Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 г. по делу N А07-23599/2016 (судья Ахметова Г.Ф.).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ООО "УЖХ Орджоникидзевского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее также - ответчик, Комитет) о признании незаконным предписания N ЦО-16-354-040 от 13.07.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2017 (резолютивная часть объявлена 31.05.2017) заявленные требования удовлетворены. С Комитета в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права.
Указывает, что применение формулы 23.1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" является неправомерным. Общество не приводит обоснование применения указанной формулы и соответствующих расчетов. Формула 23.1 позволяет определить норматив расхода тепловой энергии. Однако для определения правильности начисления платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения (далее также - ГВС), в том числе по компоненту "тепловая энергия ГВС", необходимо определить количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды. Отсутствие в проверяемый период норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не является основанием для неверного расчета и начисления управляющей организацией размера платы за тепловую энергию ГВС. Поскольку в настоящее время норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС не установлен, соответственно, оснований для применения формулы 23.1 у управляющей организации не имеется.
Кроме того, управляющая организация не обосновала начисление платы в размере 111,21 руб. без разделения на отопительный или неотопительный период. Также Комитет считает необоснованным применение коэффициента, учитывающего тепловые потери трубопроводами систем ГВС в размере 0,2, поскольку в жилом доме система центрального горячего водоснабжения отсутствует.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание их представители не явились. От Комитета поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной инстанции в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по обращению жителя дома N 45 по ул. Победы г. Уфа Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору была проведена внеплановая проверка по вопросу правильности начисления платы за коммунальные услуги в отношении обслуживающей организации ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района".
По результатам проверки составлен акт проверки от 13.07.2016 N ЦО16-4079-354.
В ходе проведения проверки установлено, что общежитие коридорного типа N 45 по ул. Победы г. Уфы подключено к системе центрального отопления, оборудован исправным общедомовым прибором учета тепловой энергии с суммарным способом учета марки ВКТ-7, заводской номер N 90059, по ГВС подключен к ИТП ул. Победы 45. По лицевому счету жилого помещения квартиры N 4 дома N 45 по ул. Победы в г. Уфа за расчетные периоды с января 2016 года по коммунальной услуге "ГВС" по компоненту "тепловая энергия на нужды ГВС" начисления производятся в размере 111,21 руб. за 1 кв. м в нарушение пункта 54 Правил N 354.
Комитетом 13.07.2016 обществу выдано предписание N ЦО-16-354-040.
В предписании управляющей организации вменяется нарушение пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", и предписано произвести перерасчет (возврат) излишне начисленной платы за услугу ГВС по компоненту "тепловая энергия на ГВС" до 30.09.2016.
Комитет предписывает устранить выявленные нарушения, а именно: предоставить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм и проведенного перерасчета в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.
Полагая, что указанное предписание не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "УЖХ Орджоникидзевского района", заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном жилом доме по ул. Победы, 45 в г. Уфе, установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом на нужды горячего водоснабжения, то есть централизованно горячая вода в жилой дом не поступает, исполнителем коммунальной услуги горячее водоснабжение производится самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Установленный в указанном общежитии коридорного типа прибор учета тепловой энергии считает совокупное количество тепловой энергии, потребленное домом как отопление, так и на подогрев горячей воды, в связи с чем он не может быть использован для целей расчета потребляемой тепловой энергии на отопление в качестве коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Раздельный учет тепловой энергии на нужды отопления и на подогрев холодной воды отсутствует. Исходя из имеющегося общедомового прибора учета тепловой энергии невозможно достоверно установить, какое количество теплоресурса использовано на отопление и на горячее водоснабжение.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения), нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в которых также предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- При проверке Комитетом установлено, что по лицевому счету жилого помещения квартиры N 4 дома N 45 по ул. Победы в г. Уфа за расчетные периоды с января 2016 г. по коммунальной услуге ГВС по компоненту "Тепловая энергия на нужды ГВС" начисления производятся в размере 111,21 руб. за 1 м куб., что не соответствует выше указанным положениям пункта 54 Правил N 354.
Согласно справке представленной в суд заявителя и представленному порядку расчету начисления размера платы тепловая энергия ГВС в отопительный период составляет 117,10 руб., в летний период - 95,81 руб.
При этом заявитель ссылается на применение формулы 23.1, указанной в пункте 24. (1) постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306). Обоснование применение формулы не приведено.
Правительством Российской Федерации постановлением от 14.02.2015 N 129 были внесены изменения в Правила N 306, в частности, пункт 24 дополнен пунктом 24 (1), которым установлена формула определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м).
Между тем для определения правильности начисления платы за коммунальную услугу ГВС необходимо определить количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отсутствие в проверяемый период норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не является основанием для применения формулы 23.1 и, следовательно, неверного расчета и начисления управляющей организацией размера платы за тепловую энергию ГВС.
При указанных обстоятельствах Комитет пришел к правильному выводу о том, что заявителем не обоснован применяемый размер платы по коммунальной услуге ГВС в доме N 45 по ул. Победы в г. Уфа. На основании указанного оспариваемое предписание Комитета о приведении размера платы по коммунальной услуге в соответствие с пунктом 54 Правил N 354 и проведении перерасчета является законным.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что требование оспариваемого предписания является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что оспоренное предписание Комитета соответствует закону и не нарушает права ОАО "УЖХ Калининского района" в сфере экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции должен был отказать в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным (недействительным) предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 13.07.2016 N ЦО-16-354-040.
Учитывая вышеизложенное, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования заявителя следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются на заявителя в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Комитет в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 г. по делу N А07-23599/2016 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан" о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 13 июля 2016 г. N ЦО-16-354-040 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2017 N 18АП-10341/2017 ПО ДЕЛУ N А07-23599/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. N 18АП-10341/2017
Дело N А07-23599/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 г. по делу N А07-23599/2016 (судья Ахметова Г.Ф.).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ООО "УЖХ Орджоникидзевского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее также - ответчик, Комитет) о признании незаконным предписания N ЦО-16-354-040 от 13.07.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2017 (резолютивная часть объявлена 31.05.2017) заявленные требования удовлетворены. С Комитета в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права.
Указывает, что применение формулы 23.1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" является неправомерным. Общество не приводит обоснование применения указанной формулы и соответствующих расчетов. Формула 23.1 позволяет определить норматив расхода тепловой энергии. Однако для определения правильности начисления платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения (далее также - ГВС), в том числе по компоненту "тепловая энергия ГВС", необходимо определить количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды. Отсутствие в проверяемый период норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не является основанием для неверного расчета и начисления управляющей организацией размера платы за тепловую энергию ГВС. Поскольку в настоящее время норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС не установлен, соответственно, оснований для применения формулы 23.1 у управляющей организации не имеется.
Кроме того, управляющая организация не обосновала начисление платы в размере 111,21 руб. без разделения на отопительный или неотопительный период. Также Комитет считает необоснованным применение коэффициента, учитывающего тепловые потери трубопроводами систем ГВС в размере 0,2, поскольку в жилом доме система центрального горячего водоснабжения отсутствует.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание их представители не явились. От Комитета поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной инстанции в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по обращению жителя дома N 45 по ул. Победы г. Уфа Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору была проведена внеплановая проверка по вопросу правильности начисления платы за коммунальные услуги в отношении обслуживающей организации ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района".
По результатам проверки составлен акт проверки от 13.07.2016 N ЦО16-4079-354.
В ходе проведения проверки установлено, что общежитие коридорного типа N 45 по ул. Победы г. Уфы подключено к системе центрального отопления, оборудован исправным общедомовым прибором учета тепловой энергии с суммарным способом учета марки ВКТ-7, заводской номер N 90059, по ГВС подключен к ИТП ул. Победы 45. По лицевому счету жилого помещения квартиры N 4 дома N 45 по ул. Победы в г. Уфа за расчетные периоды с января 2016 года по коммунальной услуге "ГВС" по компоненту "тепловая энергия на нужды ГВС" начисления производятся в размере 111,21 руб. за 1 кв. м в нарушение пункта 54 Правил N 354.
Комитетом 13.07.2016 обществу выдано предписание N ЦО-16-354-040.
В предписании управляющей организации вменяется нарушение пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", и предписано произвести перерасчет (возврат) излишне начисленной платы за услугу ГВС по компоненту "тепловая энергия на ГВС" до 30.09.2016.
Комитет предписывает устранить выявленные нарушения, а именно: предоставить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм и проведенного перерасчета в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.
Полагая, что указанное предписание не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "УЖХ Орджоникидзевского района", заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном жилом доме по ул. Победы, 45 в г. Уфе, установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом на нужды горячего водоснабжения, то есть централизованно горячая вода в жилой дом не поступает, исполнителем коммунальной услуги горячее водоснабжение производится самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Установленный в указанном общежитии коридорного типа прибор учета тепловой энергии считает совокупное количество тепловой энергии, потребленное домом как отопление, так и на подогрев горячей воды, в связи с чем он не может быть использован для целей расчета потребляемой тепловой энергии на отопление в качестве коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Раздельный учет тепловой энергии на нужды отопления и на подогрев холодной воды отсутствует. Исходя из имеющегося общедомового прибора учета тепловой энергии невозможно достоверно установить, какое количество теплоресурса использовано на отопление и на горячее водоснабжение.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения), нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в которых также предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- При проверке Комитетом установлено, что по лицевому счету жилого помещения квартиры N 4 дома N 45 по ул. Победы в г. Уфа за расчетные периоды с января 2016 г. по коммунальной услуге ГВС по компоненту "Тепловая энергия на нужды ГВС" начисления производятся в размере 111,21 руб. за 1 м куб., что не соответствует выше указанным положениям пункта 54 Правил N 354.
Согласно справке представленной в суд заявителя и представленному порядку расчету начисления размера платы тепловая энергия ГВС в отопительный период составляет 117,10 руб., в летний период - 95,81 руб.
При этом заявитель ссылается на применение формулы 23.1, указанной в пункте 24. (1) постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306). Обоснование применение формулы не приведено.
Правительством Российской Федерации постановлением от 14.02.2015 N 129 были внесены изменения в Правила N 306, в частности, пункт 24 дополнен пунктом 24 (1), которым установлена формула определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м).
Между тем для определения правильности начисления платы за коммунальную услугу ГВС необходимо определить количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отсутствие в проверяемый период норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не является основанием для применения формулы 23.1 и, следовательно, неверного расчета и начисления управляющей организацией размера платы за тепловую энергию ГВС.
При указанных обстоятельствах Комитет пришел к правильному выводу о том, что заявителем не обоснован применяемый размер платы по коммунальной услуге ГВС в доме N 45 по ул. Победы в г. Уфа. На основании указанного оспариваемое предписание Комитета о приведении размера платы по коммунальной услуге в соответствие с пунктом 54 Правил N 354 и проведении перерасчета является законным.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что требование оспариваемого предписания является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что оспоренное предписание Комитета соответствует закону и не нарушает права ОАО "УЖХ Калининского района" в сфере экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции должен был отказать в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным (недействительным) предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 13.07.2016 N ЦО-16-354-040.
Учитывая вышеизложенное, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования заявителя следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются на заявителя в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Комитет в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 г. по делу N А07-23599/2016 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан" о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 13 июля 2016 г. N ЦО-16-354-040 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)