.
Указанный договор безвозмездного пользования регулирует отношения между Министерством и учреждением. Условий, предусматривающих исполнение ссудополучателем обязательств собственника спорного нежилого помещения по несению указанных расходов в пользу управляющей компании, данный договор не содержит.
Более того, доказательств о том, что между Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю товариществом собственников жилья "Феникс" (управляющей организацией) заключен договор, судам первой и апелляционной инстанций также не представлено.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исполнитель коммунальных услуг в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением.
Поэтому в отсутствие самостоятельного договора, заключенного между ссудополучателем нежилого помещения и управляющей организацией, обязанность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (иных услуг) перед управляющей организацией должен нести собственник этого помещения (ссудодатель), а не его ссудополучатель.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими фактическим обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2017 по делу N А63-9810/2016 и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2017 по делу N А63-9810/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)