Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2017 N 12АП-13295/2017 ПО ДЕЛУ N А12-21825/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 г. по делу N А12-21825/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 сентября 2017 года по делу N А12-21825/2017 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Ельшанка" (ОГРН 1053460035276, ИНН 3446018642, 400002, г. Волгоград, ул. Шауляйская, 4А)
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (ОГРН 1143443000986, ИНН 3460012716, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании:
представителя товарищества собственников жилья "Ельшанка" - Хасановой Н.В., действующей на основании доверенности от 26.05.2017,
установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось товарищество собственников жилья "Ельшанка" (далее - заявитель, ТСЖ "Ельшанка") с заявлением о признании недействительным предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Комитет) от 27.04.2017 N 5.
Решением от 20 сентября 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконным предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области N 5 от 27.04.2017, вынесенного в отношении товарищества собственников жилья "Ельшанка".
Кроме того, суд взыскал с Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в пользу товарищества собственников жилья "Ельшанка" государственную пошлину по заявлению в размере 3000 рублей.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ТСЖ "Ельшанка" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области извещен о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 14.11.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 22.03.2017 N 5 Комитетом проведена проверка в отношении ТСЖ "Ельшанка", в ходе которой установлено, что в соответствии с протоколом общего собрания членов ТСЖ "Ельшанка" многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской от 05.07.2015, со специального счета на ремонт кровли согласно сметы выделены 280 000 руб.; в соответствии с протоколом N 16 от 11.08.2016 общего собрания членов ТСЖ "Ельшанка" многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской принято решение выделить со специального счета на ремонт кровли согласно сметы 210 000 руб.
По итогам плановой выездной проверки, Комитет пришел к выводу, что списание денежных средств со специального счета произведено в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области"; является нецелевым использованием денежных средств, поскольку данные виды работ не предусмотрены нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации.
Также Комитетом установлено, что собственниками многоквартирного дома N 4А по ул. ул. Шауляйской в г. Волгограде, решением общего собрания собственников помещений не определены или утверждены: смета расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта, что, по мнению контролирующего органа, является нарушением части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитетом усмотрены признаки нецелевого использования денежных средств специального счета, владельцем, которого является ТСЖ "Ельшанка".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.04.2017 N 5.
В связи с выявлением в ходе проверки нарушений 27.04.2017 Комитетом выдано предписание N 5 об устранении нарушений законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области, в соответствии с которым на ТСЖ "Ельшанка" возложена обязанность в срок до 29.05.2017 устранить нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного контроля, принять меры к восстановлению денежных средств со специального счета владельцем, которого является ТСЖ "Ельшанка" (средств собственников): в сумме 478 700 руб. на специальный счет (Расчетный счет N 40705810211000000648) открытый в ПАО Сбербанк.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Ельшанка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что все денежные средства, выделенные собственниками многоквартирного дома и перечисленными ТСЖ "Ельшанка" со спец.счета на ремонт кровли, потрачены по назначению, в связи с чем предписание следует признать незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и возлагает обязанность по восстановлению уплаченных по договорам подряда денежных средств.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД.
Согласно части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства.
В соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
Статьей 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного законом Волгоградской области, который включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе электрических установок систем дымоудаления и систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) утепление и (или) ремонт фасада, в том числе ремонт или замена балконов;
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундамента многоквартирного дома;
8) разработку проектной документации, в случаях если такая разработка требуется в соответствии с действующим законодательством;
9) проведение государственной экспертизы проекта в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
10) осуществление строительного контроля.
Стоимость услуг и (или) работ, указанных в пунктах 8 - 10 настоящей части, не может превышать семи процентов от общей стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование дополнительных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, текущий и капитальный ремонт общего имущества, в состав которого, в том числе, подпунктами "б", "д" пункта 2 названных Правил включены крыши, а также оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), в том числе и системы водоснабжения.
Согласно пункту 21 Правил N 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа (пункт 23 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 2.4.2. Правил N 170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8, в котором также указано, что при капитальном ремонте жилищного фонда производится ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.1.2. Правил N 170 предусмотрено, что следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Как установлено судом первой инстанции, в связи с многочисленными жалобами и обращениями собственников МКД 4А по ул. Шауляйской, на протекание крыши дома, председателем правления ТСЖ "Ельшанка" на собрание собственников жилья вынесен вопрос о ремонте кровли крыши.
05 июля 2015 года общим собранием членов ТСЖ "Ельшанка" принято решение выделить со специального счета денежные средства на ремонт кровли согласно смете в размере 280 000 руб. (вопрос N 5 протокола от 05.07.2015).
На основании данного решения между ТСЖ "Ельшанка" и ИП Ватанским В.В. заключен договор подряда на ремонтно-строительные работы N 06/15 от 25.08.2015 на сумму 253 700 рублей и договор подряда на ремонтно-строительные работы N 01/16 от 05.02.2016 г. на 15 000 рублей, всего на 268 700 рублей. Денежные средства в размере 11 300 рублей остались неизрасходованными на спец.счете ТСЖ "Ельшанка".
11 августа 2016 года собственники спорного многоквартирного дома приняли решение выделить со специального счета денежные средства на ремонт кровли согласно смете в размере 210 000 рублей (вопрос N 2 протокола от 11.08.2016).
На основании данного протокола ТСЖ "Ельшанка" заключило договор подряда N 43/2016 от 09.09.2016 с ИП Долговым Ю.В. на ремонт кровли, стоимость работ по договору составила 210 000 рублей. Неотъемлемой частью договора является локальный сметный расчет N 39/16 от 09.09.2016.
Таким образом, собственники многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской, решениями общего собрания от 05.07.2015 и 11.08.2016 определили и утвердили перечень работ по капитальному ремонту и сметы на капитальный ремонт кровли.
В соответствии с договорами подряда и на основании подписанных сторонами актов выполненных работ фактически исполнены обязательства по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской, предусмотренные решениями общего собрания от 05.07.2015 и 11.08.2016.
Суд первой инстанции правомерно указал, что неуказание срока проведения капитального ремонта в решениях общего собрания собственников не означает нецелевое расходование денежных средств ТСЖ "Ельшанка". Тем более, что срок проведения капитального ремонта определен договорами подряда.
В решениях общего собрания утверждены сметы доходов и расходов, вид работ, а также определен источник финансирования ремонта кровли.
Все договоры подряда по ремонту кровли подрядчиками исполнены, акты выполненных работ сторонами подписаны (т. 1 л.д. 15-39).
Довод Комитета, изложенный в жалобе, о том, что выполненные работы не носят капитального характера, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела, в том числе договорам подряда, локальным сметным расчетам, актам выполненных работ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что денежные средства, выделенные собственниками многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской и перечисленные ТСЖ "Ельшанка" со спец.счета на ремонт кровли, потрачены по назначению, в соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области".
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 сентября 2017 года по делу N А12-21825/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)