Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2016 N 10АП-5156/2016 ПО ДЕЛУ N А41-77780/15

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу N А41-77780/15


Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Ханашевича С.К., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Общества с ограниченной ответственностью "Управления и эксплуатации объектов" (ИНН: 5052015920, ОГРН: 1065050001213): Резчиковой А.Н., представителя (доверенность N 09 от 16.04.2015),
от ответчика - Закрытого акционерного общества "Фрязинская Теплосеть" (ИНН: 5052020960, ОГРН: 1105050001693): Поляковой Ю.А., представителя (доверенность N 18 от 17.03.2016); Князевой И.В., представителя (доверенность N 13 от 20.02.2016),
от третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (ИНН: 5024139667, ОГРН: 1135024006776): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Фрязинская Теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2016 года по делу N А41-77780/15, принятое судьей Кочергиной Е.В. по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управления и эксплуатации объектов" к Закрытому акционерному обществу "Фрязинская Теплосеть" о взыскании задолженности в размере 1 038 136 руб. 77 коп.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управления и эксплуатации объектов" (далее - ООО "Управления и эксплуатации объектов") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Фрязинская Теплосеть" (далее - ЗАО "Фрязинская Теплосеть") о взыскании суммы переплаты за услуги горячего водоснабжения за период с октября 2014 года по май 2015 года в размере 1 038 136 руб. 77 коп. (том 1, л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 12 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство ЖКХ Московской области) (том 1, л.д. 124).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2016 года исковые требования удовлетворены (том 1, л.д. 139 - 140).
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Фрязинская Теплосеть" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме (том 2, л.д. 4 - 11).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о принятии апелляционной жалобы к производству на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (http://10aas.arbitr.ru/) и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав мнение представителей сторон, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта и отказа в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из материалов дела, по договору теплоснабжения жилищного фонда N 83, заключенному 01 января 2014 года между ЗАО "Фрязинская Теплосеть" (теплоснабжающая организация) и ООО "Управления и эксплуатации объектов" (исполнитель), теплоснабжающая организация обязалась на условиях, предусмотренных договором, подавать исполнителю коммунальный ресурс, а исполнитель - оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся в его ведении тепловых сетей и теплопотребляющих энергоустановок (пункт 1.2 договора) (том 1, л.д. 56 - 61).
В силу пункта 1.1 договор заключен в целях обеспечения жилого и нежилого фонда, находящегося в управлении исполнителя коммунальными ресурсами: тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения (коммунальный ресурс).
Согласно пункту 1.3 договора перечень многоквартирных домов (МКД) исполнителя, получающих коммунальные ресурсы, приведены в приложении N 1 "Список объектов" к договору.
В соответствии с пунктом 2.2 договора количество коммунального ресурса, отпущенного в МКД исполнителя, оборудованных приборами коммерческого учета, определяется на основании показаний этих приборов. В срок не позднее 26 числа месяца, за который должен производиться расчет, исполнитель или уполномоченное им лицо, передает теплоснабжающей организации оформленный в надлежащей форме отчет о теплопотреблении. Отчет может быть предоставлен на бумажном носителе, на электронных носителях или передан средствами диспетчеризации электронной почтой.
Количество коммунального ресурса, отпущенного в МКД исполнителя, не оборудованные приборами учета, рассчитываются по нормативам потребления коммунальных ресурсов (пункт 2.5 договора).
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что расчеты за коммунальный ресурс производятся исполнителем по тарифам, утвержденным Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области, которые принимаются сторонами без дополнительного согласования и являются обязательными для сторон.
Во исполнение условий договора в период с октября 2014 года по май 2015 года ЗАО "Фрязинская Теплосеть" поставило на объекты истца тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения.
По утверждению истца, ответчиком неверно произведен расчет стоимости услуг горячего водоснабжения, что привело к незаконному увеличению платы за коммунальные услуги в спорный период, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском. При этом указал на правильность расчета количества горячей воды по формуле 23 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности факта переплаты истцом за горячую воду, поставленную ответчиком в спорный период.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком в рамках спорного договора, являются жители многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
В соответствии с пунктом 2 примечания к Правилам N 354 настоящий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы.
В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), настоящий расчет подлежит применению с учетом Правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Согласно абзацу 1 пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов (абзацу 6 пункта 38 Правил N 354).
В силу пункта 21 Правил горячего водоснабжения оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. Оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. При отсутствии средств измерений (приборов учета) объем потребленной горячей воды определяется расчетным методом исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды, определяемых в порядке, предусмотренном договором горячего водоснабжения (пункты 22 - 23 Правил горячего водоснабжения).
В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2013 N 151-Р и от 19.12.2014 N 149-Р для истца установлен двухкомпонентный тариф. Данные распоряжения не отменены, недействующими не признаны, подлежали применению истцом в 2014 и 2015 годах.
В соответствии с пунктом 2.2 договора количество коммунального ресурса, отпущенного в МКД исполнителя, оборудованных приборами коммерческого учета, определяется на основании показаний этих приборов.
Сторонами не оспаривается наличие в управляемых истцом многоквартирных домах закрытой системы теплоснабжения, а также приборов учета, позволяющих учитывать объем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в кубических метрах и в гигакалориях (тепловой энергии в составе горячей воды).
Расчет количества поставленной истцу тепловой энергии в спорный период ответчик произвел исходя из показаний приборов учета. При этом при расчетах за поставленную по договору горячую воду ответчиком применялся двухкомпонентный тариф, включающий в себя компонент на холодную воду (куб. м) и компонент на тепловую энергию (Гкал) по фактическому потреблению коммунального ресурса, определенному исходя из показаний общедомового прибора учета. Таким образом, в заявленную к оплате сумму начислений за горячее водоснабжение истцом включены затраты тепловой энергии на подогрев воды до фактической температуры на вводе в дом.
Способ расчета за переданные коммунальные услуги, примененный ответчиком, соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт переплаты за оказанные услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ООО "Управления и эксплуатации объектов" о взыскании с ЗАО "Фрязинская Теплосеть" задолженности.
Доводы истца о необходимости расчета количества потребленной горячей воды в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 не могут быть признаны обоснованными, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает определение фактического потребления горячей воды расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения лишь при отсутствии приборов учета воды.
Следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции делает вывод, что суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, на истца в силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2016 года по делу N А41-77780/15 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Управления и эксплуатации объектов" в пользу ЗАО "Фрязинская Теплосеть" расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
С.В.МАЛЬЦЕВ

Судьи
С.К.ХАНАШЕВИЧ
Н.С.ЮДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)