Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2017 N 09АП-33875/2017 ПО ДЕЛУ N А40-69673/17

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. N 09АП-33875/2017

Дело N А40-69673/17

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Семикиной,
рассмотрев по апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мединар",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2017, принятое судьей Березовой О.А. (шифр судьи: 41-664) в порядке упрощенного производства
по делу N А40-69673/17,
по исковому заявлению ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1157700003230, адрес: 101000, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРОСЕЙКА, ДОМ 11/4, СТР. 3)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мединар" (ОГРН 1027739339132, адрес: 107150, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ИВАНТЕЕВСКАЯ, 3, 5, 1)
о взыскании, без вызова сторон

установил:

ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мединар" о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с июня 2016 по март 2017 в размере 80.025 руб. и пени в размере 16.031 руб. 34 коп. за период с 11.08.15 по 30.03.17 со ссылкой на положения ст. 158, 168, 169, 170 ЖК РФ.
Истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований в части основного долга до суммы 64.020 руб., которое в порядке ст. 49 принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 08.06.2017, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2017 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "МЕДИНАР" (далее - ответчик) является собственником нежилых помещений в многоквартирном доме общей площадью 533,5 м2, находящихся по адресу: г. Москва, Ивантеевская ул., д. 3, корп. 5, что подтверждается выпиской из ЕГРП N 90-15096030 от 18.02.2016.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
Также согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
Согласно п. 3.1 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт возникает у собственников с 1 июля 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" вышеуказанный дом включен в региональную программу капитального ремонта.
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - Истец) (далее - ФКР Москвы), являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Поскольку в установленные законом сроки, собственник не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по указанному адресу, формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" размер взносов составляет 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
Следовательно, сумма начисленных взносов за период с июня 2016 года по март 2017 года составляет 80.025 руб.
Однако, ответчик частично оплатил задолженность по основному долгу в размере 16.005 руб. за ответчиком имеется задолженность в размере 64.020 руб.
Согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, согласно расчету заявителя, размер пени составляет 16 031,34 рублей.
Доводы ответчика о том, что при отсутствии заключенного между сторонами договора не может возникнуть обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах города Москвы подлежит отклонению исходя из следующего.
Ответчик является собственником нежилых помещений в многоквартирном доме общей площадью 533,5 м2, находящихся по адресу: г. Москва, Ивантеевская ул., д. 3, корп. 5, что подтверждается выпиской из ЕГРП N 90-15096030 от 18.02.2016.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
В силу ч. 1, 3 ст. 158 и ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
Принадлежащее ответчику помещение расположено в многоквартирном доме, включенном в Региональную программу, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме в срок не был выбран способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления в порядке ст. 170 ЖК РФ принял решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу на счете регионального оператора (Приказ Департамента капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" от 30.06.2015 N 07-02-51/5).
На основании ч. 1 ст. 171 и п. 9, ч. 1 ст. 182 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных по адресу нахождения помещения региональным оператором или силами третьих лиц, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 178, 179 ЖК РФ Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы" региональный оператор города Москвы создан в организационно-правовой форме фонда в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целом и сбора обязательных взносов на капитальный ремонт, в частности.
Постановлением Конституционного суда N 10-П от 12.04.2016 установлено, что в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П).
Таким образом, исходя из положений, приведенных выше норм, у собственника помещения, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения соответствующей платы, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Ответчик полагает, что поскольку Истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, то пени не подлежат взысканию.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, истцом в адрес ответчика направлялось уведомление в порядке досудебного урегулирования споров в соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от 16.03.2017 N ФКР-28-433/7 и счет от 30.11.2016 N 7181 (Реестр внутренних отправлений от 26.03.2017, номер идентификатора - 10100074937794, получено адресатом 30.03.2017).
А также Арбитражным судом города Москвы вынесено решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2016 по делу N А40-183886/2016-41-1657 о взыскании с ООО "МЕДИНАР" в пользу ФКР Москвы задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с июля 2015 года по май 2016 года в размере 88 027,50 руб.
Указанные документы приобщены к материалам дела.
Довод о том, что Истцом не выставлялись платежные документы об оплате взносов на капитальный ремонт, не должен приниматься во внимание, поскольку отсутствие платежных документов по оплате взносов на капитальный ремонт не имеет правового значения для наступления обязанности ответчика по оплате задолженности, т.к. обязанность по оплате по смыслу закона возникает в силу закона в установленный законом срок.
Обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт установлена действующим законодательством, поэтому, зная о наличии в законодательстве данной нормы и о наличии у Ответчика спорного помещения, ООО "МЕДИНАР" не предпринимал каких-либо действий для осуществления оплаты, хотя не был лишен возможности обратиться к Истцу в целях выяснения вопроса в отношении оплаты и получения платежных документов.
Таким образом, Истцом исполнены возложенные обязательства относительно соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 08.06.2017
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2017 по делу N А40-69673/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мединар" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)