Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 14.06.2017 Захарова Е.Н.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-5311/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17",
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) от 22.12.2016 N 001459 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией издано распоряжение от 18.11.2016 N 3505-П о проведении внеплановой проверки в отношении общества на предмет соблюдения обязательных требований к оказанию услуги и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме N 24, расположенном по ул. 60 лет ВЛКСМ в городе Сочи в части распределения теплоносителя по стоякам отопления, выполнения работ по влажной уборке мест общего пользования, ремонту осветительных установок мест общего пользования и придомовой территории.
22.11.2016 инспекцией было установлено, что управляющая организация на основании договора управления оказывает услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ в городе Сочи.
Согласно оспариваемому постановлению был произведен инструментальный замер теплоносителя на вводе в дом N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ, температура теплоносителя составила +61 градус, что соответствует требованиям Приложения 1 Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Также был произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 42 (угловая), температура составила + 18 градусов, что не соответствует требованиям Приложения N 1 Правил.
Кроме того был произведен замер поверхности отопительных приборов (батарея), температура поверхности батареи на кухне составила +54 градусов, температура поверхности батареи в жилой комнате составила + 34 градуса.
В связи с изложенным жилищная инспекция пришла к выводу о том, что при управлении домом N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ со стороны управляющей организацией были нарушены подпункт "д" пункта 10, подпункт "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а именно не выполнены работы по распределению теплоносителя по стоякам отопления.
Уведомлением от 22.11.2016 обществу сообщено о необходимости явиться 09.12.2016 по адресу г. Сочи, ул. 60 лет ВЛКСМ N 24 в 10 часов 30 минут. Уведомление получено 22.11.2016 представителем общества, что подтверждается его подписью.
09.12.2016 ведущим консультантом отдела инспекции Надарая Д.А., в присутствии представителя общества Сизинцева А.М., составлен протокол об административном правонарушении N 002697. В протоколе сделана отметка о рассмотрении дела об административном правонарушении 22.12.2016 с 09 до 12 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Красная 176, кабинет N 203 (2 этаж). Копию протокола Сизинцев А.М. получил нарочно 09.12.2016, что подтверждается его подписью.
22.12.2016 заместителем руководителя инспекции Скрипкиным В.Н., в отсутствие общества, извещенного надлежащим образом, было вынесено постановление об административном правонарушении N 001459, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая, указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами данного правонарушения признаются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту "з" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Судом установлено, что был произведен инструментальный замер теплоносителя на вводе в дом N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ, температура теплоносителя составила +61 градус, что соответствует требованиям Приложения 1 Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Также был произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 94 (угловая), температура составила + 18 градусов, что не соответствует требованиям Приложения N 1 Правил.
Кроме того был произведен замер поверхности отопительных приборов (батарея), температура поверхности батареи на кухне составила +54 градусов, температура поверхности батареи в жилой комнате составила + 34 градуса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт нарушения обществом указанных требований жилищного законодательства, установленных нормами и правилами, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 09.12.2016 N 002697 и постановлением по делу об административном правонарушении от 22.12.2016 N 001459.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель" предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Учитывая пункт 8, 9, 10 раздела 2 Правил исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 2 раздела 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 13 раздела 2 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 раздела 2 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает: к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 и 32 раздела 4 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу пункта 149 раздела 16 Правил N 354 исполнитель несет за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
С учетом изложенного, судом приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за соблюдение режима предоставления коммунальной услуги по отоплению жителям многоквартирного дома а, следовательно, исполнителем коммунальной услуги для потребителей вышеуказанного многоквартирного дома является управляющая организация ООО "РЭУ 17".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 раздела 2 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно пункту 15 раздела 6 Приложения N 1 Правил N 354 нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000); допустимое превышение нормативной температуры составляет не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0,00 до 5.00) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В соответствии с таблицей 3 (Показатели микроклимата помещений) ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст температура воздуха в совмещенном помещении уборной и ванной комнаты в холодный период года должна быть +25 °C.
Также согласно пункту 15 раздела 2 Приложения 1 Правил N 354, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя о том, что проверка инспекцией проведена не в соответствии с действующими нормами законодательства (СнИП 41-02-2003, Приказ Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", ГОСТ 30494-96, ГОСТ 30494-2011, постановление Правительства Российской Федерации N 354).
Так, замер температуры в жилых помещениях производится не менее чем в двух комнатах площадью более 5 м каждая на первом и последнем этажах. Термометр устанавливается в точке пересечения диагональных линий помещения на высоте 0,6 м от пола. Снятие показаний термометра производиться через 20 минут, после установки термометра при закрытых окнах и открытых дверях в смежные помещения.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).
Для определения необходимой температуры теплоносителя воздуха в комнатах ниже установленной нормы, производится замер температуры наружного воздуха (легитимной считается температура наружного воздуха по данным метеоцентра). Температура теплоносителя на подающем трубопроводе на вводе в дом не должна быть ниже оговоренной в принятом Сторонами температурном графике поставке.
Согласно положениям действующего законодательства, должен производится замер давления на трубопроводе на вводе в дом. Давление должно быть не менее чем на 0,05 Мпа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Должен производиться замер давления на трубопроводе возврата теплоносителя в систему на вводе в дом. Расчетным методом определяться разность давления (перепад давления).
Между тем, в материалах дела доказательств соблюдения данных требований не содержатся.
В акте проверки N 003956 указано, что произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 94. В протоколе N 002697 от 09.12.2016 указано, что произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 142 (угловая), при этом не указано количество комнат в квартире, не указана площадь комнаты, в которой произведен замер температуры, не зафиксированы состояние дверей и окон на момент проверки. Замер температуры не производился в жилых помещениях на первом и последнем этажах многоквартирного дома. Кроме того, не указана температура наружного воздуха по данным метеоцентра, количество этажей многоквартирного дома.
В протоколе N 002697 отсутствуют сведения, а соответственно не был произведен замер давления на трубопроводе на вводе в дом. Перепад давления - обуславливает располагаемый напор, который необходим для циркуляции теплоносителя.
В протоколе об административном правонарушении от 09.12.2016 указано, что замер температуры был произведен термометром контактным цифровым типа ТК - 5.04, свидетельство о поверке N 11/2530, при этом соответствующие документы к протоколу не приложены.
Более того, в самом акте проверки от 22.11.2016, указанное обстоятельство не зафиксировано, о том, какие приборы применялись при проведении проверки и замере температуры воздуха в квартире, не указано, следовательно, в последующем указание в протоколе об административном правонарушении сведений об этих приборах, суд оценивает критически, поскольку эти сведения фактически документально не подтверждены.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно статье 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано как событие, так и состав в действиях общества вмененного правонарушения.
Более того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правонарушение, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой, ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами. При этом статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не персонифицирует ответственность и не связывает ее с понятиями исполнитель и потребитель.
Таким образом, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой, ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены вышеназванные Правила N 354.
В соответствии со статьей 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.12.2016 N 001459 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным и подлежит отмене.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-5311/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.12.2016 N 001459 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 15АП-12938/2017 ПО ДЕЛУ N А32-5311/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. N 15АП-12938/2017
Дело N А32-5311/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 14.06.2017 Захарова Е.Н.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-5311/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17",
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) от 22.12.2016 N 001459 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией издано распоряжение от 18.11.2016 N 3505-П о проведении внеплановой проверки в отношении общества на предмет соблюдения обязательных требований к оказанию услуги и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме N 24, расположенном по ул. 60 лет ВЛКСМ в городе Сочи в части распределения теплоносителя по стоякам отопления, выполнения работ по влажной уборке мест общего пользования, ремонту осветительных установок мест общего пользования и придомовой территории.
22.11.2016 инспекцией было установлено, что управляющая организация на основании договора управления оказывает услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ в городе Сочи.
Согласно оспариваемому постановлению был произведен инструментальный замер теплоносителя на вводе в дом N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ, температура теплоносителя составила +61 градус, что соответствует требованиям Приложения 1 Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Также был произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 42 (угловая), температура составила + 18 градусов, что не соответствует требованиям Приложения N 1 Правил.
Кроме того был произведен замер поверхности отопительных приборов (батарея), температура поверхности батареи на кухне составила +54 градусов, температура поверхности батареи в жилой комнате составила + 34 градуса.
В связи с изложенным жилищная инспекция пришла к выводу о том, что при управлении домом N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ со стороны управляющей организацией были нарушены подпункт "д" пункта 10, подпункт "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а именно не выполнены работы по распределению теплоносителя по стоякам отопления.
Уведомлением от 22.11.2016 обществу сообщено о необходимости явиться 09.12.2016 по адресу г. Сочи, ул. 60 лет ВЛКСМ N 24 в 10 часов 30 минут. Уведомление получено 22.11.2016 представителем общества, что подтверждается его подписью.
09.12.2016 ведущим консультантом отдела инспекции Надарая Д.А., в присутствии представителя общества Сизинцева А.М., составлен протокол об административном правонарушении N 002697. В протоколе сделана отметка о рассмотрении дела об административном правонарушении 22.12.2016 с 09 до 12 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Красная 176, кабинет N 203 (2 этаж). Копию протокола Сизинцев А.М. получил нарочно 09.12.2016, что подтверждается его подписью.
22.12.2016 заместителем руководителя инспекции Скрипкиным В.Н., в отсутствие общества, извещенного надлежащим образом, было вынесено постановление об административном правонарушении N 001459, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая, указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами данного правонарушения признаются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту "з" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Судом установлено, что был произведен инструментальный замер теплоносителя на вводе в дом N 24 по ул. 60 лет ВЛКСМ, температура теплоносителя составила +61 градус, что соответствует требованиям Приложения 1 Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Также был произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 94 (угловая), температура составила + 18 градусов, что не соответствует требованиям Приложения N 1 Правил.
Кроме того был произведен замер поверхности отопительных приборов (батарея), температура поверхности батареи на кухне составила +54 градусов, температура поверхности батареи в жилой комнате составила + 34 градуса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт нарушения обществом указанных требований жилищного законодательства, установленных нормами и правилами, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 09.12.2016 N 002697 и постановлением по делу об административном правонарушении от 22.12.2016 N 001459.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель" предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Учитывая пункт 8, 9, 10 раздела 2 Правил исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 2 раздела 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 13 раздела 2 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 раздела 2 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает: к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 и 32 раздела 4 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу пункта 149 раздела 16 Правил N 354 исполнитель несет за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
С учетом изложенного, судом приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за соблюдение режима предоставления коммунальной услуги по отоплению жителям многоквартирного дома а, следовательно, исполнителем коммунальной услуги для потребителей вышеуказанного многоквартирного дома является управляющая организация ООО "РЭУ 17".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 раздела 2 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно пункту 15 раздела 6 Приложения N 1 Правил N 354 нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000); допустимое превышение нормативной температуры составляет не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0,00 до 5.00) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В соответствии с таблицей 3 (Показатели микроклимата помещений) ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст температура воздуха в совмещенном помещении уборной и ванной комнаты в холодный период года должна быть +25 °C.
Также согласно пункту 15 раздела 2 Приложения 1 Правил N 354, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя о том, что проверка инспекцией проведена не в соответствии с действующими нормами законодательства (СнИП 41-02-2003, Приказ Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", ГОСТ 30494-96, ГОСТ 30494-2011, постановление Правительства Российской Федерации N 354).
Так, замер температуры в жилых помещениях производится не менее чем в двух комнатах площадью более 5 м каждая на первом и последнем этажах. Термометр устанавливается в точке пересечения диагональных линий помещения на высоте 0,6 м от пола. Снятие показаний термометра производиться через 20 минут, после установки термометра при закрытых окнах и открытых дверях в смежные помещения.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).
Для определения необходимой температуры теплоносителя воздуха в комнатах ниже установленной нормы, производится замер температуры наружного воздуха (легитимной считается температура наружного воздуха по данным метеоцентра). Температура теплоносителя на подающем трубопроводе на вводе в дом не должна быть ниже оговоренной в принятом Сторонами температурном графике поставке.
Согласно положениям действующего законодательства, должен производится замер давления на трубопроводе на вводе в дом. Давление должно быть не менее чем на 0,05 Мпа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Должен производиться замер давления на трубопроводе возврата теплоносителя в систему на вводе в дом. Расчетным методом определяться разность давления (перепад давления).
Между тем, в материалах дела доказательств соблюдения данных требований не содержатся.
В акте проверки N 003956 указано, что произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 94. В протоколе N 002697 от 09.12.2016 указано, что произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 142 (угловая), при этом не указано количество комнат в квартире, не указана площадь комнаты, в которой произведен замер температуры, не зафиксированы состояние дверей и окон на момент проверки. Замер температуры не производился в жилых помещениях на первом и последнем этажах многоквартирного дома. Кроме того, не указана температура наружного воздуха по данным метеоцентра, количество этажей многоквартирного дома.
В протоколе N 002697 отсутствуют сведения, а соответственно не был произведен замер давления на трубопроводе на вводе в дом. Перепад давления - обуславливает располагаемый напор, который необходим для циркуляции теплоносителя.
В протоколе об административном правонарушении от 09.12.2016 указано, что замер температуры был произведен термометром контактным цифровым типа ТК - 5.04, свидетельство о поверке N 11/2530, при этом соответствующие документы к протоколу не приложены.
Более того, в самом акте проверки от 22.11.2016, указанное обстоятельство не зафиксировано, о том, какие приборы применялись при проведении проверки и замере температуры воздуха в квартире, не указано, следовательно, в последующем указание в протоколе об административном правонарушении сведений об этих приборах, суд оценивает критически, поскольку эти сведения фактически документально не подтверждены.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно статье 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано как событие, так и состав в действиях общества вмененного правонарушения.
Более того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правонарушение, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой, ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами. При этом статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не персонифицирует ответственность и не связывает ее с понятиями исполнитель и потребитель.
Таким образом, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой, ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены вышеназванные Правила N 354.
В соответствии со статьей 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.12.2016 N 001459 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным и подлежит отмене.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-5311/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.12.2016 N 001459 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)