Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2017 N 21АП-394/2017 ПО ДЕЛУ N А84-3790/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 г. по делу N А84-3790/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" - Михайлова Н.В., доверенность N 828 от 29.12.2016,
от Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя - Пома А.И., доверенность б/н от 25.06.2016,
- иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрев повторно в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 января 2017 года по делу N А84-3790/2016 (судья Колупаева Ю.В.)
по заявлению государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" (299703, г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Межинского, д. 9)
к Главному управлению государственного жилищного надзора города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя:
общества с ограниченной ответственностью "Стандарт - Строй" (299001, г. Севастополь, ул. Брестская, 18-Б)
Департамента городского хозяйства города Севастополя в лице Управления содержания и эксплуатации жилищного фонда (299007, г. Севастополь, Республика Крым ул. Николая Музыки, 50; 299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2)
Фонда содействия капитальному ремонту города Севастополя (299014, г. Севастополь, ул. Фиолентовское шоссе д. 1/1; 299011, г. Севастополь, ул. Гоголя, д. 22)
на стороне органа, осуществляющего публичные полномочия: Яворской Светланы Александровны (ул. Раенко, 10, кв. 6, г. Севастополь, 299703)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2017 года по делу N А84-3790/2016 в удовлетворении заявления Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" (далее ГУПС) о признании незаконным и отмене предписания N 124 от 23.06.2016 года, выданного Главным управлением государственного жилищного надзора города Севастополя, отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" обратилась с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что судебное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному решению дела, выводы суда о законности предписания не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Проверяющим органом нарушен Федеральный закон 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Должностным лицом Госжилнадзором требования закона на проведение внеплановой выездной проверки выполнены не были, согласование с прокурором не осуществлялось. Проверка Госжилнадзором была проведена при отсутствии оснований для ее проведения без уведомления уполномоченного лица, а предписание не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации.
В судебном заседании 24.04.2017 представитель государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании 24.04.2017 представитель Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Яворская С.А. обратилась 31.05.2016 года в Госжилнадзор с жалобой на неправомерное бездействие ГУПС "УК "Инкерман", которое не предпринимает мер по ремонту общего имущества дома N 10 по ул. Раенко в городе Севастополе, в результате чего в ее квартире обвалился потолок.
На основании указанной жалобы, 02.06.2016 года начальником Управления Чагиной Г.И. издано распоряжения N 564 о проведении в период с 21.06.2016 года по 24.06.2016 года внеплановой выездной проверки соблюдения ГУПС "УК "Инкерман" обязательных лицензионных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно указанному распоряжению, целью проверки является проверка фактов, изложенных в обращении Яворской С.А., по вопросу содержания и ремонта общего имущества, а именно техническое состояние чердачного перекрытия в квартире 6 многоквартирного дома N 10 по улице Раенко в городе Севастополе.
02.06.2016 года за исх. N 1129 заявителю Госжилнадзором направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки, к которому приложено распоряжение N 564.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки получено директором управляющей компании Кудряшовой М.Л.
По результатам проведенной проверки, в присутствии представителя заявителя - директора Кудряшовой М.Л., выявлены нарушения обязательных требований, а именно: в многоквартирном доме N 10 по ул. Раенко в квартире N 6 установлено частичное отсутствие штукатурного слоя чердачного перекрытия, частичные разрушения, следы намокания чердачного перекрытия, чем нарушены пункты 4.3.1, 4.3.2 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 года N 170, пункт 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110.
По результатам внеплановой выездной проверки 23.06.2016 года Госжилнадзором вынесено Предписание N 124 в адрес ГУПС "УК "Инкерман", подписанное старшим инспектором отдела жилищного надзора Агаповой В.Ю., в соответствии с которым, в связи с установлением Управлением нарушения, а именно нарушение температурно-влажностного режима помещений не по вине проживающих, непринятие мер по устранению повреждений отделки квартир (от кровли), предписано в срок до 23.08.2016 года восстановить целостность перекрытия в квартире N 6 многоквартирного дома N 10 по ул. Раенко.
Предписание направлено заявителю почтой 24.06.2016 года.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, в соответствии со статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Государственный жилищный надзор - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении, и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений (часть 5 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ).
Постановлением Правительства Севастополя от 23.03.2016 года N 221-ПП утверждена новая редакция Положения о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя.
Пунктом 9.9 указанного Положения предусмотрено, что Госжилнадзор осуществляет в том числе: лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, за соблюдением следующих лицензионных требований: соблюдение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеуказанных норм суд первой инстанции верно установил, что Госжилнадзор является органом государственного жилищного надзора и осуществляет лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, для выполнения своих функций имеет право на проведение соответствующих проверок и издания по их результатам актов императивного характера, обязательных для исполнения субъектами, которым они адресованы, в том числе предписаний.
Доводы заявителя об отсутствии у органа, осуществляющего публичные полномочия, оснований для проведения внеплановой проверки, а также согласования ее проведения с органами прокуратуры, по мнению судебной коллегии являются ошибочными.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ЖК РФ, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Лицензионными требованиями являются, в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 193 Жилищного Кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для проведения внеплановой выездной проверки управляющей компании послужила жалоба Яворской С.А., содержащая сведения о неисполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, что соответствует требованиям вышеуказанных норм права. При этом, согласование проведения внеплановой проверки с прокуратурой в данном случае не требуется.
Статьями 161, 162 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, в связи с чем, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как усматривается из материалов дела, по договору управления многоквартирным домом от 15.03.2015 года, ГУПС "УК "Инкерман" приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы в целях управления многоквартирным домом N 10 по улице Раенко.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (Часть 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ).
Пунктом 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (пункт 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
В соответствии с пункт 42 Правил N 491, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года N 416, утверждены "Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
В соответствии с пунктом 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, а именно: выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 года N 6464/10 разъяснено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, изложенные в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяют параметры и условия, которые в полном объеме должны быть исполнены ответственными лицами и которым в целях обеспечения безопасности жильцов и сохранности жилого фонда в любом случае должны отвечать конструкции жилого дома.
В соответствии с пунктом 4.3.1. Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- - устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин;
- - исправное состояние перекрытий, звукоизоляцию;
- - устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития;
- - восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что ГУПС "УК "Инкерман", обслуживая указанный в оспариваемом Предписании жилой дом и получая от жителей в соответствии с договором плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, его содержанию и ремонту, обязано было соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В ходе проведенной проверки факт наличия недостатков был подтвержден и не оспаривается заявителем по данному делу.
Также, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что восстановление целостности перекрытий не относится к видам работ, которые являются капитальным ремонтом, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства (часть 5 статьи 166 ЖК РФ).
Кроме того, Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя".
На основании частей 1, 3, 6 и 8 статьи 8 указанного Закона, региональной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта утверждается в целях планирования и организации проведения на территории города Севастополя капитального ремонта, планирования предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта за счет средств бюджета города Севастополя, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории города Севастополя, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
3) плановый период проведения капитального ремонта;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Севастополя.
Капитальный ремонт, который проводится на основании региональной программы капитального ремонта, осуществляется по следующим видам работ и (или) услуг по капитальному ремонту, финансируемым за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт:
1) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
2) утепление и ремонт фасада, герметизация и ремонт межпанельных швов;
3) ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома;
7) разработка проектной документации, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (в случае необходимости в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя в сфере градостроительной деятельности).
В соответствии с "Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя", утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП, в указанную региональную программу на 2016 год были включены работы по капитальному ремонту крыши дому N 10 по улице Раенко.
Указанные работы были выполнены ООО "Стандарт-Строй" в соответствии с контрактом N КР-К/82 на выполнение работ по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов от 12.01.2016 года. Ремонт перекрытий по указанному контракту не проводился.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что восстановление целостности перекрытий не относится к видам работ, которые являются капитальным ремонтом.
В соответствующую региональную программу указанные работы не включены.
Также, судом первой инстанции обоснованно не принято то обстоятельство, что приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя N 192-ОД от 21.09.2016 года "Об утверждении перечней объектов по реализации соответствующих мероприятий основного мероприятия 1 "Капитальный ремонт многоквартирных домов", подпрограммы 1 "Улучшения технического состояния и развития жилищного хозяйства города Севастополя" государственной программы города Севастополя "Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015-2020 годы", финансируемых за счет средств бюджета города Севастополя по Департаменту городского хозяйства города Севастополя в 2016 году" в перечень объектов включена квартира 6 по улице Раенко, 10 (ремонт перекрытия).
Так, Постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 года N 253-ПП, была утверждена Государственная программа города Севастополя "Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015-2020 годы".
Как верно указал суд первой инстанции, включение работ в указанную Программу не могло являться основанием для освобождения управляющей компании от проведения работ, возложенных на нее законом и договором на управление многоквартирным домом, так как ремонт перекрытия в квартире 10 по улице Раенко был включен в указанную программу уже после выдачи Предписания и окончания срока его исполнения, следовательно, это обстоятельство не могло учитываться Госжилнадзором при принятии оспариваемого акта.
В соответствии с постановлением Правительства города Севастополя от 21 ноября 2016 года N 1112-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2020 годы", признано утратившими силу с 01 января 2017 года постановление Правительства Севастополя от 03.04.2015 года N 253-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015-2020 годы".
Выводы суда о том, что как на момент выдачи Предписания, так и на момент рассмотрения дела в суде объект - квартира N 6 дома N 10 по улице Раенко (ремонт перекрытия), не был включен в перечень объектов, подлежащих ремонту, в том числе капитальному за счет средств бюджета города Севастополя, являются обоснованными.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Предписание Госжилнадзора от 23.06.2016 года выдано полномочным органом, является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 января 2017 года по делу N А84-3790/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.ЕВДОКИМОВ
Судьи
В.А.ОМЕЛЬЧЕНКО
А.В.ПРИВАЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)