Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2017 N 09АП-36816/2017 ПО ДЕЛУ N А40-53004/2017

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. N 09АП-36816/2017

Дело N А40-53004/2017

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Владимирские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2017 года по делу N А40-53004/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Д.С. Рыбиным по иску ОАО "Владимирские коммунальные системы" к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств у ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности с Минобороны России за счет казны Российской Федерации 52.402 рублей 49 копеек, из них 50 277 рублей 44 копеек задолженности по оплате тепловой энергии и 2 125 рублей 5 копеек неустойки.
без вызова сторон

установил:

ОАО "Владимирские коммунальные системы" (далее по тексту также - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (ответчик1), а при недостаточности денежных средств у ответчика1 в порядке субсидиарной ответственности с Минобороны России (ответчик 2) за счет казны Российской Федерации 52 402 рублей 49 копеек, из них 50 277 рублей 44 копеек задолженности по оплате тепловой энергии в жилых домах по адресам: г. Владимир, ул. Фатьянова, д. 4,6 и ул. Нижняя Дуброва, д. 7 и 2 125 рублей 05 копеек неустойки.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 14 июля 2017 года Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что в материалах дела не имеется доказательств того, что все квартиры, теплоснабжение которых осуществлялось в спорный период, заселены по договорам служебного и социального найма.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ответчику1 на праве оперативного управления принадлежат квартиры N 25, 28, 33, 57, 75, 77, 89, 133, расположенные в многоквартирном жилом доме N 4, и квартиры N 24, 27, 44, 59, 116, расположенные в многоквартирном жилом доме N 6 по адресу: г. Владимир, ул. Фатьянова, а также квартиры N 26, 151, расположенные в многоквартирном жилом доме N 7 по адресу: г. Владимир, ул. Нижняя Дуброва, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРП. Истец осуществляет теплоснабжение вышеуказанных жилых домов N 4, 6, 7.
В силу ст. ст. 120, 210 и 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования п. 3 ст. 30, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственником. В этой связи, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Поскольку ответчику1 на праве оперативного управления принадлежат вышеуказанные квартиры, то истец полагает, что в силу ст. ст. 244, 249 Гражданского кодекса РФ и ст. ст. 36, 37, 39 Жилищного кодекса РФ учреждение обязано нести расходы по их содержанию.
С учетом вышеуказанных обстоятельств истец указывает на то, что он в период с 01.09.2016 по 31.12.2016 отпустил в вышеуказанные квартиры тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, однако ответчик1 свои обязательства по оплате поставленной ему истцом тепловой энергии в нарушение ст. ст. 307, 309, 310, 539, 548 Гражданского кодекса РФ в рассматриваемый период не исполнил, в связи с чем, задолженность ответчика перед истцом на дату принятия решения по настоящему делу составляет 50 277 рублей 44 копейки.
В рамках рассмотрения настоящего спора истцом ко взысканию с ответчика на основании ст. 330 Гражданского кодекса РФ также заявлена неустойка в размере 2 125 рублей 5 копеек.
Пунктом 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае Минобороны России как субсидиарный должник отвечает по неисполненным обязательствам ответчика1.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 678 Гражданского кодекса РФ и п. 5 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ, а также п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг лежит на нанимателе жилого помещения.
Ввиду чего суд пришел к выводу, что поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что договоры социального найма с физическими лицами расторгнуты и спорные помещения являются свободными от прав третьих лиц, у суда не имеется правовых оснований для возложения на ответчика1 обязанности по уплате задолженности физических лиц - нанимателей за потребленные коммунальные услуги, содержание жилья.
Кроме того, суд указал, что с учетом установленных в рамках рассмотрения настоящего спора обстоятельств, исходя из п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В связи с тем, что доказательств того, что истец предъявлял вышеуказанные исковые требования к ответчику1 в материалах дела не содержится, требования были предъявлены лишь к СТИУО Минобороны РФ, суд пришел к выводу о том, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Однако, апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания имущества. Согласно п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 244, 249 Гражданского кодекса РФ, статьями 37, 39, 156, 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, в издержках по его содержанию и сохранению путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по оплате за оказание коммунальных услуг до заключения договоров найма (по незаселенному помещению) лежит на Ответчике как на собственнике помещений, что не противоречит условиям Договора и соответствует правовым нормам, содержащимся в ст. 153 Жилищного кодекса РФ и 210 Гражданского кодекса РФ.
Установлено, что АО "Владимирские коммунальные системы" оплачивало оказание ресурсоснабжающими организациями коммунальных услуг во все помещения спорного жилищного фонда и несло расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного жилищного фонда по адресам, указанным в Перечне жилищного фонда, что подтверждается представленными Истцом сводными ведомостями по начислению по каждой оказанной услуге за спорный период, платежными документами для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, Актами выполненных услуг, платежными поручениями.
Исходя из установленных тарифов на коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества, пропорционально площади принадлежащих Ответчику помещений в указанном жилищном фонде.
Правильность представленного Истцом расчета задолженности по оплате оказанных коммунальных услуг и услуг по содержанию многоквартирных домов, подлежащей отнесению на Ответчика, проверена судом и посредством предоставления собственного контррасчета Ответчиком не опровергнута.
Довод Ответчика о недоказанности объемов оказания услуг, не принимается апелляционным судом.
Истцом представлены в материалы дела нормативно-правовые документы, устанавливающие тарифы коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4910/10 от 09.11.2010, при наличии утвержденных тарифов на содержание и текущих ремонт общего имущества, коммунальные услуги, оказание услуг по управлению жилыми домами, данных о площади многоквартирных домов управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их, по отношению к одному из собственников помещений.
Нормы действующего законодательства не предусматривают обязательное выделение точного размера доли собственника помещения в общем имуществе для последующего содержания общего имущества, учитывая и то, что расходы на содержание общего имущества, распределяются соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество, каждого собственника.
Представленные Истцом доказательства, а именно: подтверждающие несение им расходов (отпуск тепловой энергии, отпуск холодной воды, подача электроснабжения, расходы по текущему ремонту общего имущества), - отвечают принципу относимости и допустимости, согласуются между собой, объективно подтверждают и дополняют друг друга, получены с соблюдением требований законодательства, а их совокупность является достаточной для достоверного вывода о том, что Истцом понесены расходы в размере, предъявленном Истцом ко взысканию.
В судебном заседании апелляционного суда ответчик указал, что часть спорных жилых помещений, являются заселенными по договорам найма жилых помещений, в связи с чем, наниматели жилых помещений обязаны нести расходы по их содержанию и содержанию общего имущества жилого дома.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Доказательств того, что именно в спорный период часть спорных жилых помещений (без учета тех помещений, в отношении которых Истец заявил об отказе от исковых требований), была заселена, в материалах дела отсутствуют и Ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 Министерство обороны РФ является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области. Кроме того, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий (подпункт 31 пункта 10 Положения).
В соответствии с частями 1, 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается: - исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Обязанность нести расходы по содержанию и ремонту жилого помещения (включающая в себя обязанность по внесению платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике помещений и вытекает из закона.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.
В соответствии с положениями ст. ст. 210, 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Порядок управления многоквартирными домами определен разделом 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статья 154 ЖК РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плачу за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение. газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Пунктом 11 той же статьи ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из приведенных статей Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате коммунальных платежей возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.






































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)