Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 N 17АП-12313/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-3107/2016

Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. N 17АП-12313/2016-АК

Дело N А60-3107/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
- от заявителя товарищества собственников жилья "Жилые высотки "Антарес": Шахметова О.Ю., паспорт, доверенность от 01.09.2015;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июня 2016 года по делу N А60-3107/2016,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Жилые высотки "Антарес" (ИНН 6671343286, ОГРН 1116671003195)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания,
установил:

Товарищество собственников жилья "Жилые высотки "Антарес" (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) от 02.11.2015 N 29-04-25-393 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Решением арбитражного суда от 30.06.2016 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным и на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе административный орган приводит доводы о законности оспариваемого предписания, утверждает, что фактически решение об утверждении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества на общем собрании собственников помещений в доме 30.06.2015 не было принято, поскольку за предложенный размер тарифа по данным Департамента проголосовали члены ТСЖ, которым принадлежат меньше половины (39,9%) голосов от общего числа членов ТСЖ; при подсчете голосов Департаментом исключены бюллетени, в которых отсутствует пункт 9 протокола и решение по нему, а также бюллетени членов ТСЖ, не представивших документ о праве собственности на помещение в доме.
Заявитель представил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, поддержанными участвующим в судебном заседании представителем ТСЖ. Просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда не направило, что не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа от 24.09.2015 N 29-04-22-393 Департаментом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ "Жилые высотки "Антарес" (г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 119) по соблюдению обязательных требований при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме по адресу г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 121.
Согласно представленным к проверке документам, в управлении ТСЖ находится два многоквартирных жилых дома в г. Екатеринбурге по ул. Шейнкмана, д. 119 и д. 121.
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ "Жилые высотки "Антарес" в форме очного голосования 30.06.2015, в котором приняли участие члены ТСЖ, которым принадлежит 63,7% помещений в общей собственности МКД, за утверждение тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД N 119, N 121 по ул. Шейнкмана и утверждение перечней услуг, оказываемых собственникам жилых помещений; собственникам паркинга; собственникам нежилых помещений 1, 2, 3 этажей; собственникам нежилых цокольных и подвальных этажей (пункт 9 протокола) проголосовали члены ТСЖ, которым принадлежат помещения общей площадью 7481,6 кв. м, что составляет 39,9% от числа голосов членов ТСЖ, присутствующих на собрании.
По итогам проверки ТСЖ выдано предписание N 29-04-25-393 об устранении в срок до 01.02.2016 нарушений путем проведения общего собрания членов ТСЖ по вопросу принятия смены доходов и расходов на 2015 год. В отсутствие решения общего собрания членов ТСЖ начислять плату за содержание и ремонт жилья, установленную органом местного самоуправления (т. 1 л.д. 14).
Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции вынесено законно, обоснованно и подлежит оставлению в силе по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и наделен полномочиями выдавать предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
В соответствии с предоставленными полномочиями Департамент осуществляет контрольно-надзорную деятельность, в том числе при проведении проверок соблюдения обязательных требований к порядку соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Основанием для выдачи ТСЖ оспариваемого предписания послужили выводы Департамента о том, что решение об утверждении размера тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества членами ТСЖ на общем собрании 30.06.2015 не принято, в нарушение ч. 7, 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ ТСЖ применяется ставка платы за содержание и ремонт жилья в отсутствие общего собрания членов ТСЖ (т. 1 л.д. 71-76).
Пунктом 8 ст. 156 Жилищного кодекса предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме, выбравшим способ управления домом и заключившим договор с управляющей организацией, предоставлено право утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год.
На стадии апелляционного обжалования между сторонами остается спорным вопрос о том, были ли приняты на общем собрании членов ТСЖ решения об утверждении размера тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД N 119, N 121 по ул. Шейнкмана и о принятии сметы доходов и расходов на 2015 год.
Согласно подсчетам Департамента, отраженным в акте проверки N 29-04-23-393, на общем собрании 30.09.2015 "за" утверждение размера тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД N 119, N 121 по ул. Шейнкмана в г. Екатеринбурге и утверждение перечней услуг, оказываемых собственникам жилых помещений; собственникам паркинга; собственникам нежилых помещений 1, 2, 3 этажей; собственникам нежилых цокольных и подвальных этажей (пункт 9 протокола от 30.06.2015) проголосовали члены ТСЖ, которым принадлежат помещения общей площадью 7481,6 кв. м, что составляет 39,9% от числа голосов членов ТСЖ, присутствующих на собрании, то есть менее половины. Соответственно, исходя из ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса РФ, решение об утверждении размера тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД и утверждении вышеуказанных перечней оказываемых услуг не принято.
При подсчете голосов участников собрания 30.06.2015 Департаментом не приняты к учету бюллетени (перечень приведен в акте проверки), в которых отсутствовал вопрос, указанный в пункте 9 протокола от 30.06.2015, а также бюллетени участников, не представивших документы, подтверждающие право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.
Не соглашаясь с выводами Департамента, апелляционный суд отмечает, что в материалы дела представлены бюллетени участников собрания - ООО "Центрстройинвест" (т. 2 л.д. 20-21), ООО "Посад-45" (т. 3 л.д. 1-2), ООО "Фонтана девелопмент" (т. 3 л.д. 100-101), ООО "Центрстройинвест" (т. 3 л.д. 106-107), гр. Кузнецова А.А. (т. 3 л.д. 142-143), в которых имеется вопрос, указанный в пункте 9 протокола от 30.06.2015, и результат голосования участника по данному пункту; документы, подтверждающие право собственности на помещения в многоквартирном доме, бюллетени которых не были приняты к учету по указанному основанию, в материалы дела также представлены.
В то же время Департаментом в материалы дела не представлены бюллетени участников собрания, на которые имеется ссылка в акте проверки, в которых решение по пункту 9 протокола отсутствует.
Согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 30.06.2015 (т. 1 л.д. 105-106), решение по вопросу утверждения размера тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов N 119, 121, а также решение об утверждении перечней услуг, оказываемых собственникам помещений в доме (пункт 9) принято членами ТСЖ, которым принадлежит 51,28% помещений в доме (протокол подсчета голосов в форме очного голосования от 30.06.2015, т. 1 л.д. 132-134).
Поскольку собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, оснований для применения ставки, установленной органом местного самоуправления, не имеется.
Оспариваемым предписанием заявителю предложено провести общее собрание членов ТСЖ по вопросу принятия сметы доходов и расходов на 2015 год.
Между тем, из содержания акта проверки не усматривается, что такое нарушение было выявлено в ходе проверки.
Согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 30.06.2015 вопрос об утверждении сметы доходов и расходов на 2015 год на собрании был рассмотрен и принят членами ТСЖ, которым принадлежит 51,95% помещений в доме (вопрос N 7 в протоколе от 30.06.2015 и бюллетенях участников).
Департамент не представил в материалы дела бюллетени, в которых отсутствовало бы решение по пункту 7 протокола общего собрания от 30.06.2015
Смета расходов на 2015 год, утвержденная общим собранием членов ТСЖ от 30.06.2015, представлена в материалы дела (т. 1 л.д. 21-29).
Апелляционный суд полагает, что общее собрание членов ТСЖ "Жилые высотки "Антарес" правомерно, при наличии кворума и в соответствии с имеющейся компетенцией приняло решение, оформленное протоколом от 30.06.2015, которым утвердило размер тарифов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов N 119 и N 121 по ул. Шейнкмана в г. Екатеринбурге; утвердило смету доходов и расходов ТСЖ на 2015 год.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд полагает, что Департамент в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано наличие правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выдача предписания, которое не основано на законе, нарушает права и законные интересы товарищества тем, что государственный орган без должных оснований возлагает на него дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат.
Приведенные в жалобе доводы подлежат отклонению в полном объеме, как не опровергающие правильные выводы суда по существу спора.
В связи с этим суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменения; в удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованному лицу следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2016 года по делу N А60-3107/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)