Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2017 N 06АП-4841/2017 ПО ДЕЛУ N А73-6153/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2017 г. N 06АП-4841/2017


Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Пичининой И.Е.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Службы заказчика по ЖКХ"
на решение от 10.07.2017
по делу N А73-6153/2017
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по иску муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (ИНН 2727080370, ОГРН 1022700524637)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" (ИНН 2703083188, ОГРН 1152703001065)
о взыскании задолженности в размере 193 495 руб. 74 коп.
установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" (далее - истец, МУП "Горводоканал") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - заявитель, ответчик, ООО "СЗ по ЖКХ") о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения N 04-ОДН от 01.07.2016 за период с 01.09.2016 по 31.03.2017 в размере 193 495 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.07.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись судебным актом, ООО "СЗ по ЖКХ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что судом первой инстанции не учтены изменения, внесенные в ст. 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и вызова сторон в порядке ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебных актов проверены судом апелляционной инстанции согласно статьям 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МУП "Горводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "СЗ по ЖКХ" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения N 04-ОДН от 01.07.2016 с протоколами разногласий.
Согласно п. 1.1 договора водоснабжения ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с редакцией пункта 2.1, согласованной сторонами в протоколе разногласий - датой начала подачи холодной воды является 01.07.2016.
В пункте 3.2 договора абонент обязался оплачивать холодную воду, потребленную при содержании общего имущества МКД, до 20 числа месяца, следующего за расчетным на основании счетов, выставляемых к оплате.
Исходя из положений пункта 5.1 согласованной редакции договора коммерческий учет полученной холодной воды, по установленным приборам учета обеспечивает абонент. Учет объемов холодной воды осуществляется в соответствии с пунктами 21, 21 (1) постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 с учетом наличия соответствующих документов подтверждающих возможность применения данных пунктов постановления, указанная информация содержится в приложении N 4 к данному договору *п. 5.2 договора).
В приложении N 3 к договору водоснабжения сторонами согласован гарантированный объем подачи холодной воды по каждому МКД.
Действие договора применяется к отношением сторон, возникшим с 01.07.2016 на один год, с дальнейшей пролонгацией (пункты 12.1, 12.2, 12.3 договора).
За период с 01.09.2016 г. по 31.03.2017 г. водопотребление составило 6269,28 куб. м, на сумму 193 495 руб. 74 коп. Объем потребленного ресурса рассчитан на основании пунктов 21. 21 (1), 22 "ж" Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2013, с учетом объемов согласованных сторонами в приложении N 3 к договору.
МУП "Горводоканал" в адрес ООО "СЗ по ЖКХ" были выставлены счет-фактуры на оплату оказанных услуг за указанный период, которые не были оплачены ответчиком.
Поскольку ООО "СЗ по ЖКХ" не оплатило указанную задолженность, МУП "Горводоканал" 08.02.2017 направило в адрес ответчика претензию N 319А от 06.02.2017 об оплате задолженности, что подтверждается почтовой квитанцией, представленной в материалы дела.
Отсутствие оплаты ответчиком потребленного коммунального ресурса и неудовлетворение претензии послужили основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование истца, суд первой инстанции исходил из доказанности объема поставленной холодной воды в МКД, находящиеся в управлении ответчика, и обязанности последнего по оплате коммунального ресурса.
Вывод суда соответствует положениями статей 309, 310, 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общим нормам обязательственного права, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статьям 154, 156, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и установленным материалам дела обстоятельствам.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем коммунальных услуг является та организация (управляющая компания, товарищество собственников жилья или кооператив), которая имеет договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов.
Исходя из положений пункта 2 Правил N 354, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Исходя из положений ст. 161, 135, 137 ЖК РФ следует вывод о неразрывности правовых статусов управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг, невозможности осуществления управляющей организацией только части функций по управлению многоквартирным домом.
Учитывая вышеизложенное, оплату потребляемых в МКД коммунальных ресурсов поставленных на общедомовые нужды осуществляет именно управляющая организация, обладающая правом на выставление счетов по оплате потребленного коммунального ресурса непосредственно собственникам помещений МКД.
Согласно пункту 9 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Однако, изменения, внесенные в п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, на которые ссылается заявитель, регулируют порядок оплаты поставленного коммунального ресурса на общедомовые нужды многоквартирного дома собственниками помещений МКД управляющей организации, данная обязанность по оплате закреплена Правилами N 354. При этом, данные изменения не затрагивают обязанности управляющей организации оплачивать ресурсоснабжающей организации стоимость поставленного коммунального ресурса на общедомовые нужды как в рамках договорных правоотношений, так и за фактически принятый ресурс.
Более того, ответчик не лишен возможности получения платы за поставленный ресурс от собственников помещений МКД в порядке и размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 364.
Таким образом, доводы заявителя со ссылками на изменения, внесенные в статьи 154, 156 ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений, закрепленных в пунктах 21, 21 (1) Постановления N 124 предусмотрена возможность расчета холодного водоснабжения исходя из утвержденных нормативов потребления, в отсутствие общедомовых приборов учета потребления.
При этом, с 01.01.2017 введен в действие пп. "ж" п. 22 Правил N 124, согласно которому при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Как установлено выше, сторонами согласован объем коммунальных услуг, рассчитанный по нормативу потребления. При этом доказательств того, что в спорный период с 01.09.2016 по 31.03.2017 ответчиком передавались показания общедомовых приборов учета, наличия в МКД общедомовых приборов учета - в материалы дела не представлено.
Ответчик факт поставки холодной воды в находящиеся в управлении ООО "СЗ по ЖКХ" многоквартирные дома не оспаривает.
Возражений относительно произведенного расчета поставленного коммунального ресурса и тарифов применяемых тарифов - ответчиком не представлено, как и не представлено контррасчета поставленного коммунального ресурса.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результату рассмотрения жалобы государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.07.2017 по делу N А73-6153/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.Е.ПИЧИНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)