Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, указала, что в спорный период произвела поставку горячей воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении абонента, однако поставленная тепловая энергия оплачена абонентом не в полном объеме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
истца - Артемьевой Д.Р. (доверенность от 14.04.2017 N 14/17),
ответчика - Анисимовой Л.И. (доверенность от 15.06.2017 б/н), Антонова А.А. (доверенность от 22.12.2016 б/н),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.12.2016 (судья Арзамаскина Н.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 (председательствующий судья Холодкова Ю.Е., судьи Садило Г.М., Серова Е.А.)
по делу N А72-4096/2016
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ОГРН 1027301581603, ИНН 7328036191) о взыскании денежных средств,
с участием третьего лица - Министерства экономического развития Ульяновской области,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - ответчик) о взыскании 3 104 480,66 руб., составляющих: 2 824 025,41 руб. - основной долг за период март 2015 г. - декабрь 2015 г., 280 455,25 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 по 22.11.2016, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 по день фактической оплаты основного долга (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений требований).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.12.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 2 824 025,41 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 по 22.11.2016 в размере 280 455,25 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 по день фактической оплаты основного долга, исходя из действующей в соответствующий период ключевой ставки Банка России.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что не оспаривает применение показаний общедомовых приборов учета, измеряющих количество горячей воды, поданной в многоквартирный дом, в куб. м. Разногласия по определению объемов в куб. м между сторонами отсутствуют. Ответчик оспаривает определение объема тепловой энергии, подлежащей оплате в составе компонента - тепловая энергия. По мнению заявителя жалобы, применение показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии в целях определения стоимости горячей воды при установлении двухкомпонентных тарифов законодательство не содержит.
Заявитель жалобы считает, что объем тепловой энергии подлежит определению в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) по формуле 23 приложения N 2 исходя из нормативов потребления горячей воды, с применением при расчетах по указанной формуле норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. С учетом представленного ответчиком контррасчета задолженность за спорный период, исходя из норматива 0,062 Гкал на куб. м, отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что истец (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) направил ответчику (абонент) оферту договора горячего водоснабжения от 03.02.2014 N 8062, согласно которой организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент - оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Оферта указанного договора подписана ответчиком с протоколом разногласий от 15.08.2014; протокол согласования разногласий, представленный истцом, не был оформлен со стороны ответчика; спорные пункты договора сторонами до настоящего времени не урегулированы.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в период январь 2015 г. - декабрь 2015 г. истцом была осуществлена поставка горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Истец в заявленный период времени поставил в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, горячую воду, выставив на оплату счета-фактуры.
Неполная оплата ответчиком поставленной тепловой энергии послужила основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании долга в сумме 2 824 025,41 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 по 22.11.2016 в размере 280 455,25 руб. и процентов за пользование чужим денежными средствами с 23.11.2016 по день фактической оплаты основного долга исходя из действующей в соответствующий период ключевой ставки Банка России.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались нормами статей 309, 395, 438, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного Кодекса РФ, Правилами N 354, информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и исходили из наличия в деле достаточных доказательств, свидетельствующих о задолженности ответчика по оплате стоимости горячего водоснабжения за спорный период в заявленном в иске размере, а также об обоснованном начислении процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
Факт горячего водоснабжения в спорный период ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными доказательствами по делу.
Разногласия сторон возникли относительно порядка расчета объема потребленного ресурса.
Истец определил объем на основании представленных самим ответчиком показаний общедомового прибора учета.
Ответчик же считает, что объем тепловой энергии подлежит определению в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 по формуле 23 приложения N 2 к указанным Правилам исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления горячей воды, с применением при расчетах по указанной формуле норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения по определению объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно абзац 8 пункта 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно части 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу пункта 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. Оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. При отсутствии средств измерений (приборов учета) объем потребленной горячей воды определяется расчетным методом исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды, определяемых в порядке, предусмотренном договором горячего водоснабжения (пункты 22 - 23 Правил горячего водоснабжения).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Из вышеуказанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, дано определение понятия норматива потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Аналогичное определение норматива потребления коммунальной услуги приведено в пункте 2 Правил N 354.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в спорном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, который допущен в эксплуатацию в установленном законом порядке. Объем потребленной тепловой энергии в горячей воде определен ответчиком на основании показаний общедомового прибора учета, представленных ответчиком.
Указанный прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей и обеспечивает раздельный учет компонентов: холодная вода в куб. м и тепловая энергия в Гкал.
Таким образом, поскольку объект ответчика оборудован общедомовым прибором учета на горячую воду, позволяющим определять объем горячего водоснабжения исходя из двух компонентов, суды обоснованно приняли во внимание позицию истца о необходимости определения объема поставленного энергоресурса на основании показаний прибора учета, с применением в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг установленного регулирующим органом двухкомпонентного тарифа, что соответствует вышеприведенным правовым нормам.
Весь объем горячей воды, поступающей в многоквартирный дом в спорный период приобретался ответчиком с целью оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилом доме. Указанный объем подлежит оплате на основании показаний общедомового прибора учета. В противном случае лишена смысла установка общедомовых приборов учета, по показаниям которых должны осуществляться расчеты за поставленный и потребленный ресурс между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком, что означает, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности, и, как следствие, возложение на ресурсоснабжающую организацию бремени несения убытков, возникающих в виде разницы между стоимостью фактически поставленного ресурса и стоимостью ресурса, определенного по нормативам потребления.
Доводы кассационной жалобы следует признать основанными на неправильном применении норм материального права.
Таким образом, расчет задолженности, произведенный на основании данных о показаниях общедомового прибора учета, позволяющего определить объем поставленного коммунального ресурса на горячее водоснабжение по двум компонентам, и на основании установленного предприятию регулирующим органом двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую потребителям с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, является обоснованным.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 310-ЭС15-12629, от 31.08.2015 N 309-ЭС15-9704, от 21.03.2016 N 305-ЭС16-905, от 29.12.2016 N 308-ЭС16-18683.
Учитывая то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, обстоятельствам дела и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов судами не допущено, у судебной коллегии кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А72-4096/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.06.2017 N Ф06-21181/2017 ПО ДЕЛУ N А72-4096/2016
Требование: О взыскании долга за услуги горячего водоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по день фактической оплаты долга.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, указала, что в спорный период произвела поставку горячей воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении абонента, однако поставленная тепловая энергия оплачена абонентом не в полном объеме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2017 г. N Ф06-21181/2017
Дело N А72-4096/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
истца - Артемьевой Д.Р. (доверенность от 14.04.2017 N 14/17),
ответчика - Анисимовой Л.И. (доверенность от 15.06.2017 б/н), Антонова А.А. (доверенность от 22.12.2016 б/н),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.12.2016 (судья Арзамаскина Н.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 (председательствующий судья Холодкова Ю.Е., судьи Садило Г.М., Серова Е.А.)
по делу N А72-4096/2016
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ОГРН 1027301581603, ИНН 7328036191) о взыскании денежных средств,
с участием третьего лица - Министерства экономического развития Ульяновской области,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - ответчик) о взыскании 3 104 480,66 руб., составляющих: 2 824 025,41 руб. - основной долг за период март 2015 г. - декабрь 2015 г., 280 455,25 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 по 22.11.2016, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 по день фактической оплаты основного долга (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений требований).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.12.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 2 824 025,41 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 по 22.11.2016 в размере 280 455,25 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 по день фактической оплаты основного долга, исходя из действующей в соответствующий период ключевой ставки Банка России.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что не оспаривает применение показаний общедомовых приборов учета, измеряющих количество горячей воды, поданной в многоквартирный дом, в куб. м. Разногласия по определению объемов в куб. м между сторонами отсутствуют. Ответчик оспаривает определение объема тепловой энергии, подлежащей оплате в составе компонента - тепловая энергия. По мнению заявителя жалобы, применение показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии в целях определения стоимости горячей воды при установлении двухкомпонентных тарифов законодательство не содержит.
Заявитель жалобы считает, что объем тепловой энергии подлежит определению в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) по формуле 23 приложения N 2 исходя из нормативов потребления горячей воды, с применением при расчетах по указанной формуле норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. С учетом представленного ответчиком контррасчета задолженность за спорный период, исходя из норматива 0,062 Гкал на куб. м, отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что истец (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) направил ответчику (абонент) оферту договора горячего водоснабжения от 03.02.2014 N 8062, согласно которой организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент - оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Оферта указанного договора подписана ответчиком с протоколом разногласий от 15.08.2014; протокол согласования разногласий, представленный истцом, не был оформлен со стороны ответчика; спорные пункты договора сторонами до настоящего времени не урегулированы.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в период январь 2015 г. - декабрь 2015 г. истцом была осуществлена поставка горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Истец в заявленный период времени поставил в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, горячую воду, выставив на оплату счета-фактуры.
Неполная оплата ответчиком поставленной тепловой энергии послужила основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании долга в сумме 2 824 025,41 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 по 22.11.2016 в размере 280 455,25 руб. и процентов за пользование чужим денежными средствами с 23.11.2016 по день фактической оплаты основного долга исходя из действующей в соответствующий период ключевой ставки Банка России.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались нормами статей 309, 395, 438, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного Кодекса РФ, Правилами N 354, информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и исходили из наличия в деле достаточных доказательств, свидетельствующих о задолженности ответчика по оплате стоимости горячего водоснабжения за спорный период в заявленном в иске размере, а также об обоснованном начислении процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
Факт горячего водоснабжения в спорный период ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными доказательствами по делу.
Разногласия сторон возникли относительно порядка расчета объема потребленного ресурса.
Истец определил объем на основании представленных самим ответчиком показаний общедомового прибора учета.
Ответчик же считает, что объем тепловой энергии подлежит определению в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 по формуле 23 приложения N 2 к указанным Правилам исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления горячей воды, с применением при расчетах по указанной формуле норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения по определению объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно абзац 8 пункта 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно части 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу пункта 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. Оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. При отсутствии средств измерений (приборов учета) объем потребленной горячей воды определяется расчетным методом исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды, определяемых в порядке, предусмотренном договором горячего водоснабжения (пункты 22 - 23 Правил горячего водоснабжения).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Из вышеуказанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, дано определение понятия норматива потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Аналогичное определение норматива потребления коммунальной услуги приведено в пункте 2 Правил N 354.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в спорном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, который допущен в эксплуатацию в установленном законом порядке. Объем потребленной тепловой энергии в горячей воде определен ответчиком на основании показаний общедомового прибора учета, представленных ответчиком.
Указанный прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей и обеспечивает раздельный учет компонентов: холодная вода в куб. м и тепловая энергия в Гкал.
Таким образом, поскольку объект ответчика оборудован общедомовым прибором учета на горячую воду, позволяющим определять объем горячего водоснабжения исходя из двух компонентов, суды обоснованно приняли во внимание позицию истца о необходимости определения объема поставленного энергоресурса на основании показаний прибора учета, с применением в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг установленного регулирующим органом двухкомпонентного тарифа, что соответствует вышеприведенным правовым нормам.
Весь объем горячей воды, поступающей в многоквартирный дом в спорный период приобретался ответчиком с целью оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилом доме. Указанный объем подлежит оплате на основании показаний общедомового прибора учета. В противном случае лишена смысла установка общедомовых приборов учета, по показаниям которых должны осуществляться расчеты за поставленный и потребленный ресурс между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком, что означает, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности, и, как следствие, возложение на ресурсоснабжающую организацию бремени несения убытков, возникающих в виде разницы между стоимостью фактически поставленного ресурса и стоимостью ресурса, определенного по нормативам потребления.
Доводы кассационной жалобы следует признать основанными на неправильном применении норм материального права.
Таким образом, расчет задолженности, произведенный на основании данных о показаниях общедомового прибора учета, позволяющего определить объем поставленного коммунального ресурса на горячее водоснабжение по двум компонентам, и на основании установленного предприятию регулирующим органом двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую потребителям с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, является обоснованным.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 310-ЭС15-12629, от 31.08.2015 N 309-ЭС15-9704, от 21.03.2016 N 305-ЭС16-905, от 29.12.2016 N 308-ЭС16-18683.
Учитывая то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, обстоятельствам дела и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов судами не допущено, у судебной коллегии кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А72-4096/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Е.Н.БУБНОВА
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Е.Н.БУБНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)