Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2017 N Ф06-24084/2017 ПО ДЕЛУ N А55-29833/2016

Требование: О взыскании основного долга по договору на подачу холодной (питьевой) воды и прием сточных вод.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Поставщик указал на наличие на стороне абонента задолженности по оплате коммунальных ресурсов, поставленных в жилой дом, не оборудованный соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N Ф06-24084/2017

Дело N А55-29833/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Шабанова В.В. (доверенность от 27.03.2017),
ответчика - Грачева А.А. (доверенность от 09.11.2016),
в отсутствие третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тевис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2017 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Балакирева Е.М.)
по делу N А55-29833/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Тевис" (ОГРН 1026301976601, ИНН 6320000561) к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (ОГРН 1126320017900, ИНН 6321300279) о взыскании денежных средств, с участием третьего лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,

установил:

открытое акционерное общество "Тевис" (далее - ОАО "Тевис", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (далее - ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", ответчик) о взыскании 623 675,23 руб. основного долга по договору от 01.08.2015 N 1087в за август 2016 года.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный жилой дом, не оборудованный соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод.
Принимая во внимание, что в спорный период Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, не содержали порядка определения объема сточных вод в многоквартирных домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, истец полагает, что в спорный период расчет объемов водоотведения необходимо производить как сумму объемов холодной и горячей воды, поставленных в многоквартирный жилой дом, то есть объем водоотведения должен быть равным объему водоснабжения, определенного по общедомовым приборам учета холодной и горячей воды.
При этом истец полагает, что к спорным правоотношениям следует применить Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части, касающейся порядка определения объема водоотведения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, с ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" в пользу ОАО "Тевис" взыскано 1027,49 руб. задолженности за оказанные услуги по договору от 01.08.2015 N 1087в за август 2016 года, а также расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направило.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ОАО "Тевис" (поставщик) и ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (абонент) был заключен договор от 01.05.2013 N 1087в на подачу холодной (питьевой) воды и прием сточных вод через сети ОАО "Тевис".
В соответствии с условиями договора поставщик обязался оказать абоненту на объекты (приложения NN 2, 3) услуги по водоснабжению: через присоединенную сеть подавать холодную (питьевую) воду из системы водоснабжения по водопроводным вводам и услуги по водоотведению: принимать сточные воды от объектов абонента в системы канализации, а абонент обязался принимать, своевременно оплачивать использованную холодную воду и сброшенные в сети канализации поставщика сточные воды, т.е. услуги водоотведения и очистка сточных вод, загрязняющие вещества в составе принятых поставщиком сточных вод, а также услуги водоотведения (транспортировка стоков), соблюдать режимы водопотребления и водоотведения в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим временным соглашением (пункт 1 соглашения).
Согласно пункту 9 договора оплата по настоящему соглашению производится абонентом по платежным документам поставщика, с приложением акта оказанных услуг и счета-фактуры, в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
ОАО "Тевис" указывает, что свои договорные обязательства по поставке энергоресурсов за период август 2016 года выполнило в полном объеме на сумму 10 480 445,11 руб.
Претензией от 20.10.16 N 9023 истец уведомил ответчика об имеющейся задолженности.
Между тем, данная претензия осталась без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 ГК РФ).
В силу пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
Как правильно установлено судами, в рассматриваемом споре спорные услуги оказывались ответчику, как исполнителю коммунальных услуг, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах.
В части отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг действует специальный нормативный акт, регулирующий отношения между ними - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу пункта 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета) (подпункт "а" пункта 21 Правил N 124).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период) объем коммунального ресурса (за исключением объема сточных вод), поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

V{\super д = V{\super п + V{\super сред + V{\super н + V{\super расч + V{\super кр + V{\sub 1{\super одн + V{\sub 2{\super одн,

где:
- V{\super п - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- V{\super сред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- V{\super н - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- V{\super расч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
- V{\super кр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- V{\sub 1{\super одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
- V{\sub 2{\super одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Величины V{\super п, V{\super сред, V{\super расч не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период) не предполагал определение объема коммунального ресурса (сточные воды) по формуле, указанной в названном пункте.
В соответствии частью 1 статьи 153, частью 4 статьи 154, пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Так, согласно формуле 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, определяется следующим образом:

P{\sub i = n{\sub i x N{\sub j x T{\super кр,

где:
- n{\sub i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- N{\sub j - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
- T{\sub кр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В i-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которой:

P{\sub i{\super одн = V{\sub i{\super одн x T{\super кр,

где:
- V{\sub i{\super одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- T{\super кр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 48 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение.
Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Вместе с тем, в настоящее время Правилами N 306 расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды не предусмотрен. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил в силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (Решение Верховного суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Исходя из анализа указанных норм, при оплате коммунальных услуг вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или в нежилом помещении, объем которых определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии), либо по нормативу потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (при отсутствии индивидуальных приборов учета).
В предшествующей редакции пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 01.06.2013 из указанного пункта 4 Правил N 354 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
С 27.04.2013 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац второй, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению ОДН.
Таким образом, судами правильно указано, что с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, коммунальная услуга - водоотведение на ОДН в спорный период предусмотрена не была, соответственно, плата за водоотведение на ОДН не могла быть предъявлена ответчику и гражданам.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали расчет истца, определяющий объем водоотведения равным объему водопотребления по общедомовым приборам учета холодной и горячей воды, необоснованным и приняли во внимание контррасчет ответчика, произведенный в соответствии с Правилами N 354.
Как следует из оспариваемых судебных актов, в судебном заседании представитель истца пояснил, что объем водоотведения на общедомовые нужды невозможно выделить из общего объема водоотведения, указанного в расчете, а также указал, что сумма 1027,49 руб. ответчиком не оспаривается.
Представитель ответчика также пояснил, что сумма 1027,49 руб. не является спорной и последним признается.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения требований истца лишь в части признанной ответчиком суммы задолженности, поскольку само по себе наличие правовых оснований для удовлетворения требований не освобождает заинтересованное лицо от обязанности надлежащим образом доказать заявленное требование по размеру в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о невозможности применения к спорным правоотношениям положений Правил N 354, и, необходимости применения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части, касающейся порядка определения объема водоотведения, основан на неправильном толковании норм материального права с учетом специальных норм действующего в спорный период законодательства, определяющего порядок определения объема поставленного коммунального ресурса, а также специфики поставки коммунального ресурса в многоквартирный жилой дом.
Как правильно отмечено судами, в спорных правоотношениях управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников помещений в многоквартирном доме, не является производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора энергоснабжения обслуживаемого ею жилого дома действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А55-29833/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Н.А.ТЮРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)