Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Ефанова А.А., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 февраля 2017 года по делу N А49-11532/2016 (судья Дудорова Н.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда (ОГРН 1095835000843, ИНН 5835080728), г. Пенза,
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072), г. Пенза,
с участием третьего лица:
Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772), г. Пенза,
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда (далее - заявитель, общество, ОАО "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление, Госжилстройтехинспекция Пензенской области) о признании действительным предписания N ПС-76 от 15.06.2016 (л.д. 2).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - третье лицо, Региональный фонд).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.02.2017 по делу N А49-11532/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 91-94).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что решение о выборе ОАО "Жилье-11" по ОЖФ в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном домах, находящихся в управлении, никогда не принималось. Исходя из буквального толкования норм ЖК РФ обязанность по взысканию задолженности по внесению собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возложена на владельца специального счета. Следовательно, возложение на ОАО "Жилье-11" по ОЖФ обязанностей по ведению претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора, противоречит требованиям действующего законодательства. Таким образом, считает, что у Госжилстройтехинспекции Пензенской области отсутствовали законные основания для выдачи предписания N ПС-76 от 15.06.2016 (л.д. 102-103).
Госжилстройтехинспекция Пензенской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего от жителей многоквартирного жилого дома N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе обращения приказом Управления Госжилстройтехинспекции N ПА-433 от 20.05.2016 назначено проведение в отношении ОАО "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда внеплановой документарной проверки, в адрес Общества направлен запрос N Д-4952-1 от 23.05.2016 о представлении информации о ведении претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе, не оплачивающих обязательные взносы в фонд капитального ремонта многоквартирного дома (л.д. 38-40).
В ходе проверки выявлено, что общество не ведет претензионно-исковую работу в отношении собственников помещений в названном МКД, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки N 435 от 15.06.2016, по итогам проверки обществу выдано предписание N ПС-76 от 15.06.2016 (л.д. 44-45).
Указанным предписанием на общество возложена обязанность выполнить следующие мероприятия: обеспечить ведение претензионной исковой работы в отношении собственников помещений в МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт (срок исполнения - 16.08.2016); представить в Управление документы, подтверждающие ведение претензионной исковой работы в отношении собственников помещений в МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе (количество поданных исковых заявлений, результаты решений по данным исковым заявлениям (при наличии)) (срок исполнения - 16.09.2016).
Общество с данным предписанием не согласилось, полагая, что указанные работы должен выполнять Региональный фонд, являющийся владельцем специального счета, на котором аккумулируются средства на капитальный ремонт. В этой связи общество обратилось в суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (здесь и далее - в редакции на дату вынесения оспариваемого предписания) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно статье 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (часть 1).
В силу части 3 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
По правилам части 4 статьи 170 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом (часть 1).
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено следующее:
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 названного Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом Российской Федерации, только в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 171 ЖК РФ). Во всех остальных случаях - это обязанность органа, осуществляющего управление многоквартирным домом (ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая организация).
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области N 95-ПП от 19.02.2014 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" многоквартирный дом N 34 по ул. Рахманинова в городе Пензе включен в региональную программу, следовательно, у собственников помещений в указанном доме имеется обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе определен способ формирования взносов на капитальный ремонт на специальном счете в кредитной организации, владельцем которого является Региональный фонд (л.д. 46).
Указанная информация соответствует публичным сведениям, размещенным на официальном сайте Регионального фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В соответствии с пунктом 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного дома (подпункт "в"). На основании таких предложений собственники помещений МКД принимают решение о проведении капитального ремонта общего имущества (части 1, 2 статьи 189 ЖК РФ).
- В подпункте "ж" пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющей организации входят в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
Надлежащее содержание общего имущества в МКД осуществляется с учетом требований части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, которая связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с выбором способа управления этим домом.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества. Капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества" (подпункт "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006).
Таким образом, по общему правилу при управлении домом управляющей организацией на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, ведению претензионной работы в отношении должников.
Из материалов дела видно, что общество является управляющей организацией названного многоквартирного дома, что не оспаривается заявителем, следовательно, на нем лежит обязанность в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества, обеспечения возможности проведения капитального ремонта МКД в установленные сроки, принять меры к своевременному и полному сбору средств на капитальный ремонт. Выполнение данной обязанности должно быть реализовано, в том числе, путем ведения претензионной и исковой работой с должниками, допустившими неуплату взносов на капитальный ремонт в установленные сроки.
Факт наличия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений названного МКД подтверждается представленной в материалы дела ведомостью начисленных и уплаченных взносов в спорный период (л.д. 64), а также представленными заявителем копиями исковых заявлений, подготовленных и направленных в суд, во исполнение оспариваемого предписания (л.д. 84-88).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание выдано обществу в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии со статьей 20 ЖК РФ, пунктом 4.2.5 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области N 167-ПП от 24.03.11, при наличии законных оснований, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 февраля 2017 года по делу N А49-11532/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2017 N 11АП-4544/2017 ПО ДЕЛУ N А49-11532/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. по делу N А49-11532/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Ефанова А.А., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 февраля 2017 года по делу N А49-11532/2016 (судья Дудорова Н.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда (ОГРН 1095835000843, ИНН 5835080728), г. Пенза,
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072), г. Пенза,
с участием третьего лица:
Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772), г. Пенза,
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда (далее - заявитель, общество, ОАО "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление, Госжилстройтехинспекция Пензенской области) о признании действительным предписания N ПС-76 от 15.06.2016 (л.д. 2).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - третье лицо, Региональный фонд).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.02.2017 по делу N А49-11532/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 91-94).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что решение о выборе ОАО "Жилье-11" по ОЖФ в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном домах, находящихся в управлении, никогда не принималось. Исходя из буквального толкования норм ЖК РФ обязанность по взысканию задолженности по внесению собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возложена на владельца специального счета. Следовательно, возложение на ОАО "Жилье-11" по ОЖФ обязанностей по ведению претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора, противоречит требованиям действующего законодательства. Таким образом, считает, что у Госжилстройтехинспекции Пензенской области отсутствовали законные основания для выдачи предписания N ПС-76 от 15.06.2016 (л.д. 102-103).
Госжилстройтехинспекция Пензенской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего от жителей многоквартирного жилого дома N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе обращения приказом Управления Госжилстройтехинспекции N ПА-433 от 20.05.2016 назначено проведение в отношении ОАО "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда внеплановой документарной проверки, в адрес Общества направлен запрос N Д-4952-1 от 23.05.2016 о представлении информации о ведении претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе, не оплачивающих обязательные взносы в фонд капитального ремонта многоквартирного дома (л.д. 38-40).
В ходе проверки выявлено, что общество не ведет претензионно-исковую работу в отношении собственников помещений в названном МКД, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки N 435 от 15.06.2016, по итогам проверки обществу выдано предписание N ПС-76 от 15.06.2016 (л.д. 44-45).
Указанным предписанием на общество возложена обязанность выполнить следующие мероприятия: обеспечить ведение претензионной исковой работы в отношении собственников помещений в МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе, не оплачивающих обязательные взносы на капитальный ремонт (срок исполнения - 16.08.2016); представить в Управление документы, подтверждающие ведение претензионной исковой работы в отношении собственников помещений в МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе (количество поданных исковых заявлений, результаты решений по данным исковым заявлениям (при наличии)) (срок исполнения - 16.09.2016).
Общество с данным предписанием не согласилось, полагая, что указанные работы должен выполнять Региональный фонд, являющийся владельцем специального счета, на котором аккумулируются средства на капитальный ремонт. В этой связи общество обратилось в суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (здесь и далее - в редакции на дату вынесения оспариваемого предписания) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно статье 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (часть 1).
В силу части 3 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
По правилам части 4 статьи 170 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом (часть 1).
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено следующее:
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 названного Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом Российской Федерации, только в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 171 ЖК РФ). Во всех остальных случаях - это обязанность органа, осуществляющего управление многоквартирным домом (ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая организация).
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области N 95-ПП от 19.02.2014 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" многоквартирный дом N 34 по ул. Рахманинова в городе Пензе включен в региональную программу, следовательно, у собственников помещений в указанном доме имеется обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в МКД N 34 по ул. Рахманинова в г. Пензе определен способ формирования взносов на капитальный ремонт на специальном счете в кредитной организации, владельцем которого является Региональный фонд (л.д. 46).
Указанная информация соответствует публичным сведениям, размещенным на официальном сайте Регионального фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В соответствии с пунктом 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного дома (подпункт "в"). На основании таких предложений собственники помещений МКД принимают решение о проведении капитального ремонта общего имущества (части 1, 2 статьи 189 ЖК РФ).
- В подпункте "ж" пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющей организации входят в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
Надлежащее содержание общего имущества в МКД осуществляется с учетом требований части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, которая связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с выбором способа управления этим домом.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества. Капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества" (подпункт "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006).
Таким образом, по общему правилу при управлении домом управляющей организацией на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, ведению претензионной работы в отношении должников.
Из материалов дела видно, что общество является управляющей организацией названного многоквартирного дома, что не оспаривается заявителем, следовательно, на нем лежит обязанность в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества, обеспечения возможности проведения капитального ремонта МКД в установленные сроки, принять меры к своевременному и полному сбору средств на капитальный ремонт. Выполнение данной обязанности должно быть реализовано, в том числе, путем ведения претензионной и исковой работой с должниками, допустившими неуплату взносов на капитальный ремонт в установленные сроки.
Факт наличия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений названного МКД подтверждается представленной в материалы дела ведомостью начисленных и уплаченных взносов в спорный период (л.д. 64), а также представленными заявителем копиями исковых заявлений, подготовленных и направленных в суд, во исполнение оспариваемого предписания (л.д. 84-88).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание выдано обществу в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии со статьей 20 ЖК РФ, пунктом 4.2.5 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области N 167-ПП от 24.03.11, при наличии законных оснований, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 февраля 2017 года по делу N А49-11532/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.А.ЕФАНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.А.ЕФАНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)