Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.11.2014 N 33-18760/2014 ПО ДЕЛУ N 2-2742/2014

Требование: О признании незаконным отказа включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены.

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Участник долевого строительства указывает, что жилой дом не построен, при этом на момент выдачи разрешения на строительство законодательство не предусматривало такой формы защиты прав граждан, как включение в реестр.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. N 33-18760/2014


Судья: Павлова О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Селезневой Е.Н., Бутковой Н.А.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-2742/2014 по апелляционной жалобе И.О. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2014 года, постановленного по заявлению И.О. о признании незаконным решения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга об отказе включить в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены, обязании включить сведения в указанный Реестр.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя - И.С., представителя заинтересованного лица Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга - Н., Судебная коллегия
установила:

И.О. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2014 года об отказе включить в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В обоснование требований заявитель указал, что 19 июля 2006 года заключил с <Ю.Л.1.> договор о долевом участии в инвестировании строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Объектом инвестирования является <...> квартира общей площадью <...> кв. м, расположенная на <...> этаже, в <...> подъезде, строительный номер N <...>. Плановый срок окончания строительства - 1 квартал 2008 года, срок передачи квартиры Дольщику - 30 декабря 2008 года.
Свои обязательства <Ю.Л.1.> не исполнило. В связи с этим заявитель соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 и имеет право на включение его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Отказ Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга во включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по тем основаниям, что разрешение на строительство указанного многоквартирного дома выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а потому положения закона не распространяются на правоотношения, возникшие между заявителем и заказчиком (застройщиком), по мнению заявителя является незаконным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просил обязать Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга включить его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2014 года отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя указал, что суд первой инстанции перепутал два реестра - Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, который формируется и ведется в соответствии с Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших", и Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, который ведется на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 августа года 2011 N 1159 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге". Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2014 года признано законным невключение заявителя в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, который ведется на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 августа года 2011 N 1159 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге", однако заявитель оспаривал отказ во включении его в иной реестр граждан - Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, который формируется и ведется в соответствии с Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 и такие требования И.О. не рассмотрены, оценка решению Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга не дана.
Представитель Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, пояснив, что, несмотря на то, что судом неверно применены нормы материального права и указано на правомерность невключения заявителя в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, который ведется на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 августа года 2011 N 1159, по существу спора решение суда первой инстанции является верным, поскольку заявитель не соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, т.к. разрешение на строительство многоквартирного дома выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ, а потому И.О. не имеет права на включение в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, который формируется и ведется в соответствии с Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403.
Заявитель И.О. в суд апелляционной инстанции не явился. О времени судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки и ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил. Согласно ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 года N <...>, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлены инвестиционные условия при проектировании и строительстве жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>
19 июля 2006 года между <Ю.Л.1.> (заказчик) и И.О. (дольщик) заключен договор N <...> о долевом участии в инвестировании строительства, с объектом инвестирования в виде <...> квартиры, расположенной на <...> этаже в <...> подъезде, общей площадью <...> кв. м, строительный номер <...>, по строительному адресу: <адрес>
Вступившим в законную силу решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 мая 2009 года по гражданскому делу N 2-918/2009 установлено, что <Ю.Л.1.> не выполнило в установленный договором срок обязательство передать И.О. в собственность указанную <...> квартиру, и в связи с этим, часть денежной суммы, уплаченной И.О. во исполнение своих обязательств по инвестиционному договору, а именно <...> рублей, взысканы судом в пользу И.О. качестве убытков, а также взыскана неустойка в размере <...> рублей и компенсация морального вреда <...> рублей.
21 января 2014 года И.О. обратился в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, который формируется в соответствии с Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших".
Решением Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2014 года И.О. отказано во включении в указанный Реестр. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что строительство жилого дома по адресу: <адрес> осуществлялось на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 года N <...> "О проектировании и строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, т.е. разрешение на строительство выдано ранее вступления в силу Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а потому на взаимоотношения И.О. и застройщика действие норм Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не распространяется.
Разрешая спор, суд сделал правильный вывод о законности отказа Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга, однако неверно мотивировал свое решение, указав, что у заявителя не возникло права на включение в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, который ведется на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 августа года 2011 N 1159, поскольку что ч. 1 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге" предусмотрен иной правовой механизм реализации прав участников долевого строительства, нуждающихся в защите, который состоит в возможности досрочного прекращения в установленном действующим законодательством порядке прав застройщика на земельный участок и последующее его предоставление в, установленном законом порядке в целях завершения строительства с учетом законных прав участников долевого строительства, нуждающихся в защите. Постановление Правительства от 27 июля 2004 года N <...> признано утратившим силу в связи с длительным неисполнением обязательств по строительству многоквартирного дома, а Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга 86-рп от 22 сентября 2009 года "О мерах по контролю за осуществлением долевого строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес> строительство указанного дома предоставлено <Ю.Л.2.> и 24 февраля 2012 <Ю.Л.2.> выдано разрешение на строительство N <...>, поэтому указанным постановлением уже приняты меры по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а именно неприменение положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Приказа Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших" не повлекло постановление незаконного решения по существу спора и не нарушило права заявителя.
Так, в силу положений п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, а также по осуществлению формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге и опубликованию в средствах массовой информации и в сети Интернет сведений, содержащихся в Реестре участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге возложены на Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (п. п. 3-14.1, 3-14.3 Положения о Комитете по строительству, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 года N 650).
Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших" (далее - Приказ Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В силу п. 4 Правил ведения Реестра граждан, чьи денежные средства были привлечения для строительства многоквартирных домом и чьи права нарушены (являющихся приложением N 2 Приказа Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403) включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п. 2 Приложения N 1 к настоящему приказу (далее - заявители).
При этом согласно п. 14 названных Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр является, в частности, несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 27 указанного Закона, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа опубликован в "Российской газете" N 292 от 31 декабря 2004, таким образом, данный Федеральный закон вступил в силу 1 апреля 2005.
Таким образом, указанный Закон регулирует инвестиционную деятельность в жилищной сфере в Российской Федерации, а также полномочия контролирующего органа по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение Реестра таких граждан с момента вступления Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ в силу. Следовательно, действие названного Закона распространяется только на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объектов, разрешение на строительство которых получено после 1 апреля 2005 года.
К отношениям, возникшим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены до указанной даты (т.е. до 1 апреля 2005 года), в целях приобретения в собственность жилого или нежилого помещения исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются общие положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих из договора, положения об отдельных видах обязательств, а также законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Аналогичное толкование вышеприведенных норм законодательства изложено в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года.
Как указано в настоящем апелляционном определении ранее, строительство жилого дома, в которое входит и приобретенное И.О. по договору долевого участия жилое помещение, осуществлялось на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 года N <...> "О проектировании и строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, т.е. изначально осуществлялось на основании разрешения на строительство, выданного до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ. Следовательно, нормы Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ не регулируют правоотношения И.О. и <Ю.Л.1.>, возникшие по договору N <...> от 19 июля 2006 года о долевом участии в инвестировании строительства жилого дома.
Доводы заявителя о том, что постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 года N <...> не является разрешением на строительство, а надлежаще оформленное разрешение на строительство вышеуказанного объекта выдано лишь 18 июня 2007 года, в связи с чем на заявителя распространяются положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство.
Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
До 24 ноября 2005 года на территории Санкт-Петербурга выдача разрешений на строительство осуществлялась в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 33 декабря 2003 года N 778-116 (в редакции от 30 декабря 2004 года) "О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", согласно которому выдача разрешений на строительство и контроль за осуществлением градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге осуществляются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, органами государственного надзора и контроля в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга (ст. 21).
Как следует из раздела 3 Территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости" (ТСН 12-316-2002), утвержденных распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23 декабря 2002 года N 2667-ра) разрешением на строительство являлся документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, капитальный ремонт и реставрацию здания, строения, сооружения и благоустройство территории. Разрешение на строительство в Санкт-Петербурге выдается губернатором Санкт-Петербурга, а также председателем Комитета по градостроительству и архитектуре собственникам объекта недвижимости.
При изложенных обстоятельствах, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 года N <...>, подписанное Губернатором Санкт-Петербурга М., являлось разрешением на проектирование и строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 4 декабря 2013 года, в случае, если разрешение на строительство многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) выдавалось неоднократно, вопрос о возможности применения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" разрешается с учетом даты выдачи первоначального разрешения на строительство.
Учитывая, что первоначальное разрешение на строительство вышеуказанного многоквартирного дома выдано до 1 апреля 2005 года, то отношения, связанные с привлечением денежных средств И.О. для долевого строительства многоквартирного дома не регулируются положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ. В связи с этим права на включение в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403, у И.О. не имеется.
Таким образом, ошибочное применение судом иных норм материального права не привлекло неправильное разрешение дела по существу требований заявителя. В связи с этим оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявления И.О., не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)