Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Серегиной Л.А.,
судей
Андреещевой Н.Л.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания": Лактюхина Л.М. - представитель по доверенности N 35 от 14.06.2017;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" на решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-1479/2017 (судья Арцыбашева Т.Ю.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" о взыскании 263467,05 руб. долга и 19137,35 руб. законной неустойки, а также неустойку начисленную на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга,
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - ООО "РЭК", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" (далее - ООО "УК "МУП ЕРЦ", ответчик) о взыскании 263467,05 руб. долга за октябрь - декабрь 2016 года, 19137,35 руб. законной неустойки, начисленной за период с 15.11.2016 по 12.05.2017, а также неустойку, начисленной в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 исковые требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" взыскано 263467,05 руб. долга за октябрь - декабрь 2016 года, 191 37,35 руб. законной неустойки, начисленной за период с 15.11.2016 по 12.05.2017, а также неустойка, начисленная в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга и 8 420,00 руб. расходов, понесенных на уплату государственной пошлины. Кроме того, с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 232,00 руб.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "МУП ЕРЦ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-1479/2017, в связи с чем, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "МУП ЕРЦ" не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Через сервис "Мой арбитр" от ответчика поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения не явившегося участника процесса о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "РЭК" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ООО "РЭК", исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Жилищное законодательство предусматривает участие в отношениях по предоставлению коммунальных услуг особого субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) предусмотрен в статье 155 ЖК РФ.
В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не предусмотрены.
В статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2015 между ООО "РЭК" (гарантирующий поставщику) и ООО "УК "МУП ЕРЦ" (управляющая компания) заключено соглашение о взаимодействии ООО "РЭК" с ООО "УК "МУП ЕРЦ", в соответствии с которым стороны пришли к соглашению, во исполнение решений собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах, о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, заключить настоящее соглашение о взаимодействии в целях бесперебойного и надежного снабжения граждан-потребителей электрической энергией.
В п. 1.2 соглашения предусмотрено, что управляющая компания обязуется на безвозмездной основе производить:
- - обслуживание внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, общедомовых (коллективных) приборов учета;
- - ежемесячное снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета электрической энергии граждан-потребителей, находящихся в свободном доступе в многоквартирных жилых домах, перечень которых указан в приложении N 1 к настоящему соглашению;
- - введение ограничения режима потребления электрической энергии гражданам - потребителям (при наличии технической возможности) и обратное подключение но заявкам Гарантирующего поставщика в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим соглашением. При отсутствии технической возможности на введение ограничения, режима потребления электроэнергии гражданам потребителям составляется акт обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности введения ограничения в присутствии представителей гарантирующего поставщика;
- - предоставление сведений о снятых с учета и зарегистрированных собственниках жилых помещений в многоквартирных домах находящихся в управлении Управляющей компании.
В соответствии с п. 1.3 соглашения гарантирующий поставщик с привлечением собственных средств обязуется производить:
- - расчет, начисление и сбор платежей, подлежащих оплате гражданами - потребителями за коммунальную услугу электроснабжения, в порядке и по ценам (тарифам), утвержденным в соответствии с действующим законодательством, самостоятельно либо через привлеченных платежных агентов;
- - формирование в соответствии с требованиями действующего законодательства платежного документа на оплату коммунальной услуги электроснабжения и включать в него суммы, подлежащие оплате за электрическую энергию по индивидуальным приборам учета и за электроснабжение мест общего пользования;
- - формирование и поддержание в базах данных достоверных сведений по каждому гражданину-потребителю, с учетом данных индивидуальных лицевых счетов жилых помещений;
- - ежемесячную доставку платежных документов гражданам-потребителям.
В п. 1.4 соглашения предусмотрено, что гарантирующий поставщик самостоятельно осуществляет мероприятия по работе с гражданами-потребителями, имеющими задолженность за электрическую энергию пути направления уведомлений гражданам-потребителям на введение ограничения режима потребления электрической энергии, претензий, исковых заявлений в суд для принудительного взыскания задолженности, начисление пени в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
01.09.2015 между ООО "РЭК" (гарантирующий поставщику) и ООО "УК "МУП ЕРЦ" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N Э1995/15, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в объеме, необходимом покупателю для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения населению, использования электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств покупателя, и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией покупателя, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и оказанные услуги: на условиях, установленных настоящим договором.
Объем электрической энергии (мощности), фактически использованный покупателем, определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей ТСО и внутридомовых электрических сетей, на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (п. 4.1 договора).
В п. 6.1 договора предусмотрено, что расчетным периодом за поставленную Покупателю электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги является календарный месяц).
Согласно п. 6.2 договора плата за электроэнергию производится покупателем до 15 числа месяца следующего за расчетным, по фактическому потреблению электроэнергии согласно показаниям приборов учета на основании счета-фактуры, выставляемого гарантирующим поставщиком до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Настоящий договор вступает в силу с 00 ч. 00 мин. 01 сентября 2015 г. и действует до 24 ч. 00 мин. 31 декабря 2015 г.
Договор считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора ни от одной из сторон не последует заявления об отказе от условий настоящего договора или об их пересмотре (п. 9.1 договора).
Как видно из материалов дела таких заявлений представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) внесены изменения в п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с которым распределяемый в соответствии с формулами 11-14 Правил между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Единственным основанием, когда весь объем приходящийся на общедомовые нужды распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого или нежилого помещения является наличие решения собственников.
Как следует из материалов дела, такого решения не представлено.
Постановлением N 603 внесены изменения в п. 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" согласно которым, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 5 Постановления N 603 данное Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанное Постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2016.
В связи с указанными изменениями законодательства, с 01.07.2016 истец не имеет законных оснований распределять весь объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды (далее - ОДН), собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
Истец уведомил ответчика об изменениях, внесенных в действующее законодательство, и 04.08.2016 направил в его адрес проект договора энергоснабжения, с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2012 N 124.
Ответчик отказался от подписания проекта договора, направленного ему истцом, на основании того, что по соглашению от 01.01.2015 ООО "РЭК" является прямым поставщиком электрической энергии собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. В свою очередь, ООО "УК "МУП ЕРЦ" занимается обслуживанием внутридомовых инженерных систем, снятием показаний приборов учета электрической энергии, предоставлением сведений, и не связано с потребителями и поставщиком электрической энергии обязательствами поставки и оплаты коммунальной услуги "электроснабжение".
По данным истца, за период с 01.10.2016 по 31.12.2016 включительно стоимость размера превышения объема коммунальной услуги "электроснабжение" над объемом данной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ОДН) составила 263467,05 руб.
В связи с тем, что ООО "УК "МУП ЕРЦ" не исполнило свои обязательства по оплате коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за счет собственных средств, истец направил в адрес ответчика претензии от 02.12.2016 N 1418 и от 20.01.2017 N 59 с требованием погасить задолженность по ОДН в сумме 263467,05 руб., которая ответчиком была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из того факта, что ООО "УК "МУП ЕРЦ" осуществляло в спорный период управление в отношении многоквартирных домов, по которым истцом установлен факт превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативным значением.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что именно управляющая организация является абонентом и обязанным лицом в отношениях с энергоснабжающей организацией. Ответчик наделен полномочиями по управлению жилыми домами и в силу закона обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, находящихся в его управлении. Являясь управляющей организацией, ответчик не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управляющей организации, не оказывая населению коммунальные услуги, в том числе, энергоснабжения.
Утверждение ООО "УК "МУП ЕРЦ" о том что, общество занимается обслуживанием внутридомовых инженерных систем, снятием показаний приборов учета электрической энергии, предоставлением сведений, и не связано с потребителями и поставщиком электрической энергии обязательствами поставки и оплаты коммунальной услуги "электроснабжение" обоснованно отклонено судом области.
Согласно п. п. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Сторонами договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация и абонент (потребитель). Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Данный исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы и выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг в порядке, предусмотренном ст. 155 ЖК РФ.
В случае выбора собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или принятием соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья, допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Иных оснований получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не предусмотрено.
Исходя из обстоятельств дела, именно ответчик в отношении объектов, находящихся в его управлении (МКД), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.
Истец является исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "МУП ЕРЦ", на основании п. 14, 17 Правил N 354.
Согласно изменениям, внесенным в Правила N 124 и в Правила N 354, лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации становится управляющая организация, а не потребители.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Закона энергосбережении до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 указанной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. ч. 3 - 6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из анализа положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Таким образом, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, собственниками многоквартирного дома не принималось, что ответчиком не опровергнуто.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома оснащены приборами учета электрической энергии, а обратного ответчиком в материалы дела не представлено, и Законом об энергосбережении установлено правило об обязательном учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета, следовательно, показания приборов учета правомерно использованы истцом при расчете взыскиваемого объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, который исполнитель коммунальной услуги оплачивает за счет собственных средств.
Принимая во внимание, что между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по поставке энергоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, то факт того, что ответчик не заключил с истцом договор энергоснабжения, учитывающего изменения действующего законодательства, не имеет существенного значения при разрешении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, суд области правомерно удовлетворил требования истца о взыскании 263467,05 руб. долга за октябрь - декабрь 2016 года.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения кредитору потерь, вызванных нарушением должником своих обязательств.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Истец просил взыскать с ответчика 19137,35 руб. законной неустойки, начисленной за период с 15.11.2016 по 12.05.2017.
Проверив произведенный истцом расчет, признав его обоснованным, и при отсутствии оснований для уменьшения суммы неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании законной неустойки за период с 15.11.2016 по 12.05.2017 в размере 19137,35 руб. и принял решение о начислении неустойки в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обосновал свои требования представленными по делу доказательствами, которые ответчиком не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с принятым по делу судебным постановлением, повторяют возражения на иск, которым судом первой инстанции дана правовая оценка, и не могут служить основанием к отмене отвечающего принципам законности и обоснованности решения.
Все фактические обстоятельства дела судом области исследованы всестороннее и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, спор разрешен в соответствии с требованиями закона.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-1479/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2017 N 19АП-5493/2017 ПО ДЕЛУ N А35-1479/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 г. по делу N А35-1479/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Серегиной Л.А.,
судей
Андреещевой Н.Л.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания": Лактюхина Л.М. - представитель по доверенности N 35 от 14.06.2017;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" на решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-1479/2017 (судья Арцыбашева Т.Ю.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" о взыскании 263467,05 руб. долга и 19137,35 руб. законной неустойки, а также неустойку начисленную на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - ООО "РЭК", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" (далее - ООО "УК "МУП ЕРЦ", ответчик) о взыскании 263467,05 руб. долга за октябрь - декабрь 2016 года, 19137,35 руб. законной неустойки, начисленной за период с 15.11.2016 по 12.05.2017, а также неустойку, начисленной в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 исковые требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" взыскано 263467,05 руб. долга за октябрь - декабрь 2016 года, 191 37,35 руб. законной неустойки, начисленной за период с 15.11.2016 по 12.05.2017, а также неустойка, начисленная в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга и 8 420,00 руб. расходов, понесенных на уплату государственной пошлины. Кроме того, с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 232,00 руб.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "МУП ЕРЦ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-1479/2017, в связи с чем, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "МУП ЕРЦ" не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Через сервис "Мой арбитр" от ответчика поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения не явившегося участника процесса о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "РЭК" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ООО "РЭК", исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Жилищное законодательство предусматривает участие в отношениях по предоставлению коммунальных услуг особого субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) предусмотрен в статье 155 ЖК РФ.
В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не предусмотрены.
В статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2015 между ООО "РЭК" (гарантирующий поставщику) и ООО "УК "МУП ЕРЦ" (управляющая компания) заключено соглашение о взаимодействии ООО "РЭК" с ООО "УК "МУП ЕРЦ", в соответствии с которым стороны пришли к соглашению, во исполнение решений собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах, о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, заключить настоящее соглашение о взаимодействии в целях бесперебойного и надежного снабжения граждан-потребителей электрической энергией.
В п. 1.2 соглашения предусмотрено, что управляющая компания обязуется на безвозмездной основе производить:
- - обслуживание внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, общедомовых (коллективных) приборов учета;
- - ежемесячное снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета электрической энергии граждан-потребителей, находящихся в свободном доступе в многоквартирных жилых домах, перечень которых указан в приложении N 1 к настоящему соглашению;
- - введение ограничения режима потребления электрической энергии гражданам - потребителям (при наличии технической возможности) и обратное подключение но заявкам Гарантирующего поставщика в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим соглашением. При отсутствии технической возможности на введение ограничения, режима потребления электроэнергии гражданам потребителям составляется акт обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности введения ограничения в присутствии представителей гарантирующего поставщика;
- - предоставление сведений о снятых с учета и зарегистрированных собственниках жилых помещений в многоквартирных домах находящихся в управлении Управляющей компании.
В соответствии с п. 1.3 соглашения гарантирующий поставщик с привлечением собственных средств обязуется производить:
- - расчет, начисление и сбор платежей, подлежащих оплате гражданами - потребителями за коммунальную услугу электроснабжения, в порядке и по ценам (тарифам), утвержденным в соответствии с действующим законодательством, самостоятельно либо через привлеченных платежных агентов;
- - формирование в соответствии с требованиями действующего законодательства платежного документа на оплату коммунальной услуги электроснабжения и включать в него суммы, подлежащие оплате за электрическую энергию по индивидуальным приборам учета и за электроснабжение мест общего пользования;
- - формирование и поддержание в базах данных достоверных сведений по каждому гражданину-потребителю, с учетом данных индивидуальных лицевых счетов жилых помещений;
- - ежемесячную доставку платежных документов гражданам-потребителям.
В п. 1.4 соглашения предусмотрено, что гарантирующий поставщик самостоятельно осуществляет мероприятия по работе с гражданами-потребителями, имеющими задолженность за электрическую энергию пути направления уведомлений гражданам-потребителям на введение ограничения режима потребления электрической энергии, претензий, исковых заявлений в суд для принудительного взыскания задолженности, начисление пени в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
01.09.2015 между ООО "РЭК" (гарантирующий поставщику) и ООО "УК "МУП ЕРЦ" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N Э1995/15, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в объеме, необходимом покупателю для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения населению, использования электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств покупателя, и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией покупателя, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и оказанные услуги: на условиях, установленных настоящим договором.
Объем электрической энергии (мощности), фактически использованный покупателем, определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей ТСО и внутридомовых электрических сетей, на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (п. 4.1 договора).
В п. 6.1 договора предусмотрено, что расчетным периодом за поставленную Покупателю электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги является календарный месяц).
Согласно п. 6.2 договора плата за электроэнергию производится покупателем до 15 числа месяца следующего за расчетным, по фактическому потреблению электроэнергии согласно показаниям приборов учета на основании счета-фактуры, выставляемого гарантирующим поставщиком до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Настоящий договор вступает в силу с 00 ч. 00 мин. 01 сентября 2015 г. и действует до 24 ч. 00 мин. 31 декабря 2015 г.
Договор считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора ни от одной из сторон не последует заявления об отказе от условий настоящего договора или об их пересмотре (п. 9.1 договора).
Как видно из материалов дела таких заявлений представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) внесены изменения в п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с которым распределяемый в соответствии с формулами 11-14 Правил между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Единственным основанием, когда весь объем приходящийся на общедомовые нужды распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого или нежилого помещения является наличие решения собственников.
Как следует из материалов дела, такого решения не представлено.
Постановлением N 603 внесены изменения в п. 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" согласно которым, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 5 Постановления N 603 данное Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанное Постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2016.
В связи с указанными изменениями законодательства, с 01.07.2016 истец не имеет законных оснований распределять весь объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды (далее - ОДН), собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
Истец уведомил ответчика об изменениях, внесенных в действующее законодательство, и 04.08.2016 направил в его адрес проект договора энергоснабжения, с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2012 N 124.
Ответчик отказался от подписания проекта договора, направленного ему истцом, на основании того, что по соглашению от 01.01.2015 ООО "РЭК" является прямым поставщиком электрической энергии собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. В свою очередь, ООО "УК "МУП ЕРЦ" занимается обслуживанием внутридомовых инженерных систем, снятием показаний приборов учета электрической энергии, предоставлением сведений, и не связано с потребителями и поставщиком электрической энергии обязательствами поставки и оплаты коммунальной услуги "электроснабжение".
По данным истца, за период с 01.10.2016 по 31.12.2016 включительно стоимость размера превышения объема коммунальной услуги "электроснабжение" над объемом данной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ОДН) составила 263467,05 руб.
В связи с тем, что ООО "УК "МУП ЕРЦ" не исполнило свои обязательства по оплате коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за счет собственных средств, истец направил в адрес ответчика претензии от 02.12.2016 N 1418 и от 20.01.2017 N 59 с требованием погасить задолженность по ОДН в сумме 263467,05 руб., которая ответчиком была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из того факта, что ООО "УК "МУП ЕРЦ" осуществляло в спорный период управление в отношении многоквартирных домов, по которым истцом установлен факт превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативным значением.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что именно управляющая организация является абонентом и обязанным лицом в отношениях с энергоснабжающей организацией. Ответчик наделен полномочиями по управлению жилыми домами и в силу закона обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, находящихся в его управлении. Являясь управляющей организацией, ответчик не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управляющей организации, не оказывая населению коммунальные услуги, в том числе, энергоснабжения.
Утверждение ООО "УК "МУП ЕРЦ" о том что, общество занимается обслуживанием внутридомовых инженерных систем, снятием показаний приборов учета электрической энергии, предоставлением сведений, и не связано с потребителями и поставщиком электрической энергии обязательствами поставки и оплаты коммунальной услуги "электроснабжение" обоснованно отклонено судом области.
Согласно п. п. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Сторонами договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация и абонент (потребитель). Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Данный исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы и выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг в порядке, предусмотренном ст. 155 ЖК РФ.
В случае выбора собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или принятием соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья, допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Иных оснований получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не предусмотрено.
Исходя из обстоятельств дела, именно ответчик в отношении объектов, находящихся в его управлении (МКД), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.
Истец является исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "МУП ЕРЦ", на основании п. 14, 17 Правил N 354.
Согласно изменениям, внесенным в Правила N 124 и в Правила N 354, лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации становится управляющая организация, а не потребители.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Закона энергосбережении до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 указанной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. ч. 3 - 6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из анализа положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Таким образом, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, собственниками многоквартирного дома не принималось, что ответчиком не опровергнуто.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома оснащены приборами учета электрической энергии, а обратного ответчиком в материалы дела не представлено, и Законом об энергосбережении установлено правило об обязательном учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета, следовательно, показания приборов учета правомерно использованы истцом при расчете взыскиваемого объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, который исполнитель коммунальной услуги оплачивает за счет собственных средств.
Принимая во внимание, что между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по поставке энергоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, то факт того, что ответчик не заключил с истцом договор энергоснабжения, учитывающего изменения действующего законодательства, не имеет существенного значения при разрешении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, суд области правомерно удовлетворил требования истца о взыскании 263467,05 руб. долга за октябрь - декабрь 2016 года.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения кредитору потерь, вызванных нарушением должником своих обязательств.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Истец просил взыскать с ответчика 19137,35 руб. законной неустойки, начисленной за период с 15.11.2016 по 12.05.2017.
Проверив произведенный истцом расчет, признав его обоснованным, и при отсутствии оснований для уменьшения суммы неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании законной неустойки за период с 15.11.2016 по 12.05.2017 в размере 19137,35 руб. и принял решение о начислении неустойки в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сумму долга, начиная с 13.05.2017 по день фактической уплаты долга.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обосновал свои требования представленными по делу доказательствами, которые ответчиком не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с принятым по делу судебным постановлением, повторяют возражения на иск, которым судом первой инстанции дана правовая оценка, и не могут служить основанием к отмене отвечающего принципам законности и обоснованности решения.
Все фактические обстоятельства дела судом области исследованы всестороннее и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, спор разрешен в соответствии с требованиями закона.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-1479/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.СЕРЕГИНА
Л.А.СЕРЕГИНА
Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Е.В.МАХОВАЯ
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Е.В.МАХОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)