Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 N 10АП-3275/2017 ПО ДЕЛУ N А41-65359/16

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А41-65359/16


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 N 10АП-3275/2017 по делу N А41-65359/16 исправлена опечатка: вместо слов "судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А." читать "судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.".

судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Люкс Инжинеринг Групп" - Габреляна С.М. (представителя по доверенности от 04.08.2016),
от Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области - извещено, представитель не явился,
от администрация городского округа Балашиха Московской области - извещена, представитель не явился,
от Правительства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 по делу N А41-65359/16, принятое судьей Гейц И.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Люкс Инжинеринг Групп" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (далее - управление) от 22.08.2016 N 11/1381/170.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация городского округа Балашиха Московской области (далее - администрация), Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления, администрации, Правительства Московской области
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По результатам осмотра 15.08.2016 территории по адресу: Московская область, г. Балашиха, проспект Ленина, д. 32, корп. Б-В, корп. В-Г, корп. Г-Д, управление составило акт N 12/1381 в котором указала на размещение контейнерных площадок на удалении менее 20 метров от окон жилого дома, мест отдыха и детских игровых площадок, что, по мнению управления, свидетельствовало о нарушении обществом нормативных требований, установленных статьей 15 Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве).
В связи с этим управление 22.08.2016 выдало обществу предписание N 11/1381/170 об устранении выявленных нарушений в срок до 22.09.2016.
Общество, полагая, что это предписание от 22.08.2016 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, оспорило его в сентябре 2016 года в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о благоустройстве площадки для установки мусоросборников (контейнерные площадки) размещают на удалении от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее чем 20 м, на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличия разворотных площадок (12 x 12 м). Размещение площадок проектируется вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий. Территорию площадки располагают в зоне затенения (прилегающей застройкой, навесами или посадками зеленых насаждений).
Планировка и обустройство контейнерных площадок без приспособления для беспрепятственного доступа к ним и использования их инвалидами и другими маломобильными группами населения не допускается.
Согласно части 2 статьи 15 Закона о благоустройстве на территории жилого назначения площадки проектируются из расчета 0,03 кв. м на 1 жителя или 1 площадка на 6 - 8 подъездов жилых домов, имеющих мусоропроводы; если подъездов меньше - одну площадку при каждом доме, из чего следует, что вышеуказанные требования применяются, в том числе, при осуществлении жилой застройки территории.
Согласно требованиям по обеспечению санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, установленным "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно пунктам 2.1.3, 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: Московская область, г. Балашиха, проспект Ленина, д. 32, корп. Б, является частью объекта капитального строительства: жилой комплекс с нежилыми помещениями и автостоянкой (I пусковой комплекс I очереди строительства) по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон "Центр", который состоит из двух кварталов: "Восток" и "Запад". Застройщиком объекта является ООО "ТЕКТА Восток", что подтверждается проектной документацией указанного объекта капитального строительства.
Администрацией застройщику объекта - ООО "ТЕКТА Восток", выдано разрешение от 27.06.2013 N RU50315000 на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
Таким образом, поскольку застройщику объекта было выдано разрешение N RU50315000 на ввод объекта в эксплуатацию, объект капитального строительства соответствует требованиям проектной документации.
Согласно представленному обществом положительному заключению государственной экспертизы от 29.12.2012 N 50-1-2-2074-12 на экспертизу была представлена проектная документация, включающая в себя, в том числе, схему планировочной организации земельного участка; данная проектная документация предусматривает месторасположение площадок ТБО и согласно выводам экспертизы их месторасположение соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10; согласно выводам экспертизы проектная документация соответствует требованиям действующих технических регламентов, нормативных технических документов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Также согласно проекту "Обоснование возможности размещения площадок ТБО" в составе проекта строительства объектов II пускового комплекса I очереди строительства (квартал "Восток") микрорайона "Центр" г.о. Балашиха, проектом предусмотрено выполнение всех санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к местам временного накопления (хранения) отходов и размещения контейнеров для сбора мусора и отходов, предусмотренных п. п. 2.1.3, 2.1.4, п. п. 2.2.1, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88, п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.
Согласно данному проекту, несмотря на то, что в данном случае в условиях сложившейся застройки нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов от фасадов и подъездов жилого дома - расстояние от фасадов дома, площадок отдыха и детских площадок до мест установки контейнеров по сбору отходов составляет менее 20 метров, допустимо сокращение указанного разрыва, поскольку выполнены все требования СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 2524-82, направленные на предотвращение эпидемиологической опасности, связанной с хранением отходов; исключение нарушений санитарно-эпидемиологической обстановки и недопущение загрязнения и захламления внутридворовой территории мусором и ТБО.
После ввода указанного объекта строительства в эксплуатацию и присвоения адресов между ООО "ТЕКТА Восток" (застройщик) и обществом (управляющая компания) заключен договор от 27.06.2013 N 06-04 управления многоквартирными домами по адресу: Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 32А, д. 32Б, д. 32Г.
В состав общего имущества этих многоквартирных домов в соответствии с пунктом 1.6 договора управления входят, в том числе: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства; иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объекты, расположенные в границах указанного земельного участка.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество не вправе самостоятельно изменить расположение спорных контейнерных площадок, указанных в акте проверки, поскольку их расположение определено проектной технической документацией жилых домов, расположенных по упомянутым адресам.
Поскольку общество не является собственником контейнерной площадки, оно не вправе переносить или закрывать площадку, размещенную в соответствии с проектом застройки жилых домов.
Сходная правовая позиция также отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2016 по делу N А41-20644/16.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу также в установленный в нем срок.
Также при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание управления правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 по делу N А41-65359/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)