Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2017 N 20АП-4463/2017 ПО ДЕЛУ N А09-4860/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2017 г. по делу N А09-4860/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стаханова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2017 по делу N А09-4860/2017 (судья Халепо В.В.),

установил:

следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска (город Брянск, ОГРН 1053211026406, ИНН 3233013304) (далее - МУП "Жилкомсервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (город Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) в лице отдела муниципального контроля (город Брянск) (далее - администрация) о признании недействительным предписания от 13.03.2017 N 49/319п/п (л.д. 3-7).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2017 в удовлетворении заявления отказано (л. д. 111-117).
Не согласившись с судебным актом, МУП "Жилкомсервис" обратилось с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт (л. д. 126-132). Заявитель ссылается на то, что инспектором отдела муниципального контроля Брянской городской администрации в ходе проверки не была установлена причина температурного перепада наружных стен в квартире N 195 по улице Чернышевского. Указал на то, что ответчиком не представлено доказательств того, что частичный температурный перепад наружных стен явился следствием недостаточного утепления наружных стен, а также того, что стена является дефектной, то есть, не доказана причинно-следственная связь между выявленным температурным перепадом наружных стен и необходимостью утепления стен.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2017 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 14.11.2016 по 01.12.2016 муниципальным инспектором отдела муниципального контроля Брянской городской администрации проведена проверка в отношении МУП "Жилкомсервис", по результатам которой был составлен акт проверки от 01.12.2016 N 319 (л.д. 35-37).
Предприятию выдано предписание от 01.12.2016 N 319 об устранении нарушения, выявленного в результате осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Брянска (л. д. 33-34), согласно которому МУП "Жилкомсервис" предписывалось при достижении оптимальной температуры наружного воздуха провести обследование квартиры N 195 многоквартирного дома N 52 по улице Чернышевского города Брянска на предмет промерзания стен, при выявлении факта промерзания стен в указанной квартире - рассмотреть вопрос о включении работ по их утеплению в план работ по текущему ремонту на 2017 год.
Во исполнение данного предписания МУП "Жилкомсервис" было проведено обследование стен указанной квартиры, в результате которого было установлено превышение величины допустимого температурного перепада для наружных стен (л. д. 42).
В период с 06.03.2017 по 13.03.2017 отделом муниципального контроля Брянской городской администрации проведена проверка исполнения МУП "Жилкомсервис" предписания от 01.12.2016 N 319, в ходе которой установлен факт превышения в отдельных местах указанной квартиры величины допустимого температурного перепада для наружных стен, установленного "СНиП II-3-79*. Строительные нормы и правила. Строительная теплотехника", что подтверждается актом проверки N 49/319п/п от 13.03.2017 (л. д. 50-52).
По результатам проверки МУП "Жилкомсервис" выдано предписание от 13.03.2017 N 49/319п/п об устранении нарушения, выявленного в результате осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Брянска (л.д. 53), которым предприятию предписывалось провести утепление стен квартиры N 195 многоквартирного дома N 52 по улице Чернышевского города Брянска в местах, где превышена величина допустимого температурного перепада.
Ссылаясь на то, что указанное предписание администрации является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, МУП "Жилкомсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (л.д. 3-7).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Согласно частям 1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. В Правилах N 170 указано, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в любом случае (в целях безопасности людей и сохранности жилого дома) должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; тепло и влагозащиту наружных стен.
В соответствии со "СНиП II-3-79*. Строительные нормы и правила. Строительная теплотехника", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 14.03.1979 N 28 (таблица 2); "СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий", принятыми постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 113 (таблица 5); "СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003", утвержденными приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265 (таблица 5), нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции для наружных стен в жилых помещениях не должен превышать 4,0 градусов.
Исходя из приложения 7 "Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов" к "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, приложения N 2 к "Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004", утвержденному Госстроем России 01.01.2004, утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях входит в перечень работ по текущему ремонту.
Согласно пункту 2 приложения N 7 к Правилам N 170 работы по герметизации стыков, заделке и восстановлению архитектурных элементов, ремонту и окраске фасадов относятся к работам по текущему ремонту.
Из материалов дела усматривается, что МУП "Жилкомсервис" на основании договора от 12.01.2007 N 15/32 управления многоквартирным домом в городе Брянск, улица Чернышевского, дом N 52 приняло на себя обязательства по обеспечению благоприятных условий проживания граждан, по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 15-20).
Таким образом, действующим законодательством и условиями договора именно на управляющую организацию возложена обязанность по проведению текущего ремонта и надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по утеплению наружных стен многоквартирного дома.
Судом установлено, что МУП "Жилкомсервис" не оспаривается превышение величины допустимого температурного перепада для наружных стен.
Как правомерно отметил арбитражный суд первой инстанции, право выбора способа выполнения предписания предоставлено предприятию в соответствии с возложенными на него обязанностями по управлению многоквартирным домом.
Вместе с тем доказательств принятия каких-либо мер по выяснению причин превышения величины допустимого температурного перепада и определению объема работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, предприятием не представлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о ненадлежащем исполнении МУП "Жилкомсервис" обязанности по надлежащему содержанию спорного общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание администрации соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предприятия, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Доводы жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя - МУП "Жилкомсервис".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2017 по делу N А09-4860/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска (город Брянск, ОГРН 1053211026406, ИНН 3233013304) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)