Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 25.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12436/2016

Требование: О взыскании задолженности, процентов.

Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Судом установлено, что, исходя из таблицы начислений и поступивших оплат, составленной истцом, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчика отсутствует. Следовательно, оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется; при этом надлежащих доказательств, подтверждающих факт нарушения теплогидравлической характеристики водопровода горячей воды по стоякам в квартире ответчика в результате переустройства, ответчиком не представлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу N 33-12436/2016


Судья Малкова Я.В.
учет N 100г

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Волкова 48" на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 25 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования товарищества собственников жилья "Волкова 48" к Х.Р.Н. о взыскании задолженности оставить без удовлетворения.
Встречное исковое заявление Х.Р.Н. к товариществу собственников жилья "Волкова 48" об обязании произвести перерасчет удовлетворить.
Обязать товарищество собственников жилья "Волкова 48" произвести перерасчет коммунальных платежей ГВС за период с 15 ноября 2012 года по 04 декабря 2015 года, за жилищные услуги путем исключения начислений в сумме 139711,30 рублей с учетом ранее оплаченных сумм, исключить из счет-фактур услуги, не утвержденные на общем собрании собственников.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Волкова 48" государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Казани в размере 4594,23 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ТСЖ "Волкова 48" - Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Х.Р.Г. - Х.Г., возражавшей доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

Товарищество собственников жилья (далее по тексту - ТСЖ) "Волкова 48" обратилось к Х.Р.Н. с иском о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт общего имущества по состоянию на 01 января 2016 года в размере 88382,70 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2015 года в размере 11085,96 рублей и перерасчетом на дату погашения задолженности в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере ставки рефинансирования Центрального банка России.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является собственником квартиры <адрес>, жилищно-коммунальные услуги оплачивает несвоевременно. По состоянию на 01 января 2016 года задолженность ответчика составила 88382,70 рублей.
Х.Р.Н. обратился к ТСЖ "Волкова 48" со встречным иском о возложении обязанности произвести перерасчет коммунальных платежей ГВС за период с 15 ноября 2012 года по 04 декабря 2015 года, произвести перерасчет за жилищные услуги: путем исключения начислений в сумме 139711,30 рублей и возврат ранее оплаченных сумм в размере 140208 рублей, исключить из счета-фактуры услуги, не утвержденные на общем собрании собственников: прочие расходы на квадратный метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега.
В обоснование встречных требований указано, что в квартире Х.Р.Н. установлены индивидуальные приборы учета по всем услугам. В квартире проживает четыре человека. Однако начисление коммунальных услуг по водоснабжению и канализации ТСЖ "Волкова 48" производит по нормативу на пять человек, при проживании в квартире 4-х человек. В многоквартирном доме <адрес> размер платы за содержание жилого помещения за 2013 - 2016 года на общем собрании не утверждался. Следовательно, выставленные платежи являются необоснованными и не подлежат оплате до утверждения на общем собрании. Установленный размер на содержание общего домового имущества в многоквартирном жилом доме не соответствует установленным платежам местными органами самоуправления, а, следовательно, суммы подлежат возврату. Х.Р.Н. неоднократно обращался в ТСЖ "Волкова 48" по вопросу ненадлежащего температурного режима горячего водоснабжения в его квартире с ноября 2011 года по декабрь 2015 года. Однако данный вопрос ТСЖ "Волкова 48" разрешен не был. Х.Р.Н. ежемесячно обращался в ТСЖ "Волкова 48" с требованием устранить нарушения: пересчитать плату по коммунальным и жилищным платежам. В добровольном порядке по настоящее время ТСЖ "Волкова 48" перерасчет не произведен.
Кроме того, Х.Р.Н. было заявлено о пропуске срока исковой давности по выставляемым платежам за период до 01 октября 2012 года в сумме 46260,59 рублей.
В суде первой инстанции представитель ТСЖ "Волкова 48" исковые требования поддержал, встречный иск не признал.
Представитель Х.Р.Н. иск не признал, встречный иск поддержал.
Судом принято решение об отказе в иске ТСЖ "Волкова 48" и удовлетворении встречного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Волкова 48" просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что нарушение температуры горячего водоснабжения возникло по вине ответчика в результате переустройства инженерных сетей общего пользования водопровода холодной и горячей воды, при этом судом необоснованно отклонено ходатайство о проведении строительно-технической экспертизы. Отмечает, что счетчики воды в квартире Х.Р.Н. в процессе переустройства установлены не на вводе, а на удаленной точке от места ввода путем скрытой проводки, в связи с чем показания приборов учета являются недостоверными. Ссылается на решение общего собрания от 07 декабря 2010 года, которым тарифы расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлены бессрочно, и решение собрания собственников жилья от 15 декабря 2011 года, на основании которого уточнены тарифы на 2012 год. Также отмечает, что жилищное законодательство не предусматривает обязанность ежегодно проводить общее собрание в целях установления размера обязательных платежей и взносов. Выражает несогласие с выводами суда об удовлетворении требований Х.Р.Н. Указывает, что потребителю были оказаны услуги по обслуживанию лицевого счета, по обслуживанию въездных ворот и в подземную парковку, а также услуги по охране двора. Ссылается на отсутствие правовых оснований для применения последствий пропуска исковой давности по требованию о взыскании задолженности, начисленной с 01 октября 2012 года.
В возражениях на апелляционную жалобу представителем Х.Р.Н. указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Х.Р.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Интересы Х.Р.Н. по доверенности представляла Х.Г. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имелось, судебная коллегия рассмотрело дело в его отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании частей 2, 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно частям 1, 2, 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В силу частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
На основании пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
В силу пункта 5 Приложения 1 вышеуказанных Правил обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)*(2). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°С.
За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09)*(2) Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Из материалов дела следует, что Х.Р.Н. является собственником квартиры <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16 октября 2008 года серии .....
26 сентября 2013 года в квартире 16 вышеуказанного дома произведена замена индивидуальных приборов учета (ИПУ) по холодному и горячему водоснабжению с составлением акта замены, в котором подписались от имени собственника квартиры - Х.Д., от ТСЖ "Волкова 48" - сантехник ФИО1.
Судом установлено, что при составлении акта 26 марта 2013 года никаких претензий со стороны ТСЖ "Волкова 48" заявлено не было. Данный акт к расчету ТСЖ "Волкова 48" принят не был. Основанием непринятия акта к расчетам послужило нарушение проекта строительства дома, выразившееся в самовольном переустройстве инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения общего пользования, расположенных внутри квартиры ответчика, что, по мнению ТСЖ привело к нарушению циркуляции горячего водоснабжения, а также невозможности контроля потребления холодного и горячего водоснабжения и состояния общедомового имущества.
В обоснование требований ТСЖ "Волкова 48" ссылалось на то, что Х.Р.Н. не передавал сведения по ИПУ по холодному и горячему водоснабжению с октября 2013 года, в связи с чем начисления по квартире ответчика производились по нормативу.
Согласно пунктам 81.6 - 81.11, 81.13 вышеуказанных Правил, по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей проверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2-х экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Проверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и проверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81.9 настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после проверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков проверки потребителем или третьим лицом.
Поскольку 26 марта 2013 года акт при замене индивидуальных приборов в квартире ответчика составлялся работником ТСЖ "Волкова 48", показания ранее установленных приборов применялись к расчетам, доказательств вмешательства в общедомовые инженерные системы водоснабжения и канализирования не представлено, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для непринятия показаний для расчета по приборам учета ТСЖ "Волкова 48" у Х.Р.Н. являются правильными.
Согласно пунктам 84, 85 вышеуказанных Правил, при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета; б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки; в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта; г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и двумя незаинтересованными лицами; д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо два и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и двумя незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать один экземпляр акта потребителю; е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать один экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и двумя незаинтересованными лицами.
Следовательно, обязанность по проверке ИПУ ответчика и снятия с них показания возлагается нормативными правовыми актами на ТСЖ "Волкова 48". Однако доказательств тому, что ТСЖ "Волкова 48" принимались меры к снятию показаний с ИПУ, установленных в квартире Х.Р.Н., суду представлено не было.
При этом Х.Р.Н. ежемесячно в период с 2013 по 2015 год обращался в адрес ТСЖ "Волкова 48" с письмами, в которых указывал ежемесячное потребление по каждому ИПУ по горячему и холодному водоснабжению, расположенному в его квартире.
Обращаясь с требованиями о перерасчете, Х.Р.Н. ссылается на необеспечение ТСЖ "Волкова 48" необходимого температурного режима горячего водоснабжения в период с 18 мая 2012 года по 04 декабря 2015 года к квартире <адрес>.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, ответственным за соблюдение необходимого температурного режима горячего водоснабжения является ТСЖ "Волкова 48".
18 мая 2012 года ответчиком истцу направлена претензия в связи с нарушением надлежащего температурного режима горячего водоснабжения в 2011 году в квартире <адрес>.
26 марта 2012 года председателем ТСЖ "Волкова 48" с участием Х.Д. составлен акт, согласно которому температура горячей воды в квартире ответчика составила 45 градусов.
Как следует из письма Казанской государственной инспекции от 04 декабря 2015 года N 10-14/20208, температура горячей воды в квартире ответчика на момент проверки (02 декабря 2015 года) в двух помещениях санузла составила 40 градусов, на кухне - 47 градусов.
При этом доказательств принятия необходимых мер по поддержанию горячего водоснабжения, восстановлению температурного режима горячего водоснабжения в квартире ответчика в период с 18 мая 2012 года по 31 декабря 2015 года материалы дела не содержат.
Согласно платежным документам за период с 18 мая 2012 года по 04 декабря 2015 года снижение платы по горячему водоснабжению ТСЖ "Волкова 48" по квартире <адрес> не проводилось. Соответственно, начисления по горячему водоснабжению по квартире ответчика за период с 18 мая 2012 года по 31 декабря 2015 года производилась без уменьшения платы, т.е. в завышенном размере.
Поскольку никаких мер ТСЖ "Волкова 48" по нормализации горячего водоснабжения в вышеуказанный период в квартире Х.Р.Н. не принималось, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности встречных требований в части возложения на ТСЖ "Волкова 48" обязанности произвести перерасчет коммунальных платежей горячего водоснабжения за период с 15 ноября 2012 года по 04 декабря 2015 года по квартире <адрес>.
Удовлетворяя требования Х.Р.Г. об исключении из счета-фактуры услуг, не утвержденных на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, в частности, прочие расходы на квадратный метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 2012 года по 2015 год общим собранием собственников помещений дома <адрес> тарифы на указанные услуги и расходы не принимались.
Так, согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани об установлении тарифов жилищных услуг на 2012 - 2015 годы таких услуг и тарифов на них, как прочие расходы на квадратный метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега, не содержат.
Кроме того, вышеуказанные услуги не имеют самостоятельного значения, входят в состав других услуг: вывоз снега - в уборку придомовой территории, обслуживание лицевого счета в управление жилым фондом, уборка парковки в уборку придомовой территории, если парковка осуществляется на придомовой территории, и уборка мест общего пользования, если парковка является подземной.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о возложении на ТСЖ "Волкова 48" обязанности произвести перерасчет за жилищные услуги путем исключения начислений в сумме 139711,30 рублей и возврат ранее оплаченных сумм в размере 140208 рублей, являются правильными.
Разрешая требования ТСЖ "Волкова 48", суд первой инстанции исходил из следующего.
Обращаясь с настоящими требованиями, ТСЖ "Волкова 48" просит взыскать с Х.Р.Н. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию 01 января 2016 года в размере 88382,70 рублей и 11085,96 рублей по состоянию на 30 сентября 2015 года и проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Х.Р.Н. заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно статьям 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям.
Из материалов дела следует, что исковое заявление ТСЖ "Волкова 48" направлено в суд 16 октября 2015 года.
Согласно расчету, представленному ТСЖ "Волкова 48", по состоянию на 31 декабря 2015 года задолженность Х.Р.Н. составляет 547836,97 рублей, из которых 46260,59 рублей начислено за период до 01 октября 2012 года.
Поскольку требование о взыскании задолженности, возникшей до 01 октября 2012 года, заявлено за пределами срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости ее исключения из общей суммы задолженности.
Согласно расчету ТСЖ "Волкова 48" с октября 2012 года по декабрь 2015 года Х.Р.Н. оплачено 537696,48 рублей.
Таким образом, исходя из таблицы начислений и поступивших оплат, составленной ТСЖ "Волкова 48" задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг Х.Р.Н. отсутствует. Следовательно, оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку исследованных судом первой инстанции обстоятельств, подлежат отклонению, как необоснованные.
Так, ссылки в апелляционной жалобе ТСЖ "Волкова 48" на то, что нарушение температурного режима горячей воды возникло по вине ответчика в результате переустройства инженерных сетей общего пользования водопровода холодной и горячей воды, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Волкова 48" выдавалось предписания в срок до 18 декабря 2015 года установить причину несоответствия параметров горячего водоснабжения в точке водоразбора квартиры <адрес> и принять необходимые меры по устранению нарушения.
Согласно акту обследования сетей холодного и горячего водоснабжения внутри жилого помещения в жилом доме по адресу: <адрес>, председателем ТСЖ "Волкова 48" установлено, что в квартире 16 стояки холодного и горячего водоснабжения по 4 штуки замурованы в стены, два счетчика на холодную воду и два на горячую воду установлены не в точке подключения к сетям общего пользования, данные счетчики на учет в ТСЖ не поставлены, инженерные сети водоснабжения общего пользования, расположенные внутри квартиры, проекту застройщика не соответствуют, проект согласования с ТСЖ и исполнительной документации по переделке инженерных сетей водоснабжения общего пользования внутри квартиры отсутствует, также отсутствует возможность осуществления беспрепятственной проверки соответствия СНиП, визуального контроля, обслуживания и ремонта инженерных сетей водоснабжения внутри квартиры. Однако данный акт не может быть принят во внимание, поскольку составлен и подписан только председателем ТСЖ, при этом сведений о том, что Х.Р.Н. отказался от подписи данного акта документ не содержит, также отсутствуют подписи двух незаинтересованных лиц, как того требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
К тому же доказательств, что при составлении вышеуказанного акта был соблюден порядок, установленный пунктом 82 указанных Правил, материалы дела не содержат.
Согласно ответу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан на обращение председателя ТСЖ "Волкова 48", в результате визуального осмотра (29 декабря 2015 года) квартиры <адрес> установлено, что стояки, трубопроводы систем холодного и горячего водоснабжения скрыты за стеной, а также под полом. Согласно информации собственников квартиры .... циркуляционная линия не демонтирована и также скрыта.
Таким образом, надлежащих доказательств, подтверждающих факт нарушения теплогидравлической характеристики водопровода горячей воды по стоякам в квартире Х.Р.Н. в результате переустройства, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Из показаний допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО2, ФИО3 следует, что проблемы по стояку горячего водоснабжения были постоянно, вода нагревалась очень медленно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отклонено ходатайство о проведении строительно-технической экспертизы, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку доказательств объективной необходимости проведения экспертизы для разрешения исковых требований представлено не было.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что счетчики воды в квартире Х.Р.Н. в процессе переустройства установлены не на вводе, а на удаленной точке от места ввода путем скрытой проводки, в связи с чем показания приборов учета являются недостоверными, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Из акта от 26 сентября 2013 года, составленного сантехником ТСЖ "Волкова 48", следует, что в квартире <адрес> произведена замена водяных счетчиков. При этом сведений о том, что данные счетчики установлены не на вводе, а на удаленной точке от места ввода путем скрытой проводки, указанный акт не содержит. Таким образом, у ТСЖ "Волкова 48" отсутствуют основания для непринятия показаний приборов учета у Х.Р.Н.
Помимо этого, в 2016 году инспектором Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан произведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено, что приборы учета в квартире <адрес> реагируют на слив воды в квартире (л.д. 58-62 т. 2).
Доводы апелляционной жалобы о том, что потребителю были оказаны услуги по обслуживанию лицевого счета, по обслуживанию въездных ворот и в подземную парковку, а также услуги по охране двора, в связи с чем не подлежат исключению из счетов-фактур начисления по указанным услугам, судебной коллегий отклоняются.
Так, платежи по охране дома и обслуживанию въездных ворот и в подземную парковку являются составной частью платы за содержание и обслуживание дома и включены в ставку обязательных платежей, ежегодно принимаемую на собрании членов ТСЖ в соответствии с положениями части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, как правильно установлено в ходе судебного разбирательства, Перечень услуг и расходов по вышеуказанным услугам в период с 2012 - 2015 год ни общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома, ни общим собранием членов ТСЖ "Волкова 48" не утверждался. При этом постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани об установлении тарифов жилищных услуг на 2012 - 2015 годы таких услуг и тарифов на них, как прочие расходы на квадратный метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега, не содержат.
Ссылки на решение общего собрания от 07 декабря 2010 года, которым тарифы расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлены бессрочно, и решение собрания собственников жилья от 15 декабря 2011 года, на основании которого уточнены тарифы на 2012 год, не влияют на правильность вынесенного решения суда.
Как следует из протокола N.... общего (внеочередного) собрания членов ТСЖ "Волкова 48" собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме <адрес> от 07 декабря 2010 года, на данном собрании утверждались тарифы обязательных платежей и взносов на 2011 год. Сведений о том, что данные тарифы устанавливаются бессрочно протокол общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме не содержит.
Более того, в соответствии протоколом N.... общего собрания членов ТСЖ "Волкова 48", собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме <адрес> от 15 декабря 2011 года собственниками помещений данного дома утверждены тарифы обязательных платежей и взносов на 2012 год.
При таких обстоятельствах, утверждение ТСЖ "Волкова 48" о том, что Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность ежегодно проводить общее собрание ТСЖ в целях установления размера обязательных платежей и взносов, судебной коллегией не может быть принято во внимание, так как оно противоречит положениям пунктов 4, 8, 8.1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которыми к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для применения последствий пропуска исковой давности по требованию о взыскании задолженности, начисленной до 01 октября 2012 года, подлежат отклонению.
Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 20, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям. По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате жилищно-коммунальных услуг, начинается в отношении каждого платежа со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Принимая во внимание, что иск ТСЖ "Волкова 48" был направлен в суд 16 октября 2015 года, то срок исковой давности для требований о взыскании задолженности, возникшей до 01 октября 2012 года, к указанной дате истек. Соответственно, выводы суда первой инстанции являются правильными, поскольку в силу положений части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Доказательств наличия такого решения суду представлено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ТСЖ "Волкова 48", изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 25 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Волкова 48" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)