Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2017 ПО ДЕЛУ N А74-96/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 г. по делу N А74-96/2017


Резолютивная часть постановления объявлена "20" апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" апреля 2017 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Елистратовой О.М.,
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление-2"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "07" марта 2017 года по делу N А74-96/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Бова Л.В.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление-2" ИНН 1902025380, ОГРН 1131902000449 (далее - общество, ООО "РЭУ-2") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственной жилищной инспекции Республики Хакасия ИНН 1901061466, ОГРН 1041901000338 (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2016 по делу об административном правонарушении, о прекращении производства по делу.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" марта 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что арбитражным судом неверно дана оценка доводам заявителя, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, не учтено, что в отсутствии решения общего собрания собственников на общество не возложена обязанность по проведению работ по изоляции внутридомовых инженерных сетей и установке регуляторов линии горячего водоснабжения, в части принятия обществом мер по энергосбережению не принят во внимание паспорт готовности теплопотребляющих установок.
Административный орган отзыв не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании лицензии от 14.05.2015 N 019000074 общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Муниципального образования г. Саяногорск, в том числе является управляющей организацией в многоквартирных домах по адресам: N 2 (2 ввод), N 9 Интернационального микрорайона; N 36 Центрального микрорайона, N 1 (4 узел) Центрального микрорайона, N 50 Заводского микрорайона (протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений от 22.05.2015, от 15.06.2015).
Прокуратурой г. Саяногорска в соответствии с пунктом 10 Плана работы на второе полугодие 2016 года проведена проверка исполнения законодательства при подготовке и прохождении отопительного периода 2016 - 2017 года.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обществом законодательства об энергосбережении при подготовке к отопительному сезону, так как акты технической готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей многоквартирных домов, обслуживаемых обществом, подписаны ОП "СТС", ЗАО "Байкалэнерго" с отметкой "не готов", не обеспечено наличие тепловой изоляции внутридомовых инженерных сетей, не установлены регуляторы на линии горячего водоснабжения, не обеспечена работоспособность общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Постановлением прокурора г. Саяногорска от 31.10.2016 в присутствии законного представителя общества в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ за нарушение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Материалы административного дела переданы для рассмотрения в жилищную инспекцию, которой 30.11.2016 вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 13.12.2016 на 16 час. 30 мин. Названное определение направлено в адрес общества с сопроводительным письмом от 30.11.2016 N 330-8426-МВ и получено обществом 02.12.2016 (входящий штамп на сопроводительном письме).
Постановлением руководителя жилищной инспекции от 13.12.2016 по делу об административном правонарушении, вынесенным в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Копия постановления получена обществом 20.12.2016 (входящий штамп на документе).
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, оспорило данное постановление в арбитражном суде в срок, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с требованиями статей 25.11, 28.4 КоАП РФ, пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" постановление о возбуждении дела об административном правонарушении принято уполномоченным должностным лицом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно статье 23.55 КоАП РФ, Положению о Государственной жилищной инспекции Республики Хакасии, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.09.2013 N 514, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом жилищной инспекции.
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности - возбуждение дела об административном правонарушении, вынесение оспариваемого постановления, установленные КоАП РФ, прокуратурой г. Саяногорска и жилищной инспекцией соблюдены, заявителем не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2016, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 9.16 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Закона N 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 7 статьи 9 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 статьи 11 Закона, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управляющая организация в соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно подпунктам "д", "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов); соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В целях реализации положений Закона N 261-ФЗ Правительством Республики Хакасия постановлением 13.05.2011 N 258 утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В силу пунктов 1, 2, 5 названного Перечня к обязательным мероприятиям отнесены периодическое техническое обслуживание общедомовых приборов учета, их планово-предупредительный ремонт, поверка; модернизация теплового пункта; изоляция трубопроводов системы отопления.
Согласно пункту 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики) и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Пунктом 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), предусмотрено, что температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Трубопроводы, проложенные в подвалах и других неотапливаемых помещениях, согласно пункту 9.3.7 Правил N 115 оборудуются тепловой изоляцией.
В силу пункта 9.1.39 Правил N 115 на трубопроводах, арматуре, оборудовании и фланцевых соединениях предусматривается тепловая изоляция, обеспечивающая температуру на поверхности теплоизоляционной конструкции, расположенной в рабочей или обслуживаемой зоне помещения, для теплоносителей с температурой выше 100 град. С - не более 45 град. С, а с температурой ниже 100 град. С - не более 35 град. С (при температуре воздуха помещения 25 град. С).
Следовательно, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома.
Обязанность по периодическому техническому обслуживанию, планово-предупредительному ремонту, поверке общедомовых приборов учета, модернизации теплового пункта, изоляции трубопроводов системы отопления в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
При этом все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре, в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Таким образом, после вступления в силу Закона N 261-ФЗ мероприятия по периодическому техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, их планово-предупредительному ремонту, поверке, модернизации теплового пункта, изоляции трубопроводов системы отопления в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
В связи с этим правомерно отклонен довод заявителя о том, что виды работ по изоляции внутридомовых инженерных сетей и установке регуляторов линии горячего водоснабжения не были включены в согласованный с собственниками многоквартирного дома перечень работ на 2016/2017 год по причине отказа собственников от предложения управляющей организации по проведению таких работ, нахождением отсутствующих ОДПУ на плановой поверке (калибровке).
Из представленного в материалы дела предписания от 30.03.2016 N 229, выданного заявителю ОП "СТС" "ЗАО "Байкалэнерго", следует, что в целях бесперебойного и надежного теплоснабжения в отопительный период 2016 - 2017 года ООО "РЭУ-2" необходимо подготовить тепловые сети, индивидуальные тепловые пункты (ИТП), системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, находящихся на балансе, в соответствии с требованиями технических, нормативных и руководящих документов, а именно: провести испытания тепловых сетей; укомплектовать ИТП контрольно-измерительными приборами; выполнить на трубопроводах (включая внутриподвальную разводку), арматуре, оборудовании и фланцевых соединениях ИТП тепловую изоляцию, обеспечивающую температуру на поверхности теплоизоляционной конструкции, расположенной в рабочей или обслуживаемой зоне помещения, для теплоносителей с температурой выше 100 град. С - не более 45 град С, а с температурой ниже 100 град. С - не более 35 град. С (при температуре воздуха помещения 25 град. С); в ИТП установить штуцеры с запорной арматурой.
Из актов готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителя от 18.07.2016 (далее - акт N 1), от 04.07.2016 (далее - акт N 2), подписанных главным инженером ОП "СТС" ЗАО "Байкалэнерго", следует, что многоквартирные дома N 50 Заводского микрорайона, N 1 (4 узел) Центрального микрорайона г. Саяногорска не готовы к приему тепловой энергии.
Представленная в материалы дела справка о неисправности приборов учета тепловой энергии от 12.10.2016 свидетельствует о выходе из строя приборов учета в многоквартирных домах: N 9 Интернационального микрорайона, N 36 Центрального микрорайона г. Саяногорска.
Заявитель будучи управляющей организацией многоквартирных домов в г. Саяногорске: N 2 (2 ввод), N 9 Интернационального микрорайона; N 36 Центрального микрорайона; N 1 (4 узел) Центрального микрорайона, N 50 Заводского микрорайона, следовательно, является ответственным за осуществление технического обслуживания общедомовых приборов учета (в том числе приборов учета горячего водоснабжения), их планово-предупредительный ремонт, поверку, модернизацию теплового пункта, изоляцию трубопроводов системы отопления.
В нарушение подпунктов 9.3.7, 9.1.39 Правил N 115, пункта 5 вышеназванного Перечня ООО "РЭУ-2" не обеспечено наличие тепловой изоляции внутридомовых инженерных сетей многоквартирных домов N 1 (4 узел) Центрального микрорайона, N 50 Заводского микрорайона г. Саяногорска.
В нарушение пункта 9.5.1 Правил N 115, пункта 2 Перечня ООО "РЭУ-2" не установлены регуляторы на линии горячего водоснабжения многоквартирных домов N 1 (4 узел) Центрального микрорайона, N 50 Заводского микрорайона г. Саяногорска.
Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя содержится объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Административный орган доказал, что общество имело возможность для соблюдения требований энергосбережения при управлении многоквартирными домами, но не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению данных требований.
Оспариваемое постановление вынесено жилищной инспекцией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, добровольное прекращение ООО "РЭУ-2" противоправного поведения, своевременное и полное устранение допущенных нарушений; оказание содействия государственному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; своевременное предотвращение наступления негативных последствий административного правонарушения.
С учетом размера административного штрафа, назначенного в оспариваемом постановлении, положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ применению не подлежат.
Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения апелляционным судом отклоняется.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В части 4 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрен формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Допущенные обществом нарушения посягают на права и законные интересы жильцов многоквартирных домов, исключительные обстоятельства, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлены.
Также суд первой инстанции, установив, что допущенные обществом нарушения при эксплуатации многоквартирных домов, направленных на энергосбережение (контроля температуры горячей воды), могут причинить вред здоровью жильцов этих домов, пришел к обоснованному выводы об отсутствии оснований для изменения назначенного заявителю наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ и вынесения предупреждения.
В связи с этим избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение данной категории споров не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" марта 2017 года по делу N А74-96/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Г.Н.БОРИСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)